Грузоперевозки на дальних рейсах: правильная посадка за рулем
Правильная посадка за рулем важна во всех случаях. Она влияет на все, от точности движений до скорости реакции.
Если же речь идет о дальних рейсах, то ее значение многократно возрастает, вплоть до того, что неправильное положение тела может оказаться скрытой причиной профессиональных заболеваний.
А, между тем, посадка за рулем без вреда для собственного здоровья – это совсем не сложно. Тем более, что правильная посадка за рулем дает возможность быть все время собранным, находиться в оптимальном физическом и эмоциональном состоянии. Она улучшает кровообращение и снижает напряжение мышц. Все эти, казалось бы, «мелочи» играют важную роль в критических ситуациях, когда надо мгновенно оценить обстановку и среагировать, чтобы избежать ДТП.
Посадка за рулем правильная…
Водитель в своем кресле сидит прямо с таким расчетом, чтобы спина плотно прилегала к спинке сиденья. Благодаря этому, улучшается контакт с автомобилем. Человек сразу же почувствует потерю устойчивости и управляемости. Ноги свободно достают до педалей, в том числе и в нажатом состоянии.
Руки лежат на руле, локти слегка согнуты. Такая посадка за рулем водителя является наиболее естественной. Для работы рулем, педалями и рычагами требуются минимальные усилия и обзор получается самый лучший. В результате дальняя поездка оказывается не слишком утомительной.
…И неправильная
Если сиденье от руля находится слишком далеко, то спина не имеет опоры. Из-за этого ее мышцы все время напрягаются. Основная нагрузка приходится на относительно слабые мышцы предплечья и кисти. Зато недостаточно используются сильные мышцы плеч, так как амплитуда движений сокращается.
Если, в придачу, наклон руля чрезмерный или недостаточный, то руки будут уставать еще и из-за этого. К педалям также придется дотягиваться, используя при этом рулевое колесо в качестве опоры. В таком положении намного хуже обзорность и трудно выполнить резкий поворот. В подобных случаях кресло надо обязательно подвинуть к рулю. При невозможности – положить специальную подушку под спину.
Обратная ситуация – сиденье выдвинуто далеко вперед. Она ничуть не лучше предыдущей. Рукам неудобно поворачивать руль, а ноги слишком согнуты, из-за чего работа педалями заметно усложняется.
Кроме положения самого кресла, надо правильно отрегулировать наклон его спинки. Для грузовых автомобилей он находится в пределах 97 ± 2 град. При таком положении бедренные мышцы максимально расслаблены, а вес тела пропорционально распределен между сиденьем и спинкой.
При чрезмерном наклоне человек сидит вразвалку. Из-за этого мышцы шеи, рук и нижнего отдела позвоночника постоянно напрягаются. А ноги не имеют хорошей опоры. Такая посадка за рулем кажется удобной только на первый взгляд. Но в действительности, водитель быстро устает, а его внимание снижается.
Как отрегулировать сиденье
Для обеспечения правильной посадки за рулем водителя, сиденье регулируется следующим образом. Надо сесть в кресло и левой ногой выжать сцепление. В этом положении сиденье подгоняется так, чтобы нога была чуть согнута в колене.
Затем надо взяться почти выпрямленной рукой за руль в его верхней точке. И выставить спинку таким образом, чтобы поясница и лопатки оказались плотно к ней прижатыми. В заключение следует «проверить» рычаг КПП в его крайней правой позиции – при работе с ним дискомфорт нежелателен.
Во время движения руки водителя находятся в верхней части руля (по циферблату – на цифрах 10 и 2). Большие пальцы – обязательно внутри обода. Кисти не должны быть в постоянном напряжении, их так надолго не хватит. Поэтому в «нормальной» рабочей обстановке основная хватка делается безымянным пальцем и мизинцем.
Остальные – полурасслабленные, но в любую секунду могут «подключиться» и усилить захват руля. И еще не рекомендуется, чтобы кисти располагались намного выше, чем локти. Это приведет к местному оттоку крови из предплечий и быстрой усталости.
Когда нога переносится с одной педали на другую («газ» - «тормоз»), то пятку отрывать от пола не желательно. Если так делать, то центр тяжести тела на долю секунды сместится, что приведет его к неустойчивости. Да и времени на перенос ноги с подъемом пятки уходит на какую-то миллисекунду больше. А в экстренной ситуации важно каждое мгновение.
Положение корпуса должно быть устойчивым. Сидеть надо так, чтобы вес тела пропорционально распределялся между креслом и его спинкой. Один из простых способов проверки заключается в том, чтобы попытаться одновременно оторвать ноги от пола, а руки от руля. Если это удалось без проблем, значит, посадка правильная. После установки кресла водителя, надо в течение месяца контролировать правильность положения тела, чтобы убедиться, что и в дальней дороге ощущения не хуже, чем во время регулировки.
Рассмотренная тема лишний раз подтверждает простую истину о том, что в работе водителей на дальних рейсах не бывает незначительных мелочей. Если кто-то с этим не согласен, то пусть почитает статистику – там приводятся сведения о том, сколько ДТП случается из-за усталости водителя. Цифры эти совсем не малые.
- Грузоперевозки на дальнее растояние
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- Какие существуют требования при приеме водителей на работу? Они соблюдаются? как контролируются?
- Грузоперевозки на дальних рейсах: правильная посадка за рулем
- Камаз для ралли Дакар
- Мерседес-Бенц Арокс, очень прочный самосвал
- Двухэтажный автобус Marcopolo Paradiso G7
Статья очень грамотная, хорошо написана. Правда, лично держу руки от плечевого сустава до руля, образуя угол в 90 градусов, привык так за долгую жизнь, и всех обучаю. Спасибо автору за статью.
Частенько отправляюсь в рейсы, как сопровождающий, и приходится наблюдать, какой же тяжелый труд водителя. Правильная посадка поможет избежать ряда проблем со здоровьем и создания аварийных моментов на дороге.
Сейчас только начала учиться вождению и, прочитав статью, усвоила для себя много нового, о чём мой инструктор даже не упоминал.
Следуйте всем этим правилам, учитесь и доводите все до автоматизма. В экстремальной ситуации только это спасет вам жизнь. А будете задумываться, куда нажать и терять драгоценные доли секунды - пропадете. С самого начала научитесь правильно сидеть и настройте седушку и вылет рулевой колонки.