Электроусилитель рулевого управления
Электроусилитель руля (сокращенно ЭУР) — устройство, работающее на электромеханическом принципе и предназначенное для снижения усилия при повороте рулевого колеса.
Оглавление
Устанавливается на многих легковых машинах и грузовиках, в том числе на грузовых пикапах. Ниже рассмотрим, из каких элементов состоит ЭУР, как он работает, чем отличается от ГУР, и с какими неисправностями приходится сталкиваться автовладельцам.
Что такое электроусилитель (ЭУР)
На английском языке система известна под названием Electric Power Steering (EPS), что в переводе на русский означает «электроусилитель руля». Цель применения ЭУР состоит в уменьшении усилия, которое приходится прикладывать водителю для поворота руля влево и вправо при повороте машины.
Первые наработки системы создал еще Генри Форд, но практическое применение пришлось только на 90-е годы.
ВажноПервопроходцем стала компания Тойота, которая установила ЭУР на модели MR2. В дальнейшем электрический усилитель стали применять производители в Европе — Фольксваген, Ситроен, Пежо и другие.
Электроусилитель руля получил популярность, благодаря большей надежности, снижению расхода топлива, простоте обслуживания и надежности. Такие системы отличаются экологической чистотой, безопасностью и возможностью организации автоматического управления.
Устройство, принцип работы
Одна из особенностей электроусилителя рулевого управления— простая конструкция и компактность. Узел состоит из следующих элементов:
- Электрический двигатель (чаще всего асинхронный). Обеспечивает работу усилителя руля. Устанавливается на валу рулевого колеса или передает момент рулевой рейке.
- Система управления. В ее состав входит ЭБУ и исполнительные органы.
- Датчики. Контролируют угол поворота рулевого колеса и крутящий момент.
Дополнительно ЭУР получает данные от колесных датчиков и ЭБУ двигателя. После сбора информации принимается решение о запуске электрического мотора и исполнительных элементов.
Принцип работы системы имеет следующий вид:
- Вращение рулевого колеса водителем.
- Передача крутящего момента с помощью торсиона на исполнительный механизм.
- Измерение закрутки торсиона датчиком, контролирующим крутящий момент.
- Замер угла поворота руля отдельным датчиком.
- Сбор и передача информации от датчиков и других контролирующих органов к ЭБУ.
- Расчет крутящего момента электрического двигателя и изменение тока.
- Поддержка работы мотора в оптимальном режиме.
- Передача крутящего момента к рулевому механизму, а потом через тяги к колесам.
Управление электроусилителем руля осуществляется в одном из следующих режимов:
- Парковка. Отличается небольшой скоростью движения или нахождением на одном месте с заведенным двигателем. Срабатывает при больших углах вращения рулевого колеса. Данные которые идут с «поворотного» датчика, направляются на ЭБУ, а при минимальной скорости и большом моменте вращения включается соответствующий режим. Его суть — наибольшая нагрузка на мотор и легкое вращение руля.
- Город. Для такого движения характерны частые остановки, повороты и перестроения. Скорость движения от 40 до 60 км/час. Двигатель ЭУР получают среднюю нагрузку и, соответственно, делает вращение рулевого колеса более сложным.
- Трасса. На больших скоростях вращение колес почти отсутствует, поэтому ЭБУ почти полностью снимает усилие с двигателя. Такое решение упрощает управление автомобилем и делает его более устойчивым. Если бы руль оставался «мягким», как при «парковочном» или «городском» режиме, это могло бы привести к ДТП.
- Фиксация правильной позиции колес. Одна из функций ЭБУ состоит в поддержании колеса в средней позиции. Эта опция может потребоваться при расхождении давления в колесах. Система обрабатывает полученные данные и проводит корректировку.
Во всех вышеописанных случаях система работает автоматически и принимает решение с учетом полученной информации. Решение об изменении усилия принимается почти мгновенно, что обеспечивает необходимую безопасность движения.
Схема электроусилителя руля
Конструктивно блок электроусилителя руля бывает двух типов:
- Внутри рулевой колонки.
- С передачей момента на вал руля с помощью механики.
Второй тип более популярный и официально называется электромеханической системой. Конструктивно устройство может представляться в виде усилителей следующих видов:
- две шестерни: одна шестерне передает момент на рейку, а вторая вращается с помощью мотора;
- параллельный привод — передача усилия на рейку системы с помощью ремня или винтово-шариковой гайки.
Сравнение электроусилителя и гидроусилителя
С появлением электроусилителей возникли дискуссии по поводу актуальности применения гидравлического и электрического усилителей. Главные особенности:
- ГУР —конструкция, которая не зависит от электрической части и не боится сбоев ЭБУ. Недостатком является множество трубок, соединений и уплотняющих элементов, которые изнашиваются в процессе движения транспортного средства. По этой причине такие системы считаются менее надежными и требующими периодического обслуживания.
- ЭУР — более простая система, отличающаяся большей компактностью и продуманной логикой работы. Для ее обслуживания дополнительные расходные материалы и не нужны.
К преимуществам электроусилителя руля Тойота или других авто в сравнении с ГУР стоит отнести:
- небольшие размеры;
- меньший расход топлива, благодаря непостоянной нагрузке на мотор;
- простая настройка, предусматривающая внесение изменений в ЭБУ;
- множество режимов работы и автоматическая настройка;
- надежность, благодаря отсутствия гидравлической системы.
Слабые места ЭУР в сравнении с гидроусилителем:
- большая мощность мотора, который может потреблять до 40% от мощности генератора;
- частый перегрев электроусилителя руля с необходимостью останавливать машину для охлаждения;
- невозможность применения на грузовиках с большой грузоподъемностью из-за небольшой мощности;
- слабая защита от влаги;
- более высокая цена.
Главным критерием для многих производителей и покупателей является экономичность системы. К примеру, в автомобилях с ГУР часть мощности силового агрегата идет на насос, работающий без остановок. Также гидроусилитель не может работать постоянно. Если повернуть руль и удерживать его в предельном положении 12-15 секунд, насос перегревается, что ведет к его износу.
ЭУР в этом отношении отличается большей экономичностью. Он не забирает мощность у мотора постоянно и срабатывает только при повороте колеса.
Это снижает расход горючего и улучшает динамические характеристики. Как и в случае с ГУР, электроусилитель также может перегреваться. В таком случае он дает соответствующий сигнал на приборную панель.
Основные неисправности
Несмотря на компактность и относительную надежность, неисправности электроусилителя руля все-таки случаются. Причиной может быть неправильное и несвоевременное обслуживание, ошибки в эксплуатации, применение неоригинальных запчастей в процессе ремонта и прочее.
При появлении неисправности ЭУР на приборной панели машины начинает светиться желтая лампа. Она сигнализирует о наличии сбоев в работе механизма и необходимости его проверки. Первое, что может выйти из строя — предохранитель. Он защищает водителя от случайного срабатывания системы на большой скорости. При его перегорании управлять машиной можно, но по возможности устройство нужно заменить.
Главные неисправности электроусилителя:
- постепенное снижение напряжения;
- отказ датчика, который определяет скорость и не подает сигнал;
- повышение частоты работы мотора.
Причиной повреждения может быть не только предохранитель, но и повреждение самих датчиков, неисправность проводов и других элементов. Наиболее сложная неисправность— перегорание мотора, которое может быть связано с попаданием влаги или естественным износом. Решением такого вопроса является только замена, для которой необходимо обращаться на СТО.
Бывают ситуации, когда лампочка поломки начинает гореть после замены АКБ.
В таком случае нужно сделать небольшую поездку, после чего источник света гаснет. В редких ситуация возможна проблема с ЭБУ. В таком случае не обойтись без помощи мастеров на СТО, которые проводят диагностику, определяют причину появления ошибки и дают рекомендации по дальнейшим шагам.
Цена ремонта и деталей
Восстановление ЭУР — дорогостоящая работа, стоимость которой зависит от политики сервиса, вида работ, срочности и иных факторов. Приведем ориентировочные цены на ремонт узла в России:
- демонтаж и монтаж — от 4000 р;
- ремонт — от 10000 р;
- прошивка и калибровка ЭУР — по 10000 р каждая работа;
- адаптация электроусилителя — от 2500 р;
- сход и развал — 1500 и 2000 р соответственно.
В запущенных случаях, когда необходимо восстановление или замена нескольких элементов, может потребоваться от 20-25 тысяч рублей и более. При расчете потенциальных затрат необходимо учитывать стоимость деталей для установки. К примеру, купить электроусилитель руля можно по цене от 30 000 рублей и выше. Многое зависит от марки / модели и состояния. Покупка на вторичном рынке может обойтись дешевле.
Стоимость датчиков — от 5-10 тысяч рублей, предохранителя — от 120 рублей и т. д. Многие СТО имеют в ассортименте необходимые запчасти, поэтому остается только заплатить. Минус в том, что цена деталей может быть выше, чем при самостоятельной покупке.
Заключение
ЭУР— сравнительно новая система, отличающаяся компактностью, надежностью и экономичностью с позиции топлива.
Главными недостатками остается небольшая мощность, не позволяющая устанавливать систему на тяжелых грузовых автомобилях, а также высокая цена электроусилителя руля. Пока ЭУР можно встретить только на грузовых пикапах, но со временем он может появиться и на тягачах.
- Получение прав на управление спец.техникой.
- Удаленное управление грузоперевозками
- Учёные из Челябинска решают проблему безопасного вождения
- В 2017 году американские автомобили получат «умную» систему управления
- Новый Iveco Daily меняет подход к бизнесу городских перевозок грузов
- Новая модульная платформа от PSA Peugeot Citroen
- Электроусилитель рулевого управления
Очень познавательная и интересная статья. Действительно электроусилитель руля незаменимая вещь особенно для женщин, но как и любой механизм он тоже подвержен неисправностям. Поэтому за ним надо смотреть и вовремя обслуживать впрочем как и любую систему автомобиля.
Не понимаю как вообще можно сравнивать разные системы усилителя руля. У каждого свой принцип действия и противодействия. По мне лучше конечно электроусилитель, с ним меньше хлопок. Гидроусилитель чаще ломается и ремонт обходится в не малую сумму. Самое классное что человечество эту вещь придумало!
Ездил и на автомобилях с ГУР, и с ЭУР. Честно говоря, разница ощущается сразу. Электроусилитель намного плавнее и легче крутить, чем гидроусилитель. Без проблем выворачивал до упора его одним пальцем, с ГУР же все не так легко, да еще и звук неприятный появляется, если до упора крутануть и держать. Но в том, что ремонт ЭУР более затратный - это да!