Турбонаддув грузовых дизельных автомобилей

турбонаддув дизельных грузовиков

Определение и виды турбонаддува

Турбонаддувом называется система увеличения мощности двигателя (приблизительно на 30%), которая подает в камеру сгорания дополнительное количество воздуха в сжатом состоянии.

Данный механизм может быть:

  • Механический, с турбонагнетателем.
  • Пневматический, с турбокомпрессором.

В первом случае, для сжатия воздуха применяется устройство с механическим приводом, который соединен с автомобильным двигателем. Главный недостаток - на вращение крыльчатки расходуется мощность, возрастает расход топлива.

Во втором – компрессор вращается благодаря тому, что соединен с турбиной, которую приводят в действие выхлопные газы.

Систему турбонаддува можно установить, как на бензиновый мотор, так и на дизельный. Однако, на вторых она получила намного большее распространение, чем на первых. Связано это с тем, что у дизелей выше степень сжатия и меньше частота вращения. Тем самым, упрощается техническая реализация. Тогда как большое число оборотов карбюраторных движков повышает вероятность детонации. А повышенная температура выхлопа (до 1000 град С, против 600 град С для ДТ), ухудшает параметры воздуха.

Вследствие этого, турбонаддув с приводом от выхлопных газов более всего распространен на дизельных двигателях грузовых автомобилей и тракторов.

Немного теории

Читайте также: Детонация дизеля, внешние проявления и причины

Мощность любого ДВС определяется:

  • Суммарным рабочим объемом. Эта характеристика зависит от величины камеры сгорания и количества цилиндров.
  • Числом оборотов коленвала.
  • Объемом смеси воздуха и топлива, которая подается во время каждого рабочего цикла.
  • Эффективностью сгорания этой самой смеси.
  • Калорийностью сгорания топлива.

Усовершенствование движков в плане повышения мощности по большинству из указанных направлений осложняется техническими возможностями моторов и некоторыми другими факторами. В то же время, применение турбонаддува позволяет сделать двигатель сильнее, без большого роста потребления топлива, повышения количества оборотов и т.д.

Как известно, бензин или солярка не будут гореть в камере самостоятельно. Для воспламенения им нужен воздух, в определенном количестве. Рабочая смесь поступает в камеру сгорания за счет разрежения, образовавшегося после выхлопа. Количество ее ограничено по той причине, что данным способом физически невозможно «потянуть» больше. Если же поставить турбокомпрессор, который будет нагнетать в цилиндры сжатый воздух, то в камерах сгорания окажется намного больше смеси. Следовательно, во время такта воспламенения, на поршни будет «давить» значительно большая сила, что и приведет к повышению мощности (или – удельной литровой мощности, по числу «лошадок» на каждый литр рабочего объема). Т.о., мотор меньших размеров, без увеличения оборотов коленвала, получится таким же сильным, как и более крупный двигатель. А это уже напрямую влияет на металлоемкость, надежность и другие важные параметры.

Устройство и принцип действия

Основными деталями системы турбонаддува являются:

  • Корпус нагнетательного компрессора (улитка).
  • Компрессорное рабочее колесо (крыльчатка).
  • Вал – общий для компрессора и турбины.
  • Корпус турбины (обратная улитка).
  • Турбина (колесо с лопастями).
  • Интеркулер (охладитель воздуха).

В системе есть подшипники скольжения, в корпусах которых предусмотрены входы для подачи смазки. И герметичные патрубки для воздуха и масла. Также в современных устройствах турбонаддува имеются:

  • Wastegate (регулировочный клапан). Поддерживает в системе оптимальное давление. Если надо, сбрасывает газ в приемник.
  • Bypass-valve (перепускной клапан). Если надо понизить мощность, отводит нагнетаемый воздух во впускной патрубок, расположенный перед турбиной.
  • Blow-off-valve (стравливающий клапан). При закрытом дросселе сбрасывает нагнетаемый воздух в атмосферу.

Выхлопные газы из двигателя поступают в обратную улитку. Там они проходят по суживающемуся каналу, разгоняются и попадают на турбину со специальными «воздухозаборными» лопастями, которая от этого начинает вращаться с огромной скоростью (100-150 тыс. об/мин). После этого, выхлопные газы выбрасываются в атмосферу.

Крыльчатка компрессора, расположенная с турбиной на одном валу, вращается одновременно с ней. Лопасти у нее другой формы, предназначенные для нагнетания. На некоторых моделях грузовиков ставятся турбины с лопатками изменяемой геометрии – в зависимости от режима работы мотора. Воздух подается снаружи, разгоняется и, через расширяющийся канал, под высоким давлением отправляется на интеркулер.

Охлаждение нагнетаемого воздуха в интеркулере требуется по нескольким причинам. Прежде всего, для снижения опасности возникновения детонации. Кроме того, во время сжатия, воздух нагревается, что приводит к падению его плотности – а это, в свою очередь, может значительно понизить эффективность работы системы. Конструктивно интеркулер представляет собой радиатор охлаждения.

После интеркулера, охлажденный сжатый воздух поступает в камеру сгорания дизеля.

Достоинства и недостатки

Преимущества моторов с турбонаддувом, по сравнению с атмосферными двигателями:

  • Повышается мощность.
  • Увеличивается крутящий момент.
  • Меньше расход топлива.
  • Снижается металлоемкость агрегата.
  • Более тихая работа, т.к. турбокомпрессор является дополнительным глушителем.

Кроме того, появляется возможность оптимизировать и некоторые другие параметры.

Основным недостатком силового агрегата с турбонаддувом является т.н. «турбояма» (turbolag). Обусловлен он инертностью системы. Если водитель резко нажимает на газовую педаль, то должно пройти некоторое время до того, как нагнетающий компрессор выйдет на необходимую мощность. Происходит так потому, что на небольших оборотах турбина, а с ней и компрессор, вращаются относительно медленно. Поэтому давление в камере сгорания – минимальное. Для борьбы с этим явлением ставят два клапана: перепускной из коллектора в компрессор и для отработанных газов.

Основными способами преодоления турбоямы являются:

  • VNT-турбина (т.е., с изменяемой геометрией). Поток выхлопных газов оптимизируется изменением площади впускного отверстия, за счет угла наклона лопаток, для регулировки силы потока выхлопных газов (Volkswagen, Opel).
  • Установка двух турбокомпрессоров (bi-turbo), работающих параллельно. Обычно используется на V-образных моторах большой мощности (по одному на каждый ряд цилиндров). Эффект получается за счет того, что две небольшие турбинки менее инертны, чем одна крупная. Может быть и последовательное включение. В этом случае, различные крыльчатки работают на разных оборотах. Иногда встречается triple-turbo (BMW), и даже quad-turbo (Bugatti).
  • Комбинированный наддув (twincharger). На один и тот же мотор ставится и механический нагнетатель, который работает на низких оборотах, и турбо от выхлопных газов.

В последнем случае, в качестве примера, можно привести патентованную технологию TCI (Volkswagen). В зависимости от нагрузки, различают следующие режимы. До 1000 об/мин – атмосферный, 1000 – 2400 об/мин – работает только механический нагнетатель, 2400 – 3500 – нагнетатель и турбокомпрессор включаются совместно, более 3500 об/мин – применяется только турбокомпрессор.

Еще одним недостатком можно назвать «турбоподхват»: после преодоления турбоямы, в системе наддува подскакивает давление. Также надо сказать, что подобные силовые агрегаты дороже атмосферных. А еще - им требуется специальное моторное масло.

Тем не менее, турбонаддув – это превосходный способ увеличения мощности двигателя. При всех его недостатках, плюсов получается намного больше.

Рейтинг: 8
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 4530
Автор статьи: / Дата публикации: 22-12-2019 / Обновлено: 14-03-2021
Поиск запроса "турбонаддув дизельных грузовиков" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Абдул Пермь 23.12.2019

У меня был раньше камаз без турбин, но с трёх остным прицепом арбуз транс, как сейчас называют, так там тоже есть такой же болтик на десятый ключ подкручивали когда вставал камаз с 45ти тоннами в гору и понеслась, но расход был где-то 80/100.

0
0
Ответить
Роман Астрахань 27.01.2021

Турбированые двигатели в последнее десятилетие завоёвывают транспорт, более экологически чистые выхлопы и экономичные в работе подталкивают автопроизводителей к их выбору, вытесняя проверенные атмосферники без лишних углов и агрегатов.

0
0
Ответить
Свят Новгород 18.04.2023

Турбонадув увеличивает мощность двигателя до 40%. Плюс охлаждение воздуха который подается в камеру сгорания двигателя. Это так меня учили в авто техникуме. Правда когда я учился мало автомобилей было с турбонадувом и сама эта система была плохого качества. Водители ее глушили простыми резиновыми заглушками.

0
0
Ответить
Родерик 09.12.2024

Интересно, что турбонаддув стал своего рода стандартом в автомобильной индустрии, особенно для дизельных двигателей. Это как с переходом на светодиодные фары в освещении – сначала кажется, что это только для избранных, но со временем становится очевидно, что преимущества перевешивают недостатки. Однако, как и в случае с любыми технологиями, у турбонаддува есть свои подводные камни. Турбояма, например, это как задержка в ответе на интернет-запрос – ты знаешь, что вот-вот произойдет скачок, но это ожидание иногда раздражает. Решения, такие как VNT-турбины или установка двух турбокомпрессоров, напоминают мне о том, как в мире смартфонов многозадачность и быстрая смена приложений стали нормой благодаря оптимизации процессоров. Конечно, такие улучшения требуют дополнительных инвестиций, но в конечном итоге они делают продукт более привлекательным для потребителя. И надо отметить, что для многих водителей этот 'подхват' и есть то, что делает вождение более захватывающим. В конце концов, как и в случае с любыми инновациями, важно взвесить все плюсы и минусы. И если вы готовы к более сложному уходу и возможным дополнительным расходам, то турбонаддув действительно может стать отличным выбором для вашего автомобиля.

0
0
Ответить
Питирим 10.12.2024

Система турбонаддува – это как добавление специй в блюдо: без них можно, но с ними вкус становится ярче. Да, есть риск с турбоямой и турбоподхватом, но преимущества в мощности и экономии топлива делают такие двигатели привлекательными. Особенно интересно, как разные производители решают эту проблему по-своему, создавая уникальные решения.

0
0
Ответить
Джафар 11.12.2024

Установка турбонаддува на дизельные двигатели действительно кажется логичным шагом. Это как если бы мы внезапно решили добавить новую функцию в старое приложение: с одной стороны, это требует усилий на доработку, с другой – значительно увеличивает производительность. Конечно, есть свои нюансы, как турбояма, но она вполне решаема современными технологиями.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: