Интеркулер, назначение и принцип работы
Интеркулер — деталь автомобилей с турбонаддувом, обеспечивающая охлаждение поступающего в двигатель воздуха. Используется на машинах с дизельными или бензиновыми моторами.
Оглавление
Обеспечивает лучшую плотность воздушного потока и, соответственно, эффективное сгорание топлива. Ниже рассмотрим, что это за деталь, как она работает, какие бывают виды, где располагается и может ли ломаться.
Интеркулер: для чего он нужен и как работает
Назначение интеркулера — снижение температуры воздушного потока, который нагнетается в двигатель. Устройство находится между турбиной и камерой сгорания. Снижение температуры воздуха придает ему плотности, что повышает эффективность работы двигателя. Чем активнее охлаждение, тем больше воздуха попадает в силовой агрегат, и тем лучше давление и КПД.
Конструктивно интеркулер турбины сделан так, чтобы пропускать проходящий воздух и не создавать преград. В ином случае это привело бы к падению давления и снижению мощности двигателя. При этом размер теплообменника может отличаться в зависимости от особенностей силового агрегата и эксплуатации авто.
Принцип работы следующий:
- Выхлопные газы, которые появляются после сгорания топлива, заставляют работать колесо турбины.
- На этом же валу работает колесо компрессора, забирающее воздух и сжимающего его до необходимого давления.
- Поток отправляется в направлении коллектора впуска, через интеркулер, охлаждающий воздух перед подачей в камеру сгорания.
Интеркулер — простая версия радиатора, состоящего из множества трубок и обеспечивающего быстрый отвод тепла. При установке детали производители учитывают мощность двигателя и устанавливают деталь запасом на 150-200 лошадиных сил. Трубы и патрубки выбираются с учетом диаметра заслонки коллектора впуска и размера отверстия.
ВажноРасчеты показали, что охлаждение воздуха на 10 градусов Цельсия повышает мощность двигателя на 3%. Параллельно снижается расход топлива и уменьшается количество вредных выбросов в атмосферу. Применение интеркулера обеспечивает до 20% мощности.
Главная задача производителей — свести к минимуму длину патрубков интеркулера и увеличить диаметр до размеров заслонки дросселя. Это необходимо для уменьшения сопротивления воздуха наддува и создания давления на высоком уровне.
Интеркулеры с воздушным охлаждением
Особенность устройства —снижение потока, поступающего в двигатель, за счет окружающего воздуха. Установка осуществляется между турбиной и коллектором впуска. Конструктивно такой интеркулер состоит из трех элементов:
- теплообменник (основная часть);
- трубки;
- пластины.
Охлаждение осуществляется, благодаря увеличению пути прохождения воздуха по многочисленным алюминиевым или медным трубкам. При движении поток меняет направление, что повышает эффективность охлаждения. Это, свою очередь, приводит к появлению новых препятствий и снижению давления.
Воздушный интеркулер представляет собой два бачка из алюминия или пластика, установленных на входе и выходе с находящимся между ним сердечником. Последний состоит из множества сот и трубок, предназначенных для увеличения площади соприкосновения с воздухом и быстрого охлаждения. Чем больше трубок, тем эффективнее работает интеркулер и тем быстрее отдается тепло.
Плюсы:
- множество вариантов установки;
- минимальный риск повреждений.
Минусы:
- большие размеры;
- возможные трудности с установкой.
Интеркулеры с жидкостным охлаждением
Тепло радиатора интеркулераотдается не воздуху, а воде. Конструкция применяется в спортивных автомобилях, где из-за быстрого движения поток не успевает охлаждаться. Такая же ситуация может возникнуть при движении в условиях города и пробок. Для обеспечения работы устанавливается дополнительный радиатор, насос для циркуляции поток и электронный блок.
Преимущества:
- Компактность.
- Эффективность охлаждения.
- Возможность установки в любом свободном месте под капотом.
Недостатки:
- Сложность конструкции и, соответственно, трудности ремонта интеркулера.
- Строгие требования к герметичности системы.
- Высокая стоимость, влияющая на цену автомобиля.
- Большая масса в сравнении с воздушным типом.
Из-за большей сложности и высокой цены такой типинтеркулера предусматривается при невозможности установки устройств воздушного типа.
Где располагается интеркулер
Позиция охладителя может меняться в зависимости от типа. Интеркулер устанавливается в передней части авто возле главного радиатора охлаждения или в области подкрылка. Он ставится вертикально или горизонтально над силовым агрегатом. Воздушный тип устройства монтируется в следующих местах:
- В центре за передним бампером.
- Над силовым агрегатом.
- Сбоку крыльев.
Жидкостные интеркулеры, как правило, крепятся возле главного радиатора охлаждения. По факту, благодаря компактности, устройство можно разместить в любом месте. Конструкция водяных охладителей позволяет уменьшить длину шлангов интеркулера и сэкономить место в подкапотном пространстве.
Характерные неисправности
Повреждения интеркулера могут быть обусловлены несколькими причинами:
авария;
- контакт теплообменника с летящими камнями или предметами;
- появление ржавчины из-за попадания воды, «химии» и грязи на поверхности;
- большие нагрузки из-за перегрева.
Практика эксплуатации позволяет выделить два вида неисправности, когда может потребоваться замена интеркулера:
- Разрыв. Охладитель находится в передней части авто, что повышает риск повреждения из-за попадания камней и других предметов. Со временем на поверхности появляются трещины, которые под давлением расширяются. В некоторых случаях устройство может вовсе разорваться. Такую неисправность легко заметить по снижению мощности и скачку потребления горючего.
- Неисправность патрубка. Повреждение трубки легко определить по маслу в местах соединения трубок. При наличии в патрубке смазки можно говорить о поломке кольца-уплотнителя. Для устранения проблемы его нужно заменить. При отсутствии результата меняется весь патрубок, ведь высокое давление может привести кповреждению.
Для выявления неисправности может потребоваться снятие интеркулера с дальнейшим ремонтом или заменой. В первом случае предусматривается сварка корпуса, если это возможно. При невозможности восстановления устройство лучше поменять.
Чтобы продлить срок службы интеркулера, желательно следить за температурой охлаждающей жидкости и моторного масла, избегать резких ускорений после длительного простоя и чистить радиатор.
При загрязнении интеркулера очистка проводится в три шага. Сначала убираются камни и насекомые, а потом удаляется грязь и отложения с помощью бензина или ацетона. На третьем этапе устройство продувается с помощью компрессора и возвращается на место.
Заключение
Интеркулер — простое и эффективное решение, позволяющее повысить мощность двигателя без больших затрат. Вне зависимости от вида (воздушное или водяное) устройство охлаждает воздух, поступающий в двигатель, снижает расход топлива и улучшает динамику авто. Главное — следить за состоянием узла, периодически проводить очистку и замену в случае серьезного повреждения.
- Нанять на работу нескольких диспетчеров
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Компрессоры масляные и компрессоры безмасляные - общее и разное
- Турбонаддув грузовых дизельных автомобилей
- Зерноуборочный комбайн Джон Дир W650
- Грузовик Foton Auman BJ 1163
- Hydrema 922, шарнирно-сочлененный самосвал
Достаточно эффективное в своей простоте устройство. Не совсем понятно только почему водяные интеркулеры применяются гораздо реже. Видимо КПД двигателя в перерасчете на время эксплуатации возрастает незначительно.
Интересно устроен этот интеркулер - я таких подробностей не знал. Снаружи вроде бы всего лишь простенькая решетка, но самое главное скрывается внутри. Сложный, но важный механизм.
Аппарат предназначен для охлаждения двигателя, как радиатор, только у него название другое. Так же его можно расположить где угодно, у него нету чёткого места назначения, как у радиатора который охлаждает двигатель, подойдёт для тех мест где наиболее горячие от работы части автомобиля.
Читая статью об интеркулерах, я вспомнил, как впервые столкнулся с этой деталью на своем стареньком дизельном авто. Оказывается, интеркулер — это не просто очередная запчасть, а настоящая находка для повышения эффективности двигателя. Когда я впервые узнал о его роли в снижении температуры воздуха, поступающего в мотор, сразу провел параллели с системами охлаждения серверных комнат. Там тоже важно убрать лишнее тепло, иначе оборудование перегреется и выйдет из строя. Примечательно, что интеркулеры с воздушным и жидкостным охлаждением имеют свои плюсы и минусы, и выбор зависит от условий эксплуатации. К примеру, для городских условий, где часто стоишь в пробках, жидкостной интеркулер может быть более эффективным. Однако, это решение сложное и дорогое, поэтому не каждый автовладелец решится на подобное. В свою очередь, воздушные интеркулеры могут быть более простыми в установке и обслуживании, но требуют больше места под капотом. В статье также четко описаны возможные неисправности, и это очень полезно, ведь знание таких нюансов может помочь избежать серьезных проблем в будущем. Особенно заинтересовала часть про очистку интеркулера — оказывается, это не так уж и сложно, главное — делать это регулярно. В общем, статья напомнила, как важно следить за своим автомобилем и понимать, что даже такие казалось бы незначительные детали, как интеркулер, могут существенно влиять на его работу.
Интересная статья! Особенно понравилось объяснение про воздушные интеркулеры. Никогда не думал, что такие простые вещи могут так сильно влиять на эффективность двигателя. Это как с работой кондиционера дома: чем лучше охлаждение, тем комфортнее жить. Думаю, стоит задуматься о проверке интеркулера на своем авто, чтобы избежать возможных проблем.
Отличная статья для понимания, зачем нужен интеркулер. Сравнение воздушных и жидкостных систем особенно полезно для тех, кто выбирает авто для разных условий. Лично я всегда считал, что воздушные системы проще и надежнее для обычного использования, хотя жидкостные и выглядят более премиально. В любом случае, теперь буду внимательнее следить за этой деталью на своем авто.