Интеркулер, назначение и принцип работы
Интеркулер — деталь автомобилей с турбонаддувом, обеспечивающая охлаждение поступающего в двигатель воздуха. Используется на машинах с дизельными или бензиновыми моторами.
Оглавление
Обеспечивает лучшую плотность воздушного потока и, соответственно, эффективное сгорание топлива. Ниже рассмотрим, что это за деталь, как она работает, какие бывают виды, где располагается и может ли ломаться.
Интеркулер: для чего он нужен и как работает
Назначение интеркулера — снижение температуры воздушного потока, который нагнетается в двигатель. Устройство находится между турбиной и камерой сгорания. Снижение температуры воздуха придает ему плотности, что повышает эффективность работы двигателя. Чем активнее охлаждение, тем больше воздуха попадает в силовой агрегат, и тем лучше давление и КПД.
Конструктивно интеркулер турбины сделан так, чтобы пропускать проходящий воздух и не создавать преград. В ином случае это привело бы к падению давления и снижению мощности двигателя. При этом размер теплообменника может отличаться в зависимости от особенностей силового агрегата и эксплуатации авто.
Принцип работы следующий:
- Выхлопные газы, которые появляются после сгорания топлива, заставляют работать колесо турбины.
- На этом же валу работает колесо компрессора, забирающее воздух и сжимающего его до необходимого давления.
- Поток отправляется в направлении коллектора впуска, через интеркулер, охлаждающий воздух перед подачей в камеру сгорания.
Интеркулер — простая версия радиатора, состоящего из множества трубок и обеспечивающего быстрый отвод тепла. При установке детали производители учитывают мощность двигателя и устанавливают деталь запасом на 150-200 лошадиных сил. Трубы и патрубки выбираются с учетом диаметра заслонки коллектора впуска и размера отверстия.
ВажноРасчеты показали, что охлаждение воздуха на 10 градусов Цельсия повышает мощность двигателя на 3%. Параллельно снижается расход топлива и уменьшается количество вредных выбросов в атмосферу. Применение интеркулера обеспечивает до 20% мощности.
Главная задача производителей — свести к минимуму длину патрубков интеркулера и увеличить диаметр до размеров заслонки дросселя. Это необходимо для уменьшения сопротивления воздуха наддува и создания давления на высоком уровне.
Интеркулеры с воздушным охлаждением
Особенность устройства —снижение потока, поступающего в двигатель, за счет окружающего воздуха. Установка осуществляется между турбиной и коллектором впуска. Конструктивно такой интеркулер состоит из трех элементов:
- теплообменник (основная часть);
- трубки;
- пластины.
Охлаждение осуществляется, благодаря увеличению пути прохождения воздуха по многочисленным алюминиевым или медным трубкам. При движении поток меняет направление, что повышает эффективность охлаждения. Это, свою очередь, приводит к появлению новых препятствий и снижению давления.
Воздушный интеркулер представляет собой два бачка из алюминия или пластика, установленных на входе и выходе с находящимся между ним сердечником. Последний состоит из множества сот и трубок, предназначенных для увеличения площади соприкосновения с воздухом и быстрого охлаждения. Чем больше трубок, тем эффективнее работает интеркулер и тем быстрее отдается тепло.
Плюсы:
- множество вариантов установки;
- минимальный риск повреждений.
Минусы:
- большие размеры;
- возможные трудности с установкой.
Интеркулеры с жидкостным охлаждением
Тепло радиатора интеркулераотдается не воздуху, а воде. Конструкция применяется в спортивных автомобилях, где из-за быстрого движения поток не успевает охлаждаться. Такая же ситуация может возникнуть при движении в условиях города и пробок. Для обеспечения работы устанавливается дополнительный радиатор, насос для циркуляции поток и электронный блок.
Преимущества:
- Компактность.
- Эффективность охлаждения.
- Возможность установки в любом свободном месте под капотом.
Недостатки:
- Сложность конструкции и, соответственно, трудности ремонта интеркулера.
- Строгие требования к герметичности системы.
- Высокая стоимость, влияющая на цену автомобиля.
- Большая масса в сравнении с воздушным типом.
Из-за большей сложности и высокой цены такой типинтеркулера предусматривается при невозможности установки устройств воздушного типа.
Где располагается интеркулер
Позиция охладителя может меняться в зависимости от типа. Интеркулер устанавливается в передней части авто возле главного радиатора охлаждения или в области подкрылка. Он ставится вертикально или горизонтально над силовым агрегатом. Воздушный тип устройства монтируется в следующих местах:
- В центре за передним бампером.
- Над силовым агрегатом.
- Сбоку крыльев.
Жидкостные интеркулеры, как правило, крепятся возле главного радиатора охлаждения. По факту, благодаря компактности, устройство можно разместить в любом месте. Конструкция водяных охладителей позволяет уменьшить длину шлангов интеркулера и сэкономить место в подкапотном пространстве.
Характерные неисправности
Повреждения интеркулера могут быть обусловлены несколькими причинами:
авария;
- контакт теплообменника с летящими камнями или предметами;
- появление ржавчины из-за попадания воды, «химии» и грязи на поверхности;
- большие нагрузки из-за перегрева.
Практика эксплуатации позволяет выделить два вида неисправности, когда может потребоваться замена интеркулера:
- Разрыв. Охладитель находится в передней части авто, что повышает риск повреждения из-за попадания камней и других предметов. Со временем на поверхности появляются трещины, которые под давлением расширяются. В некоторых случаях устройство может вовсе разорваться. Такую неисправность легко заметить по снижению мощности и скачку потребления горючего.
- Неисправность патрубка. Повреждение трубки легко определить по маслу в местах соединения трубок. При наличии в патрубке смазки можно говорить о поломке кольца-уплотнителя. Для устранения проблемы его нужно заменить. При отсутствии результата меняется весь патрубок, ведь высокое давление может привести кповреждению.
Для выявления неисправности может потребоваться снятие интеркулера с дальнейшим ремонтом или заменой. В первом случае предусматривается сварка корпуса, если это возможно. При невозможности восстановления устройство лучше поменять.
Чтобы продлить срок службы интеркулера, желательно следить за температурой охлаждающей жидкости и моторного масла, избегать резких ускорений после длительного простоя и чистить радиатор.
При загрязнении интеркулера очистка проводится в три шага. Сначала убираются камни и насекомые, а потом удаляется грязь и отложения с помощью бензина или ацетона. На третьем этапе устройство продувается с помощью компрессора и возвращается на место.
Заключение
Интеркулер — простое и эффективное решение, позволяющее повысить мощность двигателя без больших затрат. Вне зависимости от вида (воздушное или водяное) устройство охлаждает воздух, поступающий в двигатель, снижает расход топлива и улучшает динамику авто. Главное — следить за состоянием узла, периодически проводить очистку и замену в случае серьезного повреждения.
- Нанять на работу нескольких диспетчеров
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Компрессоры масляные и компрессоры безмасляные - общее и разное
- Турбонаддув грузовых дизельных автомобилей
- Зерноуборочный комбайн Джон Дир W650
- Грузовик Foton Auman BJ 1163
- Mercedes-Benz SK, крупнотоннажный грузовик
Достаточно эффективное в своей простоте устройство. Не совсем понятно только почему водяные интеркулеры применяются гораздо реже. Видимо КПД двигателя в перерасчете на время эксплуатации возрастает незначительно.
Интересно устроен этот интеркулер - я таких подробностей не знал. Снаружи вроде бы всего лишь простенькая решетка, но самое главное скрывается внутри. Сложный, но важный механизм.
Аппарат предназначен для охлаждения двигателя, как радиатор, только у него название другое. Так же его можно расположить где угодно, у него нету чёткого места назначения, как у радиатора который охлаждает двигатель, подойдёт для тех мест где наиболее горячие от работы части автомобиля.