Камаз для ралли Дакар
Камаз для ралли Дакар— грузовой автомобиль модели 4326-9, предназначенный для участия в гонках. Он специально подготовлен для спортивных мероприятий, имеет более мощный двигатель, продуманную ходовую / тормозную систему и особую компоновку кабины.
Оглавление
С 2007-го авто участвует в соревнования и показывает хорошие результаты. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого транспорта, приведем его технические характеристики, поговорим об особенностях комплектования кабины.
История создания и производства Камаз ралли Дакар
Читайте также: КамАЗ-43501 Патруль — бронемашина для МВД
Необходимость создания нового Камаз для ралли Дакар обусловлена изменением требований к грузовым автомобилям, установленным FIA. По новым правилам появилась возможность усовершенствования транспортного средства на базе серийных деталей. В результате с 2007-го новый автомобиль комплектовался 850-сильным агрегатом ЯМЗ-7Э846.10-07, с 2011-го — он был заменен на ТМЗ-7Э846.1007, а в 2013-м был установлен 920-сильный Liebherr D9508.
В процессе изменений разработчики перенести силовой агрегат на 40 см, а кабинную часть — на 20 см в сторону задней оси. Это привело к улучшению развесовки грузовой машины, а за счет снижения переднего свеса улучшилась проходимость. При этом работы по усовершенствованию техники ведутся и до сегодняшнего дня.
На текущий момент Камаз 4326 сделан с учетом технических требований организаторов и первым прошел оптимизацию. Главной особенностью является ориентация на иностранные детали, которые можно найти почти в каждой части автомобиля, начиная с двигателя, заканчивая элементами ходовой.
Команда Камаз-мастер
Ключевым фактором успеха является не только техника, но и команда «Камаз-мастер», собранная для участия в таких рейсах. Ее представители связаны с автомобильным заводом в Набережных Челнах и принимают участие в соревнованиях. За время гонок экипажи много раз побеждали в гонках и считаются наиболее сильной командой в классе спорт-грузовиков.
Официально команда сформирована в 1988-м, а первая гонка проходила на польской территории. Уже в первый год удалось занять второе место, что послужило стартовым толчком для будущих успехов. В дальнейшем экипаж регулярно получал золотые, серебряные и бронзовые медали, участвовал во многих соревнованиях и ралли.
В 1993-м имела места сложная ситуация в жизни команды, которая чуть не прекратила существование. Причиной была авария, которая привела к возгоранию моторного завода Камаз. В тот период на первом место вышло восстановление технической составляющей, а многие проекты отошли на второй план. Потрачено много времени на поиск нового спонсора, ведь далеко не все компании верили в будущее команды и ее восстановление после аварии.
В 2012 году принято решение по омоложению состава, появились новые члены команды, изменился руководитель. Первые гонки оказались провальными, но потом ситуация наладилась. Неплохими были и последние два года. Так, в 2020-м команда взяла золото и серебро на ралли Дакар, а в 2021-м — золото в ралли-марафо
ВажноВсего за 21 года участия команда победила 10 раз, пять раз было взято второе, а единожды третье место. В состав команды «Камаз Мастер» входят обладатели Кубка мира, мастера международного класса и другие участники.
Руководителем является С. Якубов. Интересно, что в 2012-м появилась книга «Жизнь измеряется в Дакарах» с описанием истории. С 2005-го генеральным спонсором выступает банк ВТБ, а в 2021-м появился сериал «Мастер», в котором образы главных героев взяты из реальных персонажей.
Как устроен Камаз-4326
Главной особенностью Камаза, применяемого для гонок Дакар, является применение множества иностранных комплектующих В частности, на грузовике установлена французская резина Мишлен, голландские амортизаторы Рейгер, турецкий кардан Тирсан Кардан и т. д. Кроме того, в грузовике установлена австрийская раздатка от Стейр, бельгийские тормоза Вабко, немецкое сцепление и т. д. Все элементы хорошо подобраны друг к другу, что обеспечивает оптимальные ходовые и техническая.
Базовые характеристики:
Базовые характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 4х4 |
Вес полный / снаряженный, т | 10,8 / 9,5 |
Расположение кабины | над мотором |
Тип колес / шин | дисковые / пневматические |
Габариты кузова (ДхШхВ), м | 7,22х3,35х2,55 |
Колесная база, м | 4,25 |
Нагрузка на передний / задний мост, т | 4,8 / 4,7 |
Двигатель | Liebherr |
Мощность, л. с. | 920 |
КПП | ZF / механика, 16 ступеней |
Расход горючего, л / 100 км | до 140 |
Скорость, км / ч | до 163 |
Разгон от 0 до 100, с | 16 |
Емкость топливного бака, л | 1000 |
Двигатель: требования и ограничения
С момента появления на Камаз 4326 устанавливалось множество вариантов двигателей. Кратко рассмотрим их особенности:
- ЯМЗ 7Э846.10-07 — дизельный мотор с турбированным наддувом объемом 18,472 л и мощностью 849 «лошадей». Двигатель имеет V-образное расположение восьми цилиндров с ходом в 15 см. Количество клапанов — 32.
- ТМЗ 7Э846.10-07 — еще один дизель с турбированным наддувом, имеющий объем 18,472 л, с ходом поршня в 15 см и мощностью 830 «лошадей». В двигателе предусмотрено восемь цилиндров, имеющих V-образное исполнение. Одной из разновидностей является ТМЗ 7Э846.10 с интеркулером и системой питания дизель / метан.
- На текущий момент на грузовике устанавливается силовой агрегат Liebherr мощностью в 920 «лошадей» и объемом в 16,2 л. Причиной замены стало требование FIA, по правилам которой запрещено использование моторов более 16,5 л.
Это дизельный силовой агрегат с турбированным наддувом и интекулером с V-образным позиционированием цилиндров (восемь штук). Благодаря применению природного газа, из двигателя удалось выжать больше мощности. При подготовке горючего используется 70% дизеля и 30% газа.
Схема с применением газа позволила добиться ряда преимуществ:
- увеличение мощности мотора на 50 лошадиных сил;
- снижение расхода дизельного горючего;
- простота монтажа оборудования;
- наличие двух видов топлива (после окончания газа машина продолжает движение на дизеле).
«Прожорливость» раллийного Камаза на «сотню» составляет 70-200 л, но на ровных участках этот параметр 45-50 л.
Ходовая и трансмиссия, ручная подгонка
На каждом из колес Камаза для ралли Дакар предусмотрено по два голландских амортизатора. Впереди установлены рессоры, но они отечественные. На задней оси предусмотрены рессоры и амортизаторы, а впереди установлена пара упругих элементов.
Мощность с мотора передается на АКПП, а далее на раздатку в центре, после чего мощность распределяется на переднюю и заднюю ось. Валы кардана подключаются от раздатки к обоим мостам. На осях предусмотрены опоры-гидроцилиндры, предназначенные для стабилизатора.
Их можно отключить с помощью подрулевых лепестков. Размер диска составляет 22,5 дюйма, что обеспечивает лучшую вентиляцию и снижает риск перегрева тормозов. Для удобства произведена рулевая подгонка развала-схождения, что обеспечивает лучшие характеристики подвески.
Тормоза Камаза для гонки Дакар
Тормозная система представлена четырьмя барабанами на каждом из колес. Главная система работает с пневматическим приводом, а размер барабанов оставляет 40 см. Благодаря продуманной вентиляции (рассмотрена выше), можно не бояться перегрева при активном движении и торможении.
В кабине Камаза 4326
При рассмотрении грузовика для Дакар нужно понимать, что в классическом исполнении кабина отличается от спортивной версии. Так, стандартныйвариант создан в 1970-х и выпускался сериями еще с 1976-го. Внутри предусмотрено три места и сидения с гидроподъемником. В базе спальное место не предусмотрено, но габариты кабины составляют 1,58х2,304х1,42 м. Внутри ширина составляет 2,08 м.
В некоторых вариантах предусмотрена не только простая, но и удлиненная версия кабины с компактным местом для отдыха, а также большей высотой. Внешняя длина кабинной части со спальником составляет 1,98 м. С начала 2000-х на Камаз была установлена обновленная версия кабины К2. Главной особенностью стала большая высота уже в базе, которая выросла с 1,42 до 1,535 м, а также увеличенным внутренним объемом.
К особенностям стоит отнести вмонтированные в бампер шины, регулировка кресла водителя и руля. При этом кресла пассажиров плотно прикручены к половой части и не регулируются. Для посадки предусмотрена специальная подножка и поручни, поэтому взобраться наверх не составляет труда даже невысокому водителю / пассажиру.
Камаз для Дакара имеет внешне похожую кабину, но с определенными особенностями. В частности, особое внимание уделено организации рабочего места для экипажа. Основной прибор, который хорошо виден водителю — спидометр, а за остальными показаниями следит уже механик. В задачу третьего члена экипажа (штурмана) входит прокладка правильного маршрута.
В центре панели между механиком и водителем (пилотом) предусмотрены все навигационные устройства. При этом услышать что-либо внутри кабины из-за большого шума нереально, поэтому у каждого участника поездки предусмотрен шлем. Он подключается к внутренней связи, по которой и организовано общение.
В течение всей гонки механик может следить за показаниями камер в машине (их четыре). Одна дает информацию по ситуации с правого бортаспортивного грузовика, а остальные устанавливаются внутри. Это сделано для своевременного информирования экипажа о возгорании внутри машины. Благодаря камерам, пропустить этот момент вряд ли получится.
На дверце со стороны механика предусмотрена сумка, где имеется все необходимое для мелкого ремонта. В этом случае можно быстро сделать нужную работу путем опрокидывания кабинной части и анализа сложившейся ситуации.
Стоит также отметить, что кабина авто получила две пары подпружиненных элементов крепления, как у всех грузовых автомобилей. При поездке это сразу заметно по существенном снижению раскачивания в процессе движения по бездорожью.
Итоги
Популярность автомобиля Камаз на гонках Дакар не осталась незамеченной. За последние годы много автомобилей было продано не только в России, но и за границу. Так в 2019 году этот параметр составил около 13,5 тысяч единиц, а в 2020-м — почти 30 000. Для сравнения еще 10 лет назад это число было почти в 10 раз меньше. К наиболее важным покупателям относится Индия, Пакистан, Казахстан, Иран, Вьетнам и ряд других стран.
Если сравнивать с основной моделью, гоночная машина претерпела ряд заметных изменений. В частности, увеличилась мощность двигателя, появилась возможность работать на газе. На 40 см был смещен двигатель машины, а саму кабину пришлось переместить на 20 см. Кроме того, разработчики использовали много зарубежных компонентов, что сделало автомобиль более надежным.
- Из чего создается камаз.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- Почему многие водители не любят машину КАМАЗ-5490?
- Кран-манипулятор на базе КамАЗ
- 6 января 2019 года состоялся очередной старт марафона «Дакар-2019»
- Команды "КАМАЗ-мастер" и "МАЗ-СПОРТавто" соперничают в лидерстве
- Удачи на старте, будь лучшим: ты – «Мастер»!
- Двигатель ТМЗ доверия у белорусов не вызывает
- История бренда и настоящее время автозавода КамАЗ
Как вижу, этот Камаз едва не полностью собран из зарубежных деталей. Наверное, это влияет на сложность поиска запчастей и стоимость ремонта. Хотя учитывая надежность иностранных деталей, ремонт вряд ли часто понадобится.
По дистанции хорошо КАМАЗ идет, вообще претензий ни к машине, ни к экипажу нет. Модернизация явно пошла на пользу и сейчас еще более стабильней машина себя ведет.
Вот бы такие КАМАЗы выпускали массово, но именно для гонок машину собирают чуть ли не вручную, индивидуально, штучно. По этому она и не ломается по сравнению с массовой сборкой.
Я и не знал, что Камазы участвуют в ралли. Печально только то, что он в большинстве своем собран из деталей зарубежного производства, а не отечественных. Надеюсь, что в скором времени это исправят.
Не могу сказать, что горда, но все-таки — это вполне неплохо, что Камазы учувствуют в подобного рода соревнованиях. Хоть что-то мы может делать годное так сказать.
Я всегда был поклонником технологий, которые внедряет команда Камаз-мастер в свои раллийные грузовики. Интересно, как они смогли адаптировать серийные детали к экстремальным условиям ралли Дакар. Применение двигателя Liebherr с мощностью 920 лошадиных сил и его компоновка действительно впечатляют. Особенно радует использование газовой смеси, что дает не только прибавку в мощности, но и экономит топливо. Это напоминает подходы, которые используют в Формуле 1, где каждое изменение в конструкции направлено на улучшение аэродинамики и производительности. При этом важно, что Камаз не только сосредоточен на технологиях, но и постоянно совершенствует команду. Омоложение состава в 2012 году, хоть и привело к временным неудачам, в дальнейшем позволило добиться значительных успехов, что видно по результатам последних лет. Динамика продаж также говорит о высоком уровне доверия к этой технике. Важно, что команда не только гонится за победами, но и является примером для других, как можно эффективно сочетать инновации и опыт. В то время как одни делают ставку на свою репутацию, Камаз-мастер показывает, что успех требует постоянного развития и адаптации к новым вызовам. Это действительно вдохновляет и заставляет ожидать новых побед от этих мастеров.
Просто поражает, как Камаз-мастер смогли адаптировать серийные детали для ралли. Использование иностранных комплектующих, как французская резина и немецкое сцепление, делает технику более надежной и конкурентоспособной на международной арене. Это отличное сочетание отечественных и зарубежных технологий.
Команда Камаз-мастер — настоящие мастера своего дела. Их успехи на Дакар просто поражают. Омоложение состава в 2012 году было смелым шагом, и, как видно, оно оправдало себя. Удивительно, как они смогли пройти через все трудности и стать лидерами в своем классе.