Грузовой мотороллер Муравей
Мотороллер «Муравей» - это весьма симпатичное с виду и уникальное в своем роде транспортное средство, которое стало первой в Советском Союзе грузовой мотоциклетной техникой, нашедшей широкое применение во многих отраслях человеческой жизни. Об особенностях этого ТС, а также о его преимуществах и причинах столь высокой популярности мы сегодня и поговорим.
Оглавление
История появления грузового мотороллера «Муравей»
Производителем мотороллеров «Муравей» стал Тульский машиностроительный завод. Трехколесное чудо выпускалось здесь на протяжении 1959-1995 годов, причем, в 1983 году мотоциклет пережил рестайлинг и был модифицирован. Изменения коснулись не только технических характеристик, которые стали значительно лучше, но и внешности транспортного средства. Стоит отметить, что модифицированный вариант можно было узнать по названию – он наименовался «Муравей 2М 01».
ВажноЭта модель является первопроходцем среди советских мопедов – именно она положила начало производство маневренной мотоциклетной технике, которая пользовалась огромным успехом не только среди молодежи, но и среди взрослых, состоявшихся потребителей.
Разрабатывали ее для восполнения потребностей сельских жителей, которые нуждались в такой технике – надежной, способной ездить по далеким от идеала дорогам деревень и перевозить при этом «на своем горбу» определенное количество груза. В основу трицикла родом из СССР положили итальянские аналоги грузоподъемностью от 350 кг.
Назначение
Неплохие технические характеристики, надежность, высокая проходимость, а также внушительная грузоподъемность и небывалые для мотоцикла 250 кг в совокупности обеспечили широкую сферу применения.
ТС активно использовали в сельской местности для выполнения небольших хозяйственных перевозок, оно было популярно в коммунальной сфере и находилось на балансе огромного количества ЖЭКов. Помимо всего прочего, «Муравья» привлекали:
- Для выполнения внутригородских перевозок, в частности, для поставки товара для столовых, кафе, ресторанов.
- Для перемещения между подразделениями одного предприятия мелких партий продукции и комплектующих.
- Для перевозки небольших объемов стройматериалов.
- Для перемещения продукции в закрытом помещении большой площади (тепличные хозяйства, фермы и пр.).
Устройство и технические характеристики
Массовое признание и долголетие этому творению советского мотопрома принесло оптимальное сочетание им таких преимуществ, как доступная цена, универсальность, простота ремонта (починить мотоциклет можно было буквально в полевых условиях подручными средствами), маневренность и компактность.
Говоря о характеристиках мотороллера «Муравей», необходимо отметить следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры, (ДхШхВ), м | 2,68х1,25х2,16 |
Величина дорожного просвета, м | 0,12 |
Колесная база, м | 1,78 |
Общий вес, кг | 240 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 60 |
Диаметр колес, дюймов | 4 и 10 |
Расход топлива, л / 100 км | 6 |
Объем бака, л | 13 |
Грузоподъемность, кг | 250 - 375 |
В движение трицикл приводится карбюраторным 1-цилиндровым бензиновым мотором на 199 куб. см., оснащенным принудительной системой охлаждения воздухом, который нагнетается вентилятором. Мощность силовой установки составляет 11 л.с.
Коробка передач 4-ступенчатая, очень надежная, практически неубиваемая, но чтобы переключить скорость, придется приложить немало усилий.
«Муравей» базируется на трубчатой раме, изготовленной из стали. Конструкция подрессоренная, подвеска достаточно сложная – спереди установлена длиннорычажная вилка, сзади – амортизаторы.
Тормоза барабанные, характеризующиеся высокой надежностью. Система электрического питания представлена двумя 6-вольтовыми аккумуляторами, последовательно соединенными друг с другом.
Варианты кузова
Купить мотороллер «Муравей» можно было в различных вариантах кузова. В модельный ряд были включены следующие разновидности:
- Базовая версия, именующаяся как «Тула Т-200».
- Облегченная версия, в названии которой присутствовала приписка Т-200М.
- ТГ-200 «Муравей» - наиболее популярная 3-колесная модификация, которую нередко можно увидеть и на современных дорогах.
- Т-200К, оснащенный боковым прицепом.
На выбор потребителей были представлены одно- и двухместные варианты мотороллера, однако у двухместного был недостаток: если кузов загружали по максимуму, наличие на пассажирском месте человека могло привести к опрокидыванию транспортного средства. Этот риск многократно возрастал во время движения по ухабам и неровной местности.
Кузов был бортовым, задний борт откидывался для упрощения погрузки/выгрузки. Если возникала необходимость в транспортировке сыпучих или легких габаритных грузов, владельцы самостоятельно надстраивали борта. По индивидуальному заказу можно было приобрести модификацию с закрытым кузовом, оснащенным задней распашной дверью, но такие были редкостью.
Примечательно то, что в процессе эксплуатации собственники самостоятельно модифицировали и переоснащали «чудо техники» по своему усмотрению.
В 2009 году конструкторы завода-производителя легендарного мотороллера предприняли попытки подарить своему детищу новую жизнь и представили на официальном сайте предприятия образец ГТС-1 – пилотной версии обновленного «Муравья». Транспортное средство оснащено кабиной, в продажу оно поступило под названием «Муравей ВТС 01» и 01 (в зависимости от модификации).
Однако технически это абсолютно другое транспортное средство – не трех- а четырехколесное, более габаритное, с увеличенной грузоподъемностью, но заметно уступающее оригиналу в плане проходимости. В сопроводительной документации изготовитель честно указывает, что это технологический транспорт для использования на внутризаводских территориях.
Достоинства и недостатки
Несмотря на то, что технические характеристики грузового мотороллера советского производства были скромными, он отличался наличием массы преимуществ:
- Высокая маневренность. Радиус разворота составляет лишь 3,5 м, поэтому трицикл легко лавирует и в тесных сельских улочках, и в других ограниченных пространствах.
- Легче обычного мотоцикла, но намного его вместительнее.
- Оперативный запуск двигателя стартером.
- Отличная ремонтопригодность, обусловленная простотой конструкции и свободным доступом ко всем деталям.
Однако есть у «Муравья» и недостатки:
- Высокий расход топлива: 6 л / 100 км - это больше. чем у современного легкового автомобиля.
- Частые поломки, но справедливости ради стоит заметить, что это – «болезнь» всей советской мото- и автомобильной техники. Сейчас ситуация с ремонтом обстоит далеко не наилучшим образом, ведь оригинальные детали не достать, а качество китайских оставляет желать лучшего.
- Недостаточная проходимость по вязкой почве, поэтому из песков это «чудо техники» не выберется, то же самое касается снега.
Итог
Смешное и нелепое с виду ТС, созданное специально для перевозки небольших грузов, даже сегодня пользуется огромным спросом. Понятное дело, что купить мотороллер «Муравей» можно только б/у, его цена варьируется от 30-40 тыс. руб. в зависимости от модификации, года выпуска и состояния.
В свое время такие трициклы стоили 750 советских рублей. Сфера их применения была широчайшей, а популярность зашкаливала. Модель оказалась удачной, и весьма странно, что ниша, которую она занимала, у нас в стране до сих пор пустует.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Грузовой мотороллер
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Муравей, новый электрогрузовик
- Грузовой мотороллер Муравей
Хорошо помню этот мотороллер, особенно в изначальном, "олдскульном" варианте. Хотя рестайлинговый, конечно, выглядит значительно приятнее. Очень удобная техника, для развозки всякой мелочи по тем временам - просто незаменимая. У нас постоянно на таком мороженое развозили, крестьяне на рынок овощи доставляли, фрукты. Топлива, правда, жрал немеряно, но по тем временам это было не особо заметно. Бензин тогда стоил копеек 10-20.
Помню мотороллер "Муравей" с детства. Я жила в сельской местности, и у нас было много таких машинок. Они активно ездили по дорогам, видать, были востребованы. И сейчас в городе вижу пару таких мотороллеров. Они в хорошем состоянии, и на них все время что-то перевозят. Работают, как настоящие муравьи.
Не заменимая вещь в хозяйстве, пользуюсь уже не первый год и не жалею. Много места не занимает, если надо можно и что-то перевезти, или куда- под ехать не далеко, легко управлять, ну и конечно же незаменимые воспоминания детства. что говорить одним словом класс!!!
Отличный работяга!!! Незаменимый помощник в деревне!!! Неприхотлив мой Мураш и качественно сделан!!! Слава тем кто его создал и позор тем кто забыл, что Советский Союз лучшее время России и Народов её!!! Техника неказиста но изготовленна с высшим качеством!!!! 40 лет бегает и ещё не один десяток пробежит!!! Вот как делали в то время!!!! С нынешними консервами не сравнить
Очень хорошо и понятно написанно и негде не соврали
Жаль конечно что Россия престала выпускать все свое.Муравей был у отца,потом и я себе купил. 30 лет он мне помогал действительно как Муравей.Недавно продал его.Но душа болит,хочется еще такой новенький,но увы их уже не выпускают.А Китайское дерьмо не хочу.
По поводу поломок, ЛОЖ полнейшая, иномарки современные проблемы качеству и поломкам намного хуже советского автопрома!
Читая статью о мотороллере «Муравей», невольно вспоминаешь о его значимости в советскую эпоху. По сути, это был ответ на запросы сельского хозяйства и промышленности, где требовалась техника, способная справляться с перевозками на плохих дорогах. Интересно, как «Муравей» стал своего рода символом доступности и многофункциональности, как, например, Volkswagen Type 2 в Европе. Они оба предлагали простые решения для сложных задач. Меня особенно впечатляет, как в статье подчеркивается ремонтопригодность и доступность этого транспортного средства — это то, что сегодня можно назвать «сделано на века». Сравните это с современной техникой, где каждая неисправность требует дорогого сервиса. Конечно, у «Муравья» были свои недостатки, такие как высокий расход топлива и проблемы с проходимостью, но тогда ресурсы и возможности были ограничены. Технологический прогресс сделал свое дело, и неудивительно, что в наши дни даже модернизированная версия не может повторить все успехи оригинала. Тем не менее, для тех, кто ценит историю и надежность, «Муравей» остается достойным внимания. Может, стоит задуматься о возрождении таких концепций в наше время, когда устойчивость и простота становятся все более важными? Статья определенно вызывает ностальгию и напоминает о временах, когда вещи делались с мыслью о долговечности.
Интересно, что «Муравей» стал своего рода «рабочей лошадкой» в советские времена. Он был простым и надежным, и именно это делало его таким популярным. Это напоминает мне о том, как в Европе использовали Citroën 2CV для сельских работ. Оба эти транспортных средства были созданы для решения специфических задач, и, как ни странно, до сих пор вызывают интерес у коллекционеров.
Прочитав статью, я удивился, насколько «Муравей» стал универсальным решением для многих задач в СССР. Его популярность можно сравнить с успехом Piaggio Ape в Италии. Они оба были созданы для работы в сложных условиях и справлялись с этой задачей отлично. Удивительно, как простые решения могут быть такими эффективными.