Грузовой мотороллер Муравей

Мотороллер «Муравей» - это весьма симпатичное с виду и уникальное в своем роде транспортное средство, которое стало первой в Советском Союзе грузовой мотоциклетной техникой, нашедшей широкое применение во многих отраслях человеческой жизни. Об особенностях этого ТС, а также о его преимуществах и причинах столь высокой популярности мы сегодня и поговорим.

История появления грузового мотороллера «Муравей»

Производителем мотороллеров «Муравей» стал Тульский машиностроительный завод. Трехколесное чудо выпускалось здесь на протяжении 1959-1995 годов, причем, в 1983 году мотоциклет пережил рестайлинг и был модифицирован. Изменения коснулись не только технических характеристик, которые стали значительно лучше, но и внешности транспортного средства. Стоит отметить, что модифицированный вариант можно было узнать по названию – он наименовался «Муравей 2М 01».

Важно

Эта модель является первопроходцем среди советских мопедов – именно она положила начало производство маневренной мотоциклетной технике, которая пользовалась огромным успехом не только среди молодежи, но и среди взрослых, состоявшихся потребителей. 

Разрабатывали ее для восполнения потребностей сельских жителей, которые нуждались в такой технике – надежной, способной ездить по далеким от идеала дорогам деревень и перевозить при этом «на своем горбу» определенное количество груза. В основу трицикла родом из СССР положили итальянские аналоги грузоподъемностью от 350 кг. 

Назначение

Неплохие технические характеристики, надежность, высокая проходимость, а также внушительная грузоподъемность и небывалые для мотоцикла 250 кг в совокупности обеспечили широкую сферу применения. 

ТС активно использовали в сельской местности для выполнения небольших хозяйственных перевозок, оно было популярно в коммунальной сфере и находилось на балансе огромного количества ЖЭКов. Помимо всего прочего, «Муравья» привлекали:

  1.  Для выполнения внутригородских перевозок, в частности, для поставки товара для столовых, кафе, ресторанов.
  2.  Для перемещения между подразделениями одного предприятия мелких партий продукции и комплектующих.
  3.  Для перевозки небольших объемов стройматериалов.
  4.  Для перемещения продукции в закрытом помещении большой площади (тепличные хозяйства, фермы и пр.).

Устройство и технические характеристики

Грузовой мотороллер Муравей

Массовое признание и долголетие этому творению советского мотопрома принесло оптимальное сочетание им таких преимуществ, как доступная цена, универсальность, простота ремонта (починить мотоциклет можно было буквально в полевых условиях подручными средствами), маневренность и компактность.

Говоря о характеристиках мотороллера «Муравей», необходимо отметить следующее:

Технические характеристики Значения
Габаритные размеры, (ДхШхВ), м 2,68х1,25х2,16
Величина дорожного просвета, м 0,12
Колесная база, м 1,78
Общий вес, кг 240
 Максимальная скорость движения, км/ч 60
Диаметр колес, дюймов 4 и 10
Расход топлива, л / 100 км 6
Объем бака, л 13
Грузоподъемность, кг 250 - 375

В движение трицикл приводится карбюраторным 1-цилиндровым бензиновым мотором на 199 куб. см., оснащенным принудительной системой охлаждения воздухом, который нагнетается вентилятором. Мощность силовой установки составляет 11 л.с.

Коробка передач 4-ступенчатая, очень надежная, практически неубиваемая, но чтобы переключить скорость, придется приложить немало усилий.

«Муравей» базируется на трубчатой раме, изготовленной из стали. Конструкция подрессоренная, подвеска достаточно сложная – спереди установлена длиннорычажная вилка, сзади – амортизаторы.

Тормоза барабанные, характеризующиеся высокой надежностью. Система электрического питания представлена двумя 6-вольтовыми аккумуляторами, последовательно соединенными друг с другом. 

Варианты кузова

Грузовой мотороллер Муравей

Купить мотороллер «Муравей» можно было в различных вариантах кузова. В модельный ряд были включены следующие разновидности:

  1.  Базовая версия, именующаяся как «Тула Т-200».
  2.  Облегченная версия, в названии которой присутствовала приписка Т-200М.
  3.  ТГ-200 «Муравей» - наиболее популярная 3-колесная модификация, которую нередко можно увидеть и на современных дорогах.
  4.  Т-200К, оснащенный боковым прицепом.

На выбор потребителей были представлены одно- и двухместные варианты мотороллера, однако у двухместного был недостаток: если кузов загружали по максимуму, наличие на пассажирском месте человека могло привести к опрокидыванию транспортного средства. Этот риск многократно возрастал во время движения по ухабам и неровной местности.

Кузов был бортовым, задний борт откидывался для упрощения погрузки/выгрузки. Если возникала необходимость в транспортировке сыпучих или легких габаритных грузов, владельцы самостоятельно надстраивали борта. По индивидуальному заказу можно было приобрести модификацию с закрытым кузовом, оснащенным задней распашной дверью, но такие были редкостью. 

Грузовой мотороллер Муравей

Примечательно то, что в процессе эксплуатации собственники самостоятельно модифицировали и переоснащали «чудо техники» по своему усмотрению. 

В 2009 году конструкторы завода-производителя легендарного мотороллера предприняли попытки подарить своему детищу новую жизнь и представили на официальном сайте предприятия образец ГТС-1 – пилотной версии обновленного «Муравья». Транспортное средство оснащено кабиной, в продажу оно поступило под названием «Муравей ВТС 01» и 01 (в зависимости от модификации). 

Однако технически это абсолютно другое транспортное средство – не трех- а четырехколесное, более габаритное, с увеличенной грузоподъемностью, но заметно уступающее оригиналу в плане проходимости. В сопроводительной документации изготовитель честно указывает, что это технологический транспорт для использования на внутризаводских территориях.

Достоинства и недостатки

Грузовой мотороллер Муравей

Несмотря на то, что технические характеристики грузового мотороллера советского производства были скромными, он отличался наличием массы преимуществ:

  •  Высокая маневренность. Радиус разворота составляет лишь 3,5 м, поэтому трицикл легко лавирует и в тесных сельских улочках, и в других ограниченных пространствах. 
  •  Легче обычного мотоцикла, но намного его вместительнее.
  •  Оперативный запуск двигателя стартером. 
  •  Отличная ремонтопригодность, обусловленная простотой конструкции и свободным доступом ко всем деталям.

Однако есть у «Муравья» и недостатки:

  • Высокий расход топлива: 6 л / 100 км - это больше. чем у современного легкового автомобиля.
  • Частые поломки, но справедливости ради стоит заметить, что это – «болезнь» всей советской мото- и автомобильной техники. Сейчас ситуация с ремонтом обстоит далеко не наилучшим образом, ведь оригинальные детали не достать, а качество китайских оставляет желать лучшего.
  • Недостаточная проходимость по вязкой почве, поэтому из песков это «чудо техники» не выберется, то же самое касается снега.

Итог

Смешное и нелепое с виду ТС, созданное специально для перевозки небольших грузов, даже сегодня пользуется огромным спросом. Понятное дело, что купить мотороллер «Муравей» можно только б/у, его цена варьируется от 30-40 тыс. руб. в зависимости от модификации, года выпуска и состояния. 

В свое время такие трициклы стоили 750 советских рублей. Сфера их применения была широчайшей, а популярность зашкаливала. Модель оказалась удачной, и весьма странно, что ниша, которую она занимала, у нас в стране до сих пор пустует.

Рейтинг: 41
Всего оценок: 14 Комментариев: 10 Просмотров: 3283
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 08-01-2022 / Обновлено: 08-01-2022
Поиск запроса "грузовой мотороллер муравей" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Краснодар Алекс Зинов 26.01.2022

Хорошо помню этот мотороллер, особенно в изначальном, "олдскульном" варианте. Хотя рестайлинговый, конечно, выглядит значительно приятнее. Очень удобная техника, для развозки всякой мелочи по тем временам - просто незаменимая. У нас постоянно на таком мороженое развозили, крестьяне на рынок овощи доставляли, фрукты.  Топлива, правда, жрал немеряно, но по тем временам это было не особо заметно. Бензин тогда стоил копеек 10-20.

8
1
Ответить
Елена Павловск 27.01.2022

Помню мотороллер "Муравей" с детства. Я жила в сельской местности, и у нас было много таких машинок. Они активно ездили по дорогам, видать, были востребованы. И сейчас в городе вижу пару таких мотороллеров. Они в хорошем состоянии, и на них все время что-то перевозят. Работают, как настоящие муравьи.

9
2
Ответить
Сергей Aртемовск 18.07.2023

Не заменимая вещь в хозяйстве, пользуюсь уже не первый год и не жалею. Много места не занимает, если надо можно и что-то перевезти, или куда- под ехать не далеко, легко управлять, ну и конечно же незаменимые воспоминания детства. что говорить одним словом класс!!!

12
0
Ответить
Владислав Шадринск деревня Дрянново 13.08.2024

Отличный работяга!!! Незаменимый помощник в деревне!!! Неприхотлив мой Мураш и качественно сделан!!! Слава тем кто его создал и позор тем кто забыл, что Советский Союз лучшее время России и Народов её!!! Техника неказиста но изготовленна с высшим качеством!!!! 40 лет бегает и ещё не один десяток пробежит!!! Вот как делали в то время!!!! С нынешними консервами не сравнить

6
0
Ответить
Арсений С. Рождественское 22.08.2024

Очень хорошо и понятно написанно и негде не соврали

1
0
Ответить
ShckodNIK Зерноград, Ростовская обл. 25.09.2024

Жаль конечно что Россия престала выпускать все свое.Муравей был у отца,потом и я себе купил. 30 лет он мне помогал действительно как Муравей.Недавно продал его.Но душа болит,хочется еще такой новенький,но увы их уже не выпускают.А Китайское дерьмо не хочу.

1
0
Ответить
Марк Сыктывкар 27.10.2024

По поводу поломок, ЛОЖ полнейшая, иномарки современные проблемы качеству и поломкам намного хуже советского автопрома!

0
0
Ответить
Брячислав 06.12.2024

Читая статью о мотороллере «Муравей», невольно вспоминаешь о его значимости в советскую эпоху. По сути, это был ответ на запросы сельского хозяйства и промышленности, где требовалась техника, способная справляться с перевозками на плохих дорогах. Интересно, как «Муравей» стал своего рода символом доступности и многофункциональности, как, например, Volkswagen Type 2 в Европе. Они оба предлагали простые решения для сложных задач. Меня особенно впечатляет, как в статье подчеркивается ремонтопригодность и доступность этого транспортного средства — это то, что сегодня можно назвать «сделано на века». Сравните это с современной техникой, где каждая неисправность требует дорогого сервиса. Конечно, у «Муравья» были свои недостатки, такие как высокий расход топлива и проблемы с проходимостью, но тогда ресурсы и возможности были ограничены. Технологический прогресс сделал свое дело, и неудивительно, что в наши дни даже модернизированная версия не может повторить все успехи оригинала. Тем не менее, для тех, кто ценит историю и надежность, «Муравей» остается достойным внимания. Может, стоит задуматься о возрождении таких концепций в наше время, когда устойчивость и простота становятся все более важными? Статья определенно вызывает ностальгию и напоминает о временах, когда вещи делались с мыслью о долговечности.

0
0
Ответить
Людовик 07.12.2024

Интересно, что «Муравей» стал своего рода «рабочей лошадкой» в советские времена. Он был простым и надежным, и именно это делало его таким популярным. Это напоминает мне о том, как в Европе использовали Citroën 2CV для сельских работ. Оба эти транспортных средства были созданы для решения специфических задач, и, как ни странно, до сих пор вызывают интерес у коллекционеров.

0
0
Ответить
Адам 08.12.2024

Прочитав статью, я удивился, насколько «Муравей» стал универсальным решением для многих задач в СССР. Его популярность можно сравнить с успехом Piaggio Ape в Италии. Они оба были созданы для работы в сложных условиях и справлялись с этой задачей отлично. Удивительно, как простые решения могут быть такими эффективными.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: