Гусеничный кран РДК-250
Кран РДК-250 — легендарная техника, выпускаемая с 1967 года и прошедшая множество модификаций. Является результатом работы специалистов из СССР и Германии.
Оглавление
Адаптирована под эксплуатацию в условиях климата СССР. Ниже рассмотрим назначение и описание гусеничного транспорта, выделим его технические характеристики и модификации. Отдельно приведем особенности эксплуатации, плюсы и минусы.
Назначение и общее описание гусеничного крана РДК-250
Особенность гусеничного крана РДК-250 — способность выполнять задачи без применения выносных опор и перемещаться в пределах стройплощадки. Для изменения положения техники не нужно готовить специальную трассу, что позволяет сэкономить время и ресурсы. Скорость движения техники — 0.5-1 км/ч, а при особой подготовке возможно перемещение на крюке.
ВажноБлагодаря высокой маневренности и хорошей грузоподъемности, техника получила широкое применение в строительной сфере. Это особенно актуально, когда процесс проходить на удаленных друг от друга объектах.
Возможности транспорта позволяют использовать его и в ряде других секторов:
- заготовка леса;
- горнодобывающая промышленность;
- прокладка труб и канализаций;
- технологическое оборудование промобъектов;
- создание отверстий для монтажа свай;
- установка конструкций из бетона и стали;
- перегруз сыпучих материалов при использовании грейфера и стрелы.
История производства началась с крана РДК-25, который появился в 1967-м. Со временем появилась версия 250-1 в 1972-м, 250-2 в 1980-м и так далее. Подробнее о модификациях поговорим в отдельном разделе.
Конструктивно кран состоит из следующих элементов:
- ходовая и поворотные части;
- узел вращения;
- лебедка;
- стрела;
- вращательный механизм;
- генераторы;
- двигатель;
- кабина;
- обоймы-крюки;
- монтажная стойка;
- опорно-поворотная часть.
Кран монтируется на гусеничном шасси с шириной гусеничной части в 62,5 см. Кабина представляет собой металлическую конструкцию, которая находится справа и изготовлена с применением сварной стали. Крепление к раме осуществляется за счет болтовых соединений. Внутри располагается два человека: оператор и стажер. В базовой версии кабина выполнялась отдельно от остальной части. Особенностью кабины является улучшенная обзорность, наличие обогрева и очистителей стекла.
Рабочее оборудование РДК-250 делится на две категории:
- Стреловое. Предусматривает наличие 12.5-метровой стрелы, которую можно дорастить с помощью 5-ти или 10-метровых вставок решетчатого типа. Секции объединяются друг с другом с применением пальцев без резьбы, что значительно ускоряет процесс сборки. При желании можно дополнительно смонтировать 5-метровый гусек.
- Башенно-стреловое. Мачта фиксируется с помощью тросов-оттяжек, находящихся в неподвижном положении. На мачте также ставится гусек с возможностью управления. С его помощью удается изменить вылет стрелы. Для получения 25-тонной грузоподъемности используется 3-оболочная или 1-оболочная обойма.
Работу РДК-250 обеспечивает дизель-электрический силовой агрегат. При отсутствии электричества устанавливаются только дизельные агрегаты, подключаемые к электрическому генератору. Для запуска главной установки применяется мотор, работающий на бензине. Для каждого узла имеется электропривод, обеспечивающий его работу.
Безопасность применения крана обусловлена наличием широкого спектра дополнительных узлов. В их состав входит ограничитель нагрузки, работающий на микропроцессорном принципе, защита от высокого напряжения при работе возле линий электропередач, запись и фиксация нагрузок. Имеющиеся системы безопасности соответствуют требованиям технического надзора.
Технические характеристики
При рассмотрении особенностей техники стоит знать технические характеристики крана РДК-250. К главным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значение |
---|---|
Вылет минимальный / максимальный, м | 3.75 / 21.75 |
Скорость подъема / опускания груза / мин. | 0.37/7.37 и 0.4/15.6 |
Грузоподъемность обычная / при наибольшем вылете стрелы, т | 25 / 0.4 |
Частота вращения платформы, об/мин | 0,27 |
Напряжение дизель-электрического привода, В | 380 |
Длина стрелы, м | 12.5-35.3 |
Наибольший вылет стрелы с гуськом жесткого типа, м | 26 |
Масса крана без аппарата, т | 41,3 |
Расход топлива при работе дизельного генератора, л/ч | 15 |
Скорость рабочая / транспортировочная, м | 16.6 / 19.5 |
Силовая установка
На базовой версии крана установлен 4-кратный дизель-мотор с 6-ю цилиндрами и водяным охлаждением. Имеет подключенное пусковое устройство, работающее на бензине. С его помощью производится пуск главного мотора. В задачу акселератора входит изменение количества оборотов, а сам он находится внутри кабины.
В дальнейшем кран РДК-250 был несколько раз усовершенствован, в результате чего на нем появлялись двигатели разного типа:
- АО1-МЕ — 6-цилиндровый силовой агрегат с объемом 11.5 л. Имеет 130 лошадиных сил. Имеет жидкостное охлаждение, рядное расположение цилиндров и прямой впрыск горючего. Частота вращения мотора находится на уровне 1700 об/мин.
- Д 108 — 4-цилиндровый и 108-сильный дизельный агрегат. Имеет частоту от 1140 об/мин. Выделяется нераздельной камерой сгорания. Имеет объем 15.53 л. Диаметр цилиндра и поршневой ход составляют 14.5 и 20.5 см. Крутящий момент увеличен до 82 кГм.
- Д 440 — 4-цилиндровый и 98-сильный мотор с частотой вращения 1750 об/мин. Имеет газотурбинный наддув и прямой впрыск топлива. Рабочий объем составляет 7.43 л. Отличается жидкостным охлаждением и вертикальной позицией цилиндров.
Скорость движения
Скоростной параметр зависит от рабочего исполнения техники. Рассмотрим каждый из вариантов:
Стрела. Скорость подъема главного и вспомогательного подъемов при длине стрел от 12.5 до 25.3 м составляет 0.37-7.37 и 15.7 м/мин соответственно. Если стрела имеет длину от 27.5 до 35.3 м, скорость будет 0.74-14.74 и 15.7 м соответственно. Что касается опускания, для первой группы этот параметр составляет 0.4-7.8 и 4.5-16 м/мин, а для второй — 0.8-15.6 и 4.5-16 м/мин.
Башенно-стреловой тип. В таком случае скорость меняется с учетом типа установленного гуська. Если он имеет длину 10 м подъем и опускание имеют следующие характеристики — 0.37-7.37 и 0.4-7.8 м/мин. В случае, если установлены гуськи на 15 и 20 м, скоростной параметр составляет 0.74-14.74 и 0.8-15.6 м.
Наибольшая рабочая скорость для рассматриваемой модификации техники составляет 16.6 м/мин, а транспортная — 19.5 м/мин.
Электрооборудование
В качестве питающего устройства применяется 3-фазная генераторная установка на 380 Вольт и 75 кВт. Два электрических двигателя обеспечивают работу главного подъема.
Они отличаются типом ротора:
- Фазовый. Имеет мощность 32 кВт и 750 об/мин. Ток — 70 А.
- Короткозамкнутый. Развивает мощность на 3 кВт и вращается со скоростью 1500 об/мин. Ток — 7.9 А.
Также имеются отдельные электродвигатели на остальное оборудование. К примеру, вспомогательный подъем обеспечивает 32-амперный мотор SMH 160 M4, изменение вылета —KMR-132 M6 на 16.5 А, передвижение —SMH 200 M8 на 50 А и поворота —KMR 160 M16-4 с током 9.8 / 16 А.
Грузоподъемность в зависимости от вылета стрелы
Параметр грузоподъемности гусеничного крана РДК-250 зависит от ряда факторов — вида, вылета и длины стрелы. Рассмотрим каждый из вариантов.
Стреловой:
- 12.5 м. При такой длине стелы грузоподъемность меняется в диапазоне от 2.7 до 22 т;
- 17.5 м. Для такой стрелы характерно изменение грузоподъемности на уровне 1.3-18.1 т.
- 22.5 м. Диапазон грузоподъемности составляет 1.5-12.5 т.
- 27.5 м. При такой длине стрелы кран может перемещать от 1.1 до 11 т.
- 32.5 м. Здесь характерен параметр грузоподъемности от 0.6 до 7.5 т.
Башенно-стреловой:
- При башне 17.5 м и гуське 10 м вес от 5.7 до 20 т. Для гуська 15 и 20 м грузоподъемность составляет 2.6-13 и 1.2-13 т соответственно.
- Если высота башни 22.5 м, параметры для 10-ти, 15-ти и 20-метровой гуська имеют следующий вид: 2.6-13 т, 1.2-13 т, 1-8 т.
- Для башни на 27.5 м при указанных выше гуськах составляет 1.2-13 т, 1-8 т и 0.2-7.5 т.
Более подробную информацию можно узнать по таблице, которую приводит завод-изготовитель.
Модификации
За время выпуска гусеничного крана мир увидел несколько модификаций техники:
- 25 — первый образец, появился в 1967-м;
- 250-1 — улучшенная версия, выпущенная в 1972-м. Комплектуется мотором Д-108. Имеет аналогичную грузоподъемность и комплектацию.
- 250-2 — выпускался с 1980-го, имеет уменьшенную кабину оператора, что позволяет демонтировать ее при перевозке.
- 250-3 — вышла на рынок в 1988-м, комплектуется улучшенным мотором и системой информирования о приближении к линиям электрических передач.
- 250-4 — более новая версия, которая появилась в 1990-м и подходит для применения в условиях низких температур. Выдерживает до -60 градусов Цельсия.
В качестве отдельной версии стоит выделить РДК-400. Эта модификация имеет грузоподъемность 400 тонн, а еще одна альтернатива RDK-500 способна перевозить 500 т и предназначена для Европы. Выпускалась с 1986-го.
Особенности эксплуатации
Гусеничный кран РДК-250 может использоваться в широком температурном диапазоне: от -40 до +40 градусов Цельсия. Для эксплуатации в полярных условиях предусмотрена отдельная модификация в виде 250-4, способная выдерживать до -60 градусов Цельсия.
При работе с машиной нужно ориентироваться на скорость ветра, который не должен превышать 15 м/с. В случае превышения этого параметра более 20 м/с, рабочее оборудование нужно опустить.
Из-за низкой скорости самостоятельного перемещения кран транспортируется одним из следующих способов:
- Железная дорога. Предусматривает разборку на части, перевозку со снятой стрелой крана РДК и укосиной, находящейся в транспортной позиции. Демонтируется и кабина управления. Фиксация на ж/д полотне осуществляется с учетом расчетов и чертежей.
- Автомобильная трасса. Транспортировка может осуществляться отдельными узлами обычным транспортом с учетом местных условий, параметров авто и требований ГИБДД. Такие перевозки должны согласовываться с местной инспекцией.
- Водные пути. После разборки осуществляется погрузка и разгрузка, которая проводится с учетом СНИП и действующих правил в сфере ТБ и производственной санитарии (нормы речного флота РФ).
Достоинства и недостатки машины
Кран РДК-250 получил популярность, благодаря следующим плюсам:
- большая стрела с возможностью увеличения длины;
- возможность перемещения по строительной площадке без рельсовых механизмов;
- комфортабельная кабина, защищенная от холода и шума;
- хорошая грузоподъемность;
- широкая сфера применения для монтажа, строительства, погрузки-разгрузки;
- надежная дизель-генераторная установка;
- быстрая разборка и монтаж;
- удобное управление крановой установкой;
- гусеничный ход и привод, позволяющий разворачиваться на месте;
- наличие нескольких модификаций.
Главным недостатком считается небольшая скорость передвижения и гусеницы, которые нарушают целостность асфальта. Цена крана — от 25 до 80 тысяч долларов.
Итог
Кран РДК-250 — наиболее распространенная гусеничная техника с более чем 55-летней историей. Имеет множество вариантов исполнения и активно применяется в разных сферах.
Популярность обусловлена простой конструкцией, удобным управлением, надежностью и хорошей функциональностью. Технические характеристики крана востребованы и сегодня, что делает РДК-250 лучшим решением для выполнения работ любой сложности.
- Кран какие необходимые документы
- Кран-манипулятор на базе КамАЗ
- Колёсный или гусеничный экскаватор?
- Срочно нужен кран
- Гусеничный или колёсный трактор?
- Гусеничный кран РДК-250
"ДЭКА" кран отличный, не сложный в ремонте и обслуживании. Сложный он относительно в перевозке с объекта на объект. У нас есть такой, работает уже лет 30. Что бы перевести его нужно брать разрешение в ГИБДД, так как габариты крана большие. Обычно его по ночам перевозим.
Пусть этот кран и медлителен в сравнении со своими современными конкурентами, но в остальном, он годится для продуктивной работы. Правда, сейчас редко вижу такие краны в Москве, строительные компании предпочитают что-то более универсальное. А в небольших городах они еще используются.
Кран добротный, может посоревноваться и с современными моделями. Неплохие технические характеристики, да и конструкция проста и надëжна. Знаю, работал с этой техникой. Грузоподъёмность весьма устраивала. А вот про модификации было любопытно прочесть.
Подскажите где в кабине включить свет?
Уважаемый, это во всех кранах индивидуально
Кран РДК-250 — это настоящий пример инженерного искусства своего времени. Мне кажется, что его конструкторы учли всё, что можно было предусмотреть для работы в суровых условиях. Например, его способность работать при температурах до -60 градусов Цельсия — это действительно впечатляет. Учитывая его историю, начиная с РДК-25, заметно, как техника эволюционировала. Сравнивая с современными моделями кранов, такими как Liebherr или Komatsu, РДК-250, безусловно, уступает в скорости и маневренности. Но в плане надежности и простоты конструкции ему нет равных. Огромный плюс в том, что он может передвигаться по стройплощадке без необходимости рельсовых путей, что экономит время и ресурсы. Да, скорость движения у него маленькая, но благодаря этому можно не беспокоиться о безопасности на площадке. Если говорить о грузоподъемности, то для своего класса он показывает вполне достойные результаты. Конечно, современные краны предлагают более высокие показатели, но не стоит забывать, что РДК-250 создавался в другое время и для других задач. В этом контексте он справляется со своими функциями на отлично. Надежная дизель-генераторная установка и возможность быстрой разборки и монтажа — это дополнительные преимущества, которые делают эту модель востребованной и сегодня. В общем, если вам нужно надежное и проверенное решение для сложных условий, РДК-250 — это отличный выбор.
Интересно, что кран РДК-250 до сих пор актуален. Его способность работать в экстремальных условиях впечатляет. Особенно понравилась идея с дизель-электрическим приводом — это отличное решение для объектов, где нет стабильного электроснабжения. В сравнении с другими моделями, он явно выигрывает в плане универсальности применения.
РДК-250 — это настоящая рабочая лошадка. Да, скорость перемещения у него не самая высокая, но зато какой потенциал в грузоподъемности! Плюс его можно использовать в самых разных сферах, от строительства до горнодобычи. Удобная кабина — это тоже немаловажный фактор, особенно в условиях низких температур.