Грузоперевозки в России: как снизить затраты
Наступивший год принес бизнесу немало дополнительных расходов, и не последнюю роль в «ансамбле» разного рода отрицательных факторов играет рост НДС с 18 до 20 %. Подорожание услуг по перевозке в 2019 году поставит многие компании перед необходимостью «затянуть пояса». Можно ли оптимизировать транспортные расходы, и что для этого нужно сделать?
Как повлияет рост налогов на логистику, грузоперевозки на усн доходы минус расходы
Как подсчитали аналитики Центробанка, повышение НДС принесет бюджету 1,7 трлн рублей в 2019–2021 годах, но оно же уменьшит рост ВВП на 0,4% и ускорит инфляцию до 5–5,5%. За увеличение поступлений в бюджет очевидно придется заплатить бизнесу и гражданам. При этом повышение налоговой нагрузки на предприятия составит около 130 млрд рублей в рамках промежуточного потребления, то есть на ресурсы, вводимые в процессы производства.
Налог на социально значимые товары, включая продукты первой необходимости, товары для детей, медицинские товары, не изменился — остался 10%. Перевозка пассажиров плюс часть других льготных категорий, как и сейчас, не будет облагаться этим налогом вовсе. Впрочем, НДС — это налог косвенный, и его повышение повлияет на стоимость товаров с льготной ставкой и без оной. Наиболее значимое влияние повышения НДС на цены ожидается в машиностроении и высокотехнологичных отраслях.
Что касается самих транспортных услуг, то рост НДС, в первую очередь, скажется на небольших компаниях. По мнению перевозчиков, повышение НДС прибавит к ценам на рынке 3–5% в ближайшие полгода. Стоит упомянуть и возросшие в 1,5 раза акцизы на топливо, и выросший НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), которые стимулируют рост стоимости топлива. Все эти факторы способны дать рост до 7–8% с учетом отмены корпоративных скидок топливными компаниями.
Внедрена система грузоперевозки на усн доходы минус расходы, это упрощенная система налогообложения, на которую возлагаются определенные недежды.
ВажноДругой значимый фактор, который влияет на ситуацию на рынке, — отмена с 1 января льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе «Платон». В конце прошлого года Отраслевой совет союзов и ассоциаций в официальном обращении предупредил правительство о негативных последствиях принятых решений. Отмена льгот по «Платону» наряду с повышением НДС приведет к существенному росту стоимости автоперевозок и подстегнет инфляционные процессы в 2019 году.
Совокупность всех факторов, а это рост трех налогов, входящих в цену топлива, отмена льготы по транспортному налогу, увеличение платы за проезд по федеральным трассам, рост числа платных автодорог, — все это приведет к увеличению тарифов на перевозки. По экспертным оценкам, речь может идти о 10%‑ном увеличении тарифов по совокупности всех указанных факторов. Некоторые перевозчики еще до начала года начали корректировать тарифы на свои услуги, которые не менялись достаточно долго.
Как оптимизировать транспортные расходы
Эксперты предполагают, что часть игроков, вероятно, будут пытаться уйти в разного рода серые схемы. Однако в условиях тотальной цифровизации отрасли и улучшения налогового администрирования все «серые» схемы становятся очевидными и будут караться очень жестко. Крупные игроки рынка с серьезной репутацией всегда будут работать в рамках закона, а мелкие перевозчики, либо продолжать работать при снижении маржинальности, либо совсем уйдут с рынка.
В современных условиях существует немало законных способов оптимизации расходов. В частности, все большую популярность набирает сегмент сборных грузов. За последние три года доля таких поставок выросла в два раза. В пересчете на одну паллету, стоимость сборных отправлений получается выше, чем в комплектном грузе, но в комплексе перевозка в составе сборных грузов все равно будет дешевле. Это связано с тем, что спрос на сборную перевозку возникает при необходимости перевезти небольшие партии.
Если говорить о перевозках сборных грузов, то клиенты могут выбирать паллетные отправки, так называемый HTL, когда транспортное средство делится между 2–5 крупными клиентами. Это позволяет задать график перевозки, поскольку нет необходимости ждать накопления груза на все транспортное средство, параллельно это высвобождает складские площади. Результат будет зависеть от многих переменных, но при расчетах можно закладывать размер оптимизации от 5 до 10%.
Необходимо отметить, что совместная закупка полной машины несколькими компаниями имеет смысл только в том случае, если загрузка предполагается в одном-двух местах, которые находятся недалеко друг от друга и проходят таможенное оформление на одном СВХ. Это позволяет позиционировать перевозку как комплектную, разместив общий заказ от одной из компаний, которая выступит для других экспедитором. В иных случаях в этом нет экономического эффекта.
Для крупных клиентов оптимизация достигается за счет передачи части или комплекса логистических услуг на аутсорсинг (3PL). Комплексная логистика включает в себя логистический консалтинг, управление цепями поставок, складские услуги, кросс-докинг, управление складом клиента, а также услуги региональной, краевой и городской доставки. Передача части или всего комплекса логистических услуг на аутсорсинг, позволяет заказчику сократить затраты на организацию собственной логистики до 30%.
Технологии для экономии на перевозке грузов
ВажноОсновные технологии, которые сейчас внедряются в транспортную и логистическую сферы, связаны как с оптимизацией маршрутов и ресурсов автомобилей, так и с мониторингом передвижения транспортных средств. Компании ищут сферы, в которых можно сократить расходы — это простои, холостые пробеги и неэффективное использование ресурсов перевозчика.
Система мониторинга транспорта позволяет отслеживать любые перемещения, действия с автомобилем и эксплуатационные характеристики машины — от местоположения и маршрута до открытия и закрытия дверей. Благодаря анализу данных, собранных системой, руководство автопарка любой транспортной компании может снизить затраты на его обслуживание на 38%.
Основываясь на анализе данных, руководители получают возможность повысить эффективность работы транспорта компании. А именно, выявить нарушителей рабочего процесса, воровство, сливы, нецелевые поездки и т. д. Это значит — перестать переплачивать нечестным водителям зарплату за неотработанное время, платить за украденное топливо и «левые» поездки.
Система позволяет рассчитать реальный расход топлива для всего автопарка, то есть экономить на закупке топлива. Также можно выявить оптимальные по затратам рейсы и машины — повысить эффективность каждой отдельной поездки. Немаловажно предотвращение кражи и порчи техники, а также груза, что позволяет сохранить лояльность партнеров и заказчиков.
Среди преимуществ системы мониторинга – возможность осуществлять постоянный контроль за действиями водителей. К примеру, мониторинг скоростного режима машины приводит к снижению аварийности – это прямая связь с тарифами страхования, с простоями, затратами на ремонт. Также системы позволяют прогнозировать ремонт техники, что дает полезный эффект для планирования и оптимизации затрат.
Грамотное долгосрочное планирование также позволяет клиентам сократить затраты на грузоперевозки: если клиент заявляет годовой объем перевозок и подтверждает это в контракте, он получает не только гарантию машин под свой объем, но и более выгодные ставки, нежели при разовой перевозке. В качестве инструментов снижения расходов есть комплексные решения от различных производителей.
Полная цифровизация цепочки снабжения, даже на отстроенных в компаниях процессах, позволяет получить дополнительные 20–50% оптимизации. Правда, и дроны, и автономные контейнеры — это больше будущее, чем настоящее. Для использования таких технологий сегодня есть и административные, и технологические барьеры. Но перспективы развития в этом направлении достаточно заманчивы.
Существует несколько видов грузоперевозок, поэтому следует определиться, какой вид вам требуется, а также следует обозначить объем и вес груза, количество грузчиков и прочее. В зависимости от характеристик потребуется машина разной грузоподъемности. Наиболее популярна Газель с тентом, она довольно вместительна как при небольших переездах, так и при перемещении более габаритных грузов (до 16 кубометров).
- как усилить рессоры на газели?
- Какие нужны документы на ребенка что бы пересечь границу?
- Перевозки в ДНР (как не попастся на обман)
- Как открыть компанию по грузоперевозкам?
- Как не нарваться на обман при доставке смеси на бетономешалке?
- Давление на перевозчиков – два шага до разорения
- Облегчение грузовика позволяет взять на борт дополнительный груз
- Эффективность грузоперевозок – новые рычаги управления
- Трубопровод как грузоперевозчик
- Способы экономии на транспортных расходах
Для большинства отечественных автоперевозчиков вопрос сокращения затрат остается крайне актуальным, зачастую оптимизация расходов остается единственным вариантом сохранения места на рынке перевозок.
Уже сейчас с введением технологии "Платон" так называемые серые схемы стали уже не такими простыми, водителей приучают к дисциплине и это хорошо! Довольно много финансовых потерь несёт компания от той же торговли соляркой...
Для уменьшения накладных расходов надо нагрузить службу безопасности, как и на любом другом предприятии. Тогда и дизтопливо перестанут тырить, и левые рейсы делать. Добиться неотвратимости наказания.
Честно говоря, повышение НДС меня серьезно обеспокоило, и, как видно из статьи, не зря. Увеличение налоговой нагрузки на бизнес в сочетании с ростом цен на топливо и отменой льгот по транспортному налогу создают серьезные вызовы для транспортных компаний. Помню, как повышение НДС в других странах, например, в Германии, также сказалось на малом бизнесе, но там удалось частично компенсировать негативные эффекты за счет других налоговых послаблений. Интересно, как российские компании будут справляться с этими изменениями. Не могу не отметить, что переход на упрощенную систему налогообложения может стать спасением для многих, но не для всех. В статье упоминается о возможности использования сборных грузов как способа оптимизации расходов. Это действительно интересный ход — я видел, как он помогает компаниям в Европе, где логистика и транспорт уже давно оптимизируются подобным образом. Однако, насколько это будет эффективно в российских реалиях, где расстояния между городами значительно больше? Также заинтересовала информация о внедрении технологий для мониторинга транспорта. Это реально может снизить издержки, но опять же, насколько это доступно для мелких компаний? Имея опыт работы в логистике, могу сказать, что такие системы не всегда дешевы в установке и обслуживании. Очень надеюсь, что в будущем будут приняты меры, которые помогут бизнесу справиться с этими налоговыми изменениями без значительных потерь.
Оптимизация через сборные грузы — это умный подход, особенно для небольших компаний. Видел, как этот метод спасал бизнесы в сложные времена. Однако, не стоит забывать, что для его успешного применения нужно тщательно планировать маршруты и работать над логистикой. Надеюсь, что в России это тоже приживется и поможет снизить издержки.
Сложившаяся ситуация с ростом НДС, конечно, не радует, но радует, что есть способы оптимизации расходов. Система грузоперевозки на УСН «доходы минус расходы» выглядит как адекватный ответ на текущие вызовы. Надеюсь, что это поможет многим компаниям выжить в условиях растущей налоговой нагрузки. Интересно будет посмотреть, как это будет работать на практике.