Электроусилитель рулевого управления
Электроусилитель руля (сокращенно ЭУР) — устройство, работающее на электромеханическом принципе и предназначенное для снижения усилия при повороте рулевого колеса.
Оглавление
Устанавливается на многих легковых машинах и грузовиках, в том числе на грузовых пикапах. Ниже рассмотрим, из каких элементов состоит ЭУР, как он работает, чем отличается от ГУР, и с какими неисправностями приходится сталкиваться автовладельцам.
Что такое электроусилитель (ЭУР)
На английском языке система известна под названием Electric Power Steering (EPS), что в переводе на русский означает «электроусилитель руля». Цель применения ЭУР состоит в уменьшении усилия, которое приходится прикладывать водителю для поворота руля влево и вправо при повороте машины.
Первые наработки системы создал еще Генри Форд, но практическое применение пришлось только на 90-е годы.
ВажноПервопроходцем стала компания Тойота, которая установила ЭУР на модели MR2. В дальнейшем электрический усилитель стали применять производители в Европе — Фольксваген, Ситроен, Пежо и другие.
Электроусилитель руля получил популярность, благодаря большей надежности, снижению расхода топлива, простоте обслуживания и надежности. Такие системы отличаются экологической чистотой, безопасностью и возможностью организации автоматического управления.
Устройство, принцип работы
Одна из особенностей электроусилителя рулевого управления— простая конструкция и компактность. Узел состоит из следующих элементов:
- Электрический двигатель (чаще всего асинхронный). Обеспечивает работу усилителя руля. Устанавливается на валу рулевого колеса или передает момент рулевой рейке.
- Система управления. В ее состав входит ЭБУ и исполнительные органы.
- Датчики. Контролируют угол поворота рулевого колеса и крутящий момент.
Дополнительно ЭУР получает данные от колесных датчиков и ЭБУ двигателя. После сбора информации принимается решение о запуске электрического мотора и исполнительных элементов.
Принцип работы системы имеет следующий вид:
- Вращение рулевого колеса водителем.
- Передача крутящего момента с помощью торсиона на исполнительный механизм.
- Измерение закрутки торсиона датчиком, контролирующим крутящий момент.
- Замер угла поворота руля отдельным датчиком.
- Сбор и передача информации от датчиков и других контролирующих органов к ЭБУ.
- Расчет крутящего момента электрического двигателя и изменение тока.
- Поддержка работы мотора в оптимальном режиме.
- Передача крутящего момента к рулевому механизму, а потом через тяги к колесам.
Управление электроусилителем руля осуществляется в одном из следующих режимов:
- Парковка. Отличается небольшой скоростью движения или нахождением на одном месте с заведенным двигателем. Срабатывает при больших углах вращения рулевого колеса. Данные которые идут с «поворотного» датчика, направляются на ЭБУ, а при минимальной скорости и большом моменте вращения включается соответствующий режим. Его суть — наибольшая нагрузка на мотор и легкое вращение руля.
- Город. Для такого движения характерны частые остановки, повороты и перестроения. Скорость движения от 40 до 60 км/час. Двигатель ЭУР получают среднюю нагрузку и, соответственно, делает вращение рулевого колеса более сложным.
- Трасса. На больших скоростях вращение колес почти отсутствует, поэтому ЭБУ почти полностью снимает усилие с двигателя. Такое решение упрощает управление автомобилем и делает его более устойчивым. Если бы руль оставался «мягким», как при «парковочном» или «городском» режиме, это могло бы привести к ДТП.
- Фиксация правильной позиции колес. Одна из функций ЭБУ состоит в поддержании колеса в средней позиции. Эта опция может потребоваться при расхождении давления в колесах. Система обрабатывает полученные данные и проводит корректировку.
Во всех вышеописанных случаях система работает автоматически и принимает решение с учетом полученной информации. Решение об изменении усилия принимается почти мгновенно, что обеспечивает необходимую безопасность движения.
Схема электроусилителя руля
Конструктивно блок электроусилителя руля бывает двух типов:
- Внутри рулевой колонки.
- С передачей момента на вал руля с помощью механики.
Второй тип более популярный и официально называется электромеханической системой. Конструктивно устройство может представляться в виде усилителей следующих видов:
- две шестерни: одна шестерне передает момент на рейку, а вторая вращается с помощью мотора;
- параллельный привод — передача усилия на рейку системы с помощью ремня или винтово-шариковой гайки.
Сравнение электроусилителя и гидроусилителя
С появлением электроусилителей возникли дискуссии по поводу актуальности применения гидравлического и электрического усилителей. Главные особенности:
- ГУР —конструкция, которая не зависит от электрической части и не боится сбоев ЭБУ. Недостатком является множество трубок, соединений и уплотняющих элементов, которые изнашиваются в процессе движения транспортного средства. По этой причине такие системы считаются менее надежными и требующими периодического обслуживания.
- ЭУР — более простая система, отличающаяся большей компактностью и продуманной логикой работы. Для ее обслуживания дополнительные расходные материалы и не нужны.
К преимуществам электроусилителя руля Тойота или других авто в сравнении с ГУР стоит отнести:
- небольшие размеры;
- меньший расход топлива, благодаря непостоянной нагрузке на мотор;
- простая настройка, предусматривающая внесение изменений в ЭБУ;
- множество режимов работы и автоматическая настройка;
- надежность, благодаря отсутствия гидравлической системы.
Слабые места ЭУР в сравнении с гидроусилителем:
- большая мощность мотора, который может потреблять до 40% от мощности генератора;
- частый перегрев электроусилителя руля с необходимостью останавливать машину для охлаждения;
- невозможность применения на грузовиках с большой грузоподъемностью из-за небольшой мощности;
- слабая защита от влаги;
- более высокая цена.
Главным критерием для многих производителей и покупателей является экономичность системы. К примеру, в автомобилях с ГУР часть мощности силового агрегата идет на насос, работающий без остановок. Также гидроусилитель не может работать постоянно. Если повернуть руль и удерживать его в предельном положении 12-15 секунд, насос перегревается, что ведет к его износу.
ЭУР в этом отношении отличается большей экономичностью. Он не забирает мощность у мотора постоянно и срабатывает только при повороте колеса.
Это снижает расход горючего и улучшает динамические характеристики. Как и в случае с ГУР, электроусилитель также может перегреваться. В таком случае он дает соответствующий сигнал на приборную панель.
Основные неисправности
Несмотря на компактность и относительную надежность, неисправности электроусилителя руля все-таки случаются. Причиной может быть неправильное и несвоевременное обслуживание, ошибки в эксплуатации, применение неоригинальных запчастей в процессе ремонта и прочее.
При появлении неисправности ЭУР на приборной панели машины начинает светиться желтая лампа. Она сигнализирует о наличии сбоев в работе механизма и необходимости его проверки. Первое, что может выйти из строя — предохранитель. Он защищает водителя от случайного срабатывания системы на большой скорости. При его перегорании управлять машиной можно, но по возможности устройство нужно заменить.
Главные неисправности электроусилителя:
- постепенное снижение напряжения;
- отказ датчика, который определяет скорость и не подает сигнал;
- повышение частоты работы мотора.
Причиной повреждения может быть не только предохранитель, но и повреждение самих датчиков, неисправность проводов и других элементов. Наиболее сложная неисправность— перегорание мотора, которое может быть связано с попаданием влаги или естественным износом. Решением такого вопроса является только замена, для которой необходимо обращаться на СТО.
Бывают ситуации, когда лампочка поломки начинает гореть после замены АКБ.
В таком случае нужно сделать небольшую поездку, после чего источник света гаснет. В редких ситуация возможна проблема с ЭБУ. В таком случае не обойтись без помощи мастеров на СТО, которые проводят диагностику, определяют причину появления ошибки и дают рекомендации по дальнейшим шагам.
Цена ремонта и деталей
Восстановление ЭУР — дорогостоящая работа, стоимость которой зависит от политики сервиса, вида работ, срочности и иных факторов. Приведем ориентировочные цены на ремонт узла в России:
- демонтаж и монтаж — от 4000 р;
- ремонт — от 10000 р;
- прошивка и калибровка ЭУР — по 10000 р каждая работа;
- адаптация электроусилителя — от 2500 р;
- сход и развал — 1500 и 2000 р соответственно.
В запущенных случаях, когда необходимо восстановление или замена нескольких элементов, может потребоваться от 20-25 тысяч рублей и более. При расчете потенциальных затрат необходимо учитывать стоимость деталей для установки. К примеру, купить электроусилитель руля можно по цене от 30 000 рублей и выше. Многое зависит от марки / модели и состояния. Покупка на вторичном рынке может обойтись дешевле.
Стоимость датчиков — от 5-10 тысяч рублей, предохранителя — от 120 рублей и т. д. Многие СТО имеют в ассортименте необходимые запчасти, поэтому остается только заплатить. Минус в том, что цена деталей может быть выше, чем при самостоятельной покупке.
Заключение
ЭУР— сравнительно новая система, отличающаяся компактностью, надежностью и экономичностью с позиции топлива.
Главными недостатками остается небольшая мощность, не позволяющая устанавливать систему на тяжелых грузовых автомобилях, а также высокая цена электроусилителя руля. Пока ЭУР можно встретить только на грузовых пикапах, но со временем он может появиться и на тягачах.
- Получение прав на управление спец.техникой.
- Удаленное управление грузоперевозками
- Учёные из Челябинска решают проблему безопасного вождения
- В 2017 году американские автомобили получат «умную» систему управления
- Новый Iveco Daily меняет подход к бизнесу городских перевозок грузов
- Новая модульная платформа от PSA Peugeot Citroen
- Электроусилитель рулевого управления
Очень познавательная и интересная статья. Действительно электроусилитель руля незаменимая вещь особенно для женщин, но как и любой механизм он тоже подвержен неисправностям. Поэтому за ним надо смотреть и вовремя обслуживать впрочем как и любую систему автомобиля.
Не понимаю как вообще можно сравнивать разные системы усилителя руля. У каждого свой принцип действия и противодействия. По мне лучше конечно электроусилитель, с ним меньше хлопок. Гидроусилитель чаще ломается и ремонт обходится в не малую сумму. Самое классное что человечество эту вещь придумало!
Ездил и на автомобилях с ГУР, и с ЭУР. Честно говоря, разница ощущается сразу. Электроусилитель намного плавнее и легче крутить, чем гидроусилитель. Без проблем выворачивал до упора его одним пальцем, с ГУР же все не так легко, да еще и звук неприятный появляется, если до упора крутануть и держать. Но в том, что ремонт ЭУР более затратный - это да!
Электроусилитель руля (ЭУР) действительно стал значительным шагом вперед в автомобильной индустрии. Мне кажется, что это одно из тех нововведений, которые делают вождение более комфортным и безопасным. Особенно впечатляет, как эта система адаптируется к разным условиям вождения — будь то парковка, город или трасса. Это напоминает мне о системах активного круиз-контроля, которые автоматически регулируют скорость автомобиля в зависимости от дорожной ситуации. Однако, как и у любой технологии, у ЭУР есть свои минусы. Основной из них — высокая цена и сложности с ремонтом. Например, если перегорает мотор, то без визита на СТО не обойтись. С другой стороны, ГУР, который также имеет свои недостатки, такие как износ трубок и необходимость постоянного обслуживания, постепенно уступает место более современным решениям. По опыту знаю, что для многих водителей экономия на топливе благодаря ЭУР может стать решающим фактором при выборе машины. Тем не менее, остается вопрос надежности, особенно в условиях сурового климата, где защита от влаги может играть важную роль. В любом случае, будущее явно за электрификацией, и ЭУР — это лишь один из шагов в этом направлении.
Думаю, что ЭУР — это действительно удобное решение для легковых автомобилей. Особенно приятно, что он не зависит от мотора так сильно, как это делает гидроусилитель. Но вот с грузовиками, конечно, ситуация сложнее, мощность пока не позволяет его полноценно использовать. Надеюсь, что с развитием технологий эта проблема будет решена.
ЭУР действительно помогает экономить топливо, но меня беспокоят перегревы. Если честно, не думаю, что это удобно, когда нужно останавливаться, чтобы система охладилась. Надеюсь, производители найдут способ улучшить эту часть системы. Хотя в сравнении с ГУР, преимущества, конечно, очевидны.