Генератор в грузовом автомобиле: устройство и принцип работы

Генератор грузового автомобиля — элемент электрической системы, предназначенный для зарядки АКБ и питания потребителей / систем транспортного средства. Работает на принципе преобразования энергии из механической, создаваемой путем передачи вращения от коленвала, в электрическую с последующим выпрямлением напряжения. Ниже рассмотрим назначение и требования к генератору. Выделим особенности его устройства, назначение, признаки повреждений и основные неисправности.

Назначение электрического генератора

Грузовой автомобиль — сложный механизм, состоящий из двигателя, кузовной части и шасси. В состав последнего входит ходовая, тормозная и рулевая системы, трансмиссия и другие элементы. Предусмотрено множество систем безопасности, источников освещения и иных потребителей. Именно для их питания предусмотрены генератор и АКБ. 

 Генератор в грузовом автомобиле

Принцип работы автомобильного генератора прост и состоит из нескольких этапов:

  • Поворот ключа в замке зажигания.
  • Подача тока от АКБ к обмотке через щетки.
  • Вращение коленвала двигателя и, соответственно, ротора.
  • Создание магнитного поля в статоре и появление на выводах переменного тока.
  • Выпрямление напряжения в постоянное.
  • Заряд АКБ и питание потребителей.
  • Регулирование и поддержание напряжения на одном уровне в течение всей работы.
  • Подключение к работе аккумулятора при большой нагрузке на генератор.

Иными словами, в момент пуска мотора главным потребителем является стартер. Для его вращения требуется ток, исчисляемый сотнями Ампер. Это влечет за собой просадку напряжения на АКБ, а при неудачном запуске быстрый разряд. Как только двигатель заведен, питающую функцию берет на себя генератор, который параллельно поддерживает уровень заряда аккумулятора.

Важно

В грузовых автомобилях генераторы, как правило, вырабатывают напряжение 24 В. Это связано с большей нагрузкой на аккумулятор.

Питание всех потребителей осуществляется одним или несколькими «плюсовыми» проводами, а в качестве второго контакта выступает «земля». 

С учетом сказанного можно выделить две главные функции генератора:

  1. Подача напряжения к потребителям: фары, стоп-сигналы, магнитола, лампочки в салоне и т. д.
  2. Заряд АКБ после пуска двигателя и во время движения.

К категории потребителей можно отнести лампы, зажигание, диагностические системы и т. д. Мощность генератора зависит от типа грузового автомобиля и количества потребителей. Как правило, она составляет от 1 кВт и более. 

Система электрооборудования грузового автомобиля
Выделяется также ряд дополнительных задач, которые выполняет генератор. Сюда входит:

  • Преобразование 3-фазного тока в постоянный.
  • Поддержка номинального напряжения без учета оборотов.

Как видно, автомобильный генератор работает только после пуска двигателя. До этого вся нагрузка ложится на аккумулятор. Также АКБ принимает нагрузку в случае поломки основного источника питания.

Требования к автомобильному генератору

Возможность эксплуатации автомобиля напрямую зависит от исправности и правильности работы устройства. Во избежание ошибок и повреждений к генератору предъявляется ряд требований:

  • Бесперебойность в процессе эксплуатации вне зависимости от условий.
  • Одновременное снабжение электрической энергией потребителей и заряд аккумулятора.
  • Сохранение напряжения бортовой сети в определенных границах вне зависимости от нагрузки и движений роторного механизма.
  • Защита АКБ от сильного разряда при максимальной нагрузке.
  • Большой срок службы, позволяющий избежать непредвиденных повреждений и ремонта.
  • Небольшая масса и размеры.
  • Минимальный уровень шума в процессе работы.
  • Небольшие радиопомехи.

Не менее важный момент — соответствие напряжения автомобильного генератора требованиям завода-изготовителя. В зависимости от типа грузовика оно может составлять не меньше 12 или 24 В даже под нагрузкой.

Конструкция генератора

в грузовом автомобиле

Одна из особенностей, можно сказать,  достоинств генераторной установки грузовика — отработанная десятилетиями продуманная конструкция и надежное взаимодействие всех элементов. Рассмотрим каждый узел подробнее.

Корпус

Применяется для размещения основных элементов и их защиты от внешних воздействий. Конструктивно состоит из 2-х частей кожуха: шкивная часть и контактная группа с электрическими элементами. На поверхности предусмотрены кронштейны, обеспечивающие фиксацию к мотору. Внутри установлено два подшипника.

Последние используются в качестве основания для вращения роторного вала. В задней части корпуса имеется щетка, диодная группа, регулятор напряжения и разъемы. На некоторых грузовиках в состав входит вакуумный насос, обеспечивающий функционирование вакуумного усилителя.

Статор

Необходим для создания переменного тока. Состоит из сердечника и обмотки. Последняя находится в специальных углублениях (пазах), количество которых в большинстве устройств 36. Для изоляции используется пленка или специальные напыления.

Отпайки статора выходят в виде двух проводов для подключения к выпрямительному мосту. Конструктивно статор набирается из группы листов, изготовленных из стали и имеющих толщину в пределах 0,8-1 мм.

Стальные планки соединяются с помощью заклепок или сварочного аппарата.В ярме статора имеются выступы, обеспечивающие отвод тепла за счет увеличения площади соприкосновения с воздухом и, соответственно, более быстрое охлаждение.

Ротор

ротор

Ключевую функцию в работе автомобильного генератора несет ротор, состоящий из полюсных частей, обмотки, вала и контактных колец. Предназначен для создания магнитного поля. Конструктивно устройство состоит из 2-х полюсных частей с выступами или без них.

Если выступы не предусмотрены, между составляющими ротора ставится втулка. На кожух последней наматывается обмотка возбуждения. При изготовлении роторных валов применяется сталь, которая в зависимости от конструкции может быть автоматной или легированной.

Второй вариант актуален при использовании роликовых подшипников. На упомянутом валу находятся треугольные втулки, между которыми нашлось место для обмоток возбуждения из медной проволоки (устанавливается между полюсами).

Выпрямительный блок или диодный мост

Выпрямительный блок или диодный мост

Конструктивно состоит из 2-х элементов и работает по схеме Ларионова. Необходим для выпрямления переменного тока и создания на выходе генератора грузовика постоянного (несинусоидального) напряжения. Конструктивно состоит из пластин, изготовленных из алюминия и предназначенных для лучшего охлаждения. На этой конструкции установлено шесть диодов, установленных на подковах из алюминия и объединенных друг с другом.

В простых версиях генераторов обмотка для создания возбуждения соединяется с основной частью через дополнительные диоды. Это защищает от разряда АКБ при заглушенном моторе грузовика. Параллельно повышается мощность генераторной установки в среднем на 10-15%. 

Регулятор напряжения

При работе двигателя коленвал может вращаться с разной частотой, что может привести к изменениям напряжения в большую или меньшую сторону. Это, в свою очередь, негативно сказывается на работе электрических устройств в грузовике. Для защиты от таких колебаний предусмотрен регулятор напряжения, созданный на базе микросхем или дискретных компонентов. Он гарантирует поддержание 12 или 24 В с учетом особенностей бортовой сети.

Конструктивно современные устройства могут быть двух типов: гибридные и интегральные. Вне зависимости от типа регулятор работает автоматически и поддерживает оптимальный уровень напряжения. При этом потенциал может меняться в сторону увеличения или снижения с учетом температуры в подкапотном пространстве.

В случае уменьшения температуры напряжение увеличивается и наоборот. В среднем при изменении на 1 градус Цельсия происходит корректировка на 0,1 Вольта. Для более старых моделей характерно регулирование вручную.

Щетки

Щетки

Устройство автомобильного генератора, состоящее из пары графитных щеток и их держателя. Для последних используются пружины для более плотного прижатия и передачи потенциала к роторной обмотке. Как правило, щеточный узел размещается в задней части генератора.

Щетки бывают медно- или электрографитными. Первые считаются лучшим решением с позиции качества передачи возбуждения. В устройствах второго типа имеет место падение напряжения в месте контакта, что негативно влияет на параметры генераторной установки грузовика.

Основные неисправности и их признаки

Несмотря на простоту конструкции, автомобильный генератор имеет свойство ломаться. Повреждения могут быть связаны с внутренними неисправностями или проблемами в электрической части.

 Генератор в грузовом автомобиле

Поломку легко определить по следующим признакам:

  • Мигание лампочки заряда АКБ.
  • Уменьшение яркости фар или источников света в салоне.
  • Тихий звук сигнала.
  • Посторонние звуки при работе.
  • Отсутствие заряда на АКБ.
  • Нестабильное напряжение на выходе и т. д.

Рассмотренные выше признаки могут появиться при следующих поломках:

  • Повышенный износ щеток.
  • Накопление грязи на контактной группе колец.
  • Повреждение (разрыв, растяжение) ремня генератора.
  • Неисправность выпрямительного блока.
  • Клин или износ щеток.
  • Ослабление крепления шкива.
  • Нарушение питающей цепи.
  • Разрушение лопасти вентиляторы.
  • Поломка регулятора напряжения.
  • КЗ в обмотке.
  • Неисправность подшипника роликового механизма.

Прочие неисправности.

Для устранения повреждений может потребоваться проведение профилактики, замена генератора / щеток, корректировка натяжения ремня. В некоторых случаях необходима установка нового моста, новая прессовка подшипника и другие шаги.

Во избежание повреждений генератора грузовика запрещается проверка работы путем искусственного создания КЗ и включение генератора при отсоединении от аккумулятора.

При этом допускается применение вольтметра и амперметра для проверки, отключение контактов от аккумулятора / генератора и замена проводки в цепи с учетом сечения и требований завода-изготовителя.

Заключение

Генератор грузовика является важным элементом, обеспечивающим работу всех электрических приемников и заряд АКБ.

Его неисправность в дороге приводит к перекладыванию нагрузки на аккумулятор, который на это не рассчитан. Как результат, через несколько часов машина обездвиживается и не может больше эксплуатироваться в обычном режиме.
 

Рейтинг: 14
Всего оценок: 6 Комментариев: 11 Просмотров: 1847
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-04-2022 / Обновлено: 02-04-2022
Поиск запроса "генератор в грузовом автомобиле: устройство и принцип работы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Василий Вологда 02.04.2022

Очень интересная статья, информативно и по делу. Я к примеру даже не знал что проблемы могут возникнуть банально из-за нестабильного напряжения на выходе АКБ.

0
0
Ответить
Михаил Рубцовск 03.04.2022

Идеально, все понятно и просто, подробная информация и понятная! Очень классное оформление! Сам давно пользуюсь таким генератором и узнал много нового о нем из этой статьи

0
0
Ответить
Лена Калуга 03.04.2022

Всё верно, генератор относится к важнейшей детали автомобиля, так как он питает все электроприборы а также заряжает аккумулятор. При его поломке можно конечно ехать но недолго.

0
0
Ответить
Раушан Астана 03.04.2022

Полезная, обстоятельная статья. Дана информация о назначении и требованиях к устройству. Подробное описание деталей генератора. Выделены особенности устройства генератора, признаки повреждений, основные неисправности. Дана информация как устранить эти причины.

0
0
Ответить
Diary Опел 03.04.2022

Очень интересная статья, все написано ясно и понятно. Мне данная статья помогла во многом разобраться. Спасибо за такую полезную информацию.

0
0
Ответить
Лена Москва 03.04.2022

Интересная статья, без воды все по факту, всё написано понятным языком. Мне статья помогла разобраться в этой сфере. Спасибо автору за полезную информацию.

0
0
Ответить
Лена Воронеж 03.04.2022

Спасибо большое за статью, было познавательно и интересно. Всё написано по факту и без воды.

0
0
Ответить
Владимир Орел 03.04.2022

"Спасибо большое за статью, было познавательно и интересно. Всё написано по факту и без воды" Мне статья помогла расширить свой кругозор и лучше разбираться в этом вопросе. Спасибо автору!

0
0
Ответить
Шейх-Хайдар 21.11.2024

Статья наглядно объясняет устройство и функционал генератора грузового автомобиля, но, если честно, я бы добавил еще пару сравнений с легковыми авто, чтобы лучше понять разницу. Например, в легковушках генераторы часто рассчитаны на 12 В, а здесь мы видим 24 В из-за повышенной нагрузки. Это как сравнивать велосипед и мотоцикл: оба транспортные средства, но требования к мощности совершенно разные. Особенно понравилось, как объясняется работа ротора и статора: простым языком, но при этом не упуская важные технические детали. Конечно, для людей, не знакомых с электромеханикой, некоторые моменты могут показаться сложными, но это уже специфика темы. Интересно было узнать о роли диодного моста и регулятора напряжения, ведь они действительно ключевые элементы для стабильной работы генератора. Однако хотелось бы больше акцентов на практических советах по диагностике неисправностей, особенно с учетом того, что многие водители предпочитают решать проблемы самостоятельно, не обращаясь в сервис. В целом, материал полезный и хорошо структурированный, но, может быть, стоит добавить больше иллюстраций или схем, чтобы визуально подкрепить текст. Это особенно важно для тех, кто только начинает разбираться в теме и нуждается в визуальных подсказках.

0
0
Ответить
Потап 22.11.2024

Интересное объяснение про устройство и работу генератора. Особенно понравилось, как рассказано про статор и ротор. Вспомнилось, как в авиации генераторы также играют важную роль для поддержания всех систем в рабочем состоянии. Однако хотелось бы больше примеров из практики, чтобы лучше понять, как устранять неполадки.

0
0
Ответить
Юстин 23.11.2024

Хорошая статья, но, как по мне, не хватает практических примеров из реальной жизни. Например, как часто возникают те или иные неисправности, и какие действия стоит предпринимать в первую очередь. Было бы полезно узнать о частоте поломок регулятора напряжения или диодного моста.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: