Регулировка, подогрев и вентиляция сидений грузовика
Автомобильные сиденья – это, пожалуй, самая недооцененная часть любой машины. И водитель, и пассажиры любят устроиться поудобнее и во время езды наслаждаться надлежащим уровнем комфорта, однако как устроена сидушка, знает не каждый. Многие думают: «Стул со спинкой».
Оглавление
На самом же деле под обивкой и слоем мягких материалов скрывается сложнейшая конструкция, настоящее чудо не только дизайнерской, но и, в первую очередь, инженерной мысли. О том, что представляют собой автосиденья современных транспортных средств и, в частности, грузовиков, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Устройство сиденья грузовика
Посадочные места в машине, занимающие львиную долю внутреннего пространства, важны не только дизайнерам. Для водителей они являются неким каналом физического взаимодействия с машиной, ведь именно с сиденьем соприкасается треть тела человека.
По результатам исследований, проведенных одним из научных центров ЕС, водители грузовиков проводят в кресле автомобиля не менее 22 часов времени. Несмотря на то, что подавляющее большинство автокресел в современных ТС достаточно комфортабельны, 75 процентов шоферов все же жалуются на проблемы со спиной, вызванные необходимостью постоянно находиться в сидячем положении.
ВажноЕсли кресло неудобное, спустя несколько часов вождения возникает чувство усталости, появляются боли в шее и позвоночнике, со временем заявляют о себе проблемы кровоснабжения. Вот почему важно, чтобы автомобильные сиденья были максимально удобными.
Прежде чем рассматривать устройство автокресел, необходимо разобраться с тем, как все начиналось. А начиналось оно, по утверждениям специалистов, с мебельных технологий, которые были перенесены в автомобильную промышленность.
Сидушки, которыми оснащались первые машины, мало чем отличались от старого бабушкиного пружинного дивана. Витые пружины из металла обтягивали кожей или прочной тканью, под которую укладывали небольшой слой чего-то мягкого. В начале 20 века начали совершенствовать именно вот этот «подбой» - стали использовать внутреннюю прослойку, чтобы кресла были мягче.
Вначале ее изготавливали из кокосовых волокон, затем им на смену пришли прорезиненные нити, и только в 30 годах была изобретена пена, которая, во-первых, удешевила сидушки, а во-вторых, сделала их удобнее. В конце 60 годов появился полиуретан и его производные. Похожие материалы используются в качестве наполнителя и сегодня.
Сравнительно недавно считалось, что качественные сиденья автомобилей представляют собой сочетание пружинного каркаса и вспененной оболочки. Однако под конец 90 годов классические «диванные» конструкции использоваться перестали. Нет, пружины в изделиях сохранились, однако они существенно видоизменились и сейчас представляют собой S-подобную проволоку, являющуюся опорой для наполнителя.
Основой любой сидушки является металлический либо композитный каркас, который для соблюдения требований безопасности был максимально прочным. К автосиденьям сегодня крепятся, по меньшей мере, замки ремней, поэтому перед установкой их многократно проверяют на прочность и соответствие целому ряду параметров.
Говоря о конструктивных элементах автомобильных кресел, необходимо упомянуть следующее:
- Рама, именуемая также каркасом.
- Подушка.
- Спинка.
- Подголовник, который сегодня устанавливается по умолчанию, но всего лет 25 назад присутствовал в конструкции авто в качестве дополнительной опции.
Несущий элемент автомобильного кресла – это надежный стальной каркас, устанавливаемый на крепления-«салазки» для возможности перемещения вперед/назад. К каркасу фиксируется спинка и подушка. Их габариты и высота установки ориентированы на людей среднего телосложения. Чтобы седушка была мягкой и комфортной, используют уже упомянутые нами S-образные пружины, закрепленные на раме.
Функции наполнителя сегодня выполняет пенополиуретан, обивка может быть любой - тканевой, кожаной и пр. Чем более качественные и дорогие материалы использованы для изготовления обивки, тем презентабельнее выглядит салон транспортного средства.
Регулировка положения автомобильной сидушки
Сиденья, которые устанавливаются в современных машинах, регулируются в нескольких плоскостях и направлениях – по углу наклона спинки, высоте, расстоянию до «торпеды», углу наклона и высоте подлокотников, подголовников и т.д. Регулировка привода может быть пневматической, механической или электрической.
Классика жанра, самое старое и простое решение – это регулировка механическая, осуществляемая с помощью колеса или рычагов.
Пневматическая регулировка базируется на воздухе, однако в большинстве случаев подобные решения являются комбинированными, основывающимися на использовании воздуха и электропривода. Воздух поступает в соответствующие зоны сиденья, позволяя изменять не только его угол наклона или высоту, но и геометрические параметры.
Электропривод получил сегодня наибольшее распространение, это удобное и надежное решение.
Органы управления находятся на дверной панели, в зоне свободного доступа водителя. В некоторых моделях авто они вмонтированы в само кресло. Электропривод запитывается от электросети ТС. Такая регулировка сидений позволяет изменять высоту и угол наклона спинки, подголовников, подлокотников.
Подогрев сиденья
Функция подогрева сидений впервые была внедрена в 1955 году в автомобилях марки Cadillac. Важно помнить, что теплообмен является двусторонним процессом, то есть, обивка в таком случае обязана поглощать не менее 75 Вт/м тепловой энергии, вырабатываемой человеческим телом.
Сегодня система по умолчанию применяется во многих автомобилях, в особенности – премиум-класса. В действие приводится благодаря бортовой электросети, в плане конструкции состоит из таких частей:
- Нагревательный элемент, выполненный в виде провода с нихромовой спиралью.
- Обивка из термоустойчивой ткани, прикрывающая нагревательный элемент.
- Термостат.
- Органы управления – кнопка подогрева сидений.
Уровень нагрева можно регулировать, обычно предусмотрены три режима – «слабый», «средний» и «сильный».
Если с завода функции обогрева седушек не было, ее можно внедрить кустарным способом – на рынке представлено немало организаций, занимающихся оказанием подобных услуг. При наличии определенных навыков блок подогрева сидений можно установить и самостоятельно, запитывание в таком случае будет осуществляться с ближайшего прикуривателя.
Вентиляция автомобильного сиденья
Вентиляция сидений – решение сравнительно новое, пока этой опцией комплектуют только дорогие автомобили. В грузовиках подобная функция не встречается, это прерогатива легковушек элит-класса. Необходимость такого функционала была вызвана тем фактом, что ряд материалов, используемых для изготовления обивки автокресел, в частности, натуральная кожа и кожзам, сильно нагреваются под воздействием прямых солнечных лучей. Благодаря вентиляции материал можно быстро остудить до требуемой температуры, чтобы не получить ожог.
Как это работает? В сиденье встраиваются вентиляторы, забирающие воздух из салона ТС и с его помощью охлаждающие поверхность седушки. В подавляющем большинстве случаев используются 4 вентилятора – по 2 в спинке и в сиденье, но могут быть и другие варианты.
Чтобы циркуляции воздуха ничто не мешало, используют т.н. спейсер – сеточный материал, который, во-первых, не препятствует воздухотоку, а во-вторых, направляет его потоки по всей поверхности седушки. Запитывается система от электросети автомобиля.
При желании установить такую опцию можно самостоятельно – в свободной продаже присутствуют готовые комплекты, которые легко вмонтировать, имея минимальный опыт подобных работ. Для этого нужно аккуратно снять обивку, высвободить место в поролоне, встроить туда вентиляторы и подключить их к блоку управления.
Заключение
Комфорт за рулем играет крайне важную роль для любого водителя, независимо от того, идет ли речь о легковых или же о грузовых авто. Особенно этот вопрос актуален в случаях, когда в водительском кресле человек вынужден проводить большую часть своего времени.
Далеко не последнюю, а, возможно, и ведущую роль играют автомобильные кресла, от качества, надежности, эргономичности которых зависит комфорт за рулем и способность шофера выполнять свою задачу на протяжении продолжительного промежутка времени.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Регулировка, подогрев и вентиляция сидений грузовика
- Газомоторный грузовик Scania NTG
- Бельгийский тяжеловоз MOL НРС HF 7566
- Американский тягач Kenworth T680
- Hino 300 мало- и среднетоннажные коммерческие грузовики
Хорошее сиденье в машине жизненно необходимо. Ехать на хоть как-нибудь приличное расстояние на неудобном сиденье - это мука. Но вот вентиляция, на мой взгляд, уже перебор.
Вполне естественно что автомобильные кресла очень ответственная деталь машины. Конструкторы учитывают в них всё до мелочей, так как от этого зависит не только комфорт водителя но и безопасность на дороге.
Возможность регулировать положение сиденья помогает водителю и пассажирам настроить его так, чтобы придать оптимальную поддержку спины, шеи и ног. Это поможет снизить напряжение и усталость во время долгих поездок.
Прочитав статью, я задумался о том, насколько большие изменения претерпели автомобильные сиденья за последние десятилетия. Когда-то это были простые пружинные конструкции, а теперь они - настоящие инженерные шедевры. Переход от кокосовых волокон к полиуретановой пене напоминает мне эволюцию компьютерных технологий: от громоздких и медленных машин до современных ультратонких ноутбуков. Интересно, что даже такие, казалось бы, малозаметные элементы, как сиденья, могут иметь такое большое значение для комфорта и здоровья водителя. Исследования, показывающие, что 75% водителей жалуются на проблемы со спиной, заставляют задуматься о важности эргономики в автопроме. Введение пневматической и электрической регулировки, а также функций подогрева и вентиляции - это шаги к созданию более комфортных условий для водителей, особенно тех, кто проводит много времени в дороге. Это напоминает мне о внедрении эргономичных кресел в офисах, где работники проводят большую часть своего дня. На мой взгляд, автопроизводителям стоит уделять больше внимания конструкциям сидений, аналогично тому, как это делают компании, занимающиеся мебелью для офисов. В целом, статья очень информативна и заставляет задуматься о том, какой путь прошли автосиденья от простых конструкций до современных технологичных решений.
Интересно было узнать об истории развития автосидений и переходе от старых пружинных конструкций к современным материалам. Это напоминает переход от старых телефонов с антеннами к современным смартфонам. Отличная статья, много полезной информации!
Мне всегда казалось, что сиденья в автомобилях - это просто ещё один элемент дизайна, но теперь я понимаю, насколько они важны для комфорта и здоровья. Особенно впечатляет, сколько технологий скрыто под обивкой. Это как раз тот случай, когда внешность обманчива!