Как правильно обслуживать тяжёлую подъёмно-транспортную спецтехнику
Грамотный подход к обслуживанию техники начинается уже с момента её приобретения. Первым делом нужно поинтересоваться, входит ли в список услуг компании-производителя обучение операторов и специалистов по ремонту, и достаточно ли оно эффективно. При правильном обслуживании машина будет вполне вас устраивать в производительности и рентабельности.
Но это, разумеется, не единственный важный совет, который может пригодиться руководителям, несущим ответственность за техническое обслуживание тяжёлой дорожно-строительной техники, или менеджерам зарубежных компаний, сдающим спецтехнику в аренду. Поэтому разберемся в этом вопросе максимально подробно.
Дизели
Дизельные двигатели установлены почти на всех видах самоходной строительной спецтехники. Тем не менее, даже в климатических условиях Западной Европы они часто подвергаются негативному влиянию существенных температурных скачков. Инструкция по уходу за спецтехникой для оператора содержит подробное описание техобслуживания каждой системы и узла дизельного двигателя, и в ней указана периодичность работ в моточасах.
«Сердце» машины будет всегда работать исправно только при условии постоянных проверок и ежедневного выполнения некоторых несложных операций. Перед тем, как оператор сядет в кабину и отправится на работу, машину должен проверить опытный механик.
Топливопередача
Чтобы дизель сохранял работоспособность в течение длительного времени, необходимо условие: топливо должно подаваться беспрепятственно и непрерывно. Поэтому при техническом обслуживании нужно проверять герметичность топливопроводов и осматривать трубки на предмет перегибов и вмятостей. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы топливо не содержало воды, так как именно из-за её присутствия чаще всего отказывает система впрыска.
Следите за чистотой топливных фильтров, нет ли там следов воды. Подавляющее количество производимых промышленностью фильтров может задерживать грязь, но не воду (допускается лишь минимальное её количество). Проблемы происходят из-за того, что в подкачивающем насосе влага эмульгирует с топливом, и получившаяся в итоге эмульсия проходит сквозь фильтр.
Если, осматривая топливный фильтр, вы увидите следы воды, то, скорее всего, она уже проникла в систему впрыска. В этом случае промойте всю систему топливопередачи, используя свежее качественное топливо. Решить эту проблему можно также, используя специальный спиртосодержащий состав, но лучше этого не делать, так как он способствует увеличению отложения нагара на клапанах и приводит к корродированию деталей.
Удалите водяной отстой из бака, произведите замену топливного фильтра, заправьте топливо, в котором нет воды, и запустите дизель, чтобы он проработал несколько минут. Будет лучше, если вы поставите дополнительный фильтр на выходе из топливного бака – он лучше защитит систему питания и будет задерживать грязь и частички ржавчины.
Впуск воздуха
Залог долгого срока эксплуатации дизеля - также и в беспрепятственной подаче очищенного воздуха. Если впускной воздухопровод недостаточно герметичен, подсасываемая пыль резко сократит ресурс дизеля: жёсткие частицы начнут «обтёсывать» цилиндр изнутри. Поэтому, проводя техническое обслуживание, нужно обязательно проверять воздушный тракт полностью и следить за его герметичностью. Она может нарушиться, если ослабнет хомут или даст трещину воздуховод. Также нужно проверить воздушные фильтры и, если это необходимо, очистить или заменить их элементы. Кроме того, проверьте на герметичность стыки и гофры.
Система охлаждения
Её заправка должна производиться жидкостью на основе этиленгликоля, которая содержит минимальное количество силиката. Систему нужно полностью очищать при помощи средства, имеющего высокую очищающую способность, и заливать в неё свежую жидкость с присадками-ингибиторами раз в пару лет или через каждые 1200 моточасов. Крайне важно при этом заменять термостаты. Через каждые 500-600 моточасов охлаждающую жидкость желательно подвергать химическому анализу. Кроме того, заложите в программу обслуживания замену шлангов, которые нередко растрескиваются, разбухают и изнашиваются.
Если не следить за чистотой поверхности радиатора, это может вызвать ряд проблем. Очищайте его от всей грязи, особенно обращая внимание на пластины сердцевины. Следите за тем, чтобы пластины радиатора не имели замятин, а если они появились, то выпрямите их. Проследите, чтобы все панели-воздуховоды находились на своих местах. Кроме того, нужно проверять степень износа приводного ремня вентилятора, чтобы он не проскальзывал на шкиве.
Перечисленный объём работ кажется довольно большим, однако на самом деле они не занимают много времени и, выполняя их, вы существенно продлите срок службы техники.
Газораспределительный механизм
Многие пользователи поступают неправильно, забывая о регулировке зазора в клапанном механизме. Если он будет слишком узким, это не позволит компенсировать тепловое расширение деталей. Грамотная регулировка двигателя позволяет ему быстрее заводиться, при этом он развивает максимальную мощность, снижается риск его перегрева. Регулировка зазоров клапанного механизма должна производиться так часто, как того требует инструкция.
Электрооборудование
Аккумулятор - важнейшая часть электрооборудования. Проверять аккумуляторную батарею нужно, чтобы обеспечить работоспособность машины. Чтобы аккумулятор работал долго, он должен быть полностью заряжен. Если степень зарядки вызывает сомнения, проверьте контакты, соединяющие провода с генератором и аккумулятором. Не следует забывать, что клемму легче защитить, чем восстановить.
Часто эта проблема возникает из-за плохого натяжения ремня вентилятора. Если с контактами и ремнём в порядке, следует произвести замену генератора или реле регулятора. Следите за состоянием стартёра: он должен быть надежен, а провода свечей накаливания не должны иметь следов коррозии. Не забывайте проверять и предохранители.
Смазка оборудования
Это очень трудоемкая работа, требующая особой тщательности. Степень эффективности процесса смазки изначально заложена в проекте машины. Выбирая оптимальную для своих потребностей модель оборудования, постарайтесь выяснить, насколько хорошо конструкция позволяет его обслуживать. Если гидравлический бак слишком мал, слишком мало пресс-маслёнок и они расположены неправильно, если недостаточно правильно организован теплоотвод, то это плохо. Движущиеся поверхности будут смазываться недостаточно хорошо, и это может явиться причиной многих поломок.
Крайне важно правильно выбрать смазку именно для ваших эксплуатационных условий. Желательно, если вы будете с максимальной точностью соблюдать рекомендации завода-изготовителя. Иногда производители рекомендуют использовать только те смазочные материалы, которым они присвоили своё название. Они утверждают, что если их применять, то это максимально продлит срок службы техники. Но обычно изготовители машин советуют использовать известные бренды.
В любом случае, если вы не нашли смазку, которая соответствует требованиям производителя, выберите наиболее схожую по параметрам.
Моторное масло
Иногда бывает сложно выяснить, сколько серы содержится в топливе региона, в котором предстоит эксплуатировать дизель. В этом случае, а также в случае, если вы точно знаете, что серы в нём содержится более 0,5%, выбирайте моторное масло с более высоким TBN (показателем щёлочности). Чем выше качество масла, тем меньше нагара образуется в двигателе, который работает на топливе с высоким содержанием серы. А это, в свою очередь, сокращает простой и расходы на ремонт спецтехники.
При сгорании топлива с высоким содержанием серы образуются вредные для двигателя вещества. В результате полезные присадки, которые содержатся в базовом масле, теряют свои свойства, а это ускоряет коррозию частей двигателя.
Трансмиссионные масла
Не забывайте о правильном выборе трансмиссионного масла. Это также позволит сэкономить средства и сократить время простоя машины. Трансмиссии, выпускаемые в последние годы, отличаются большим коэффициентом передачи мощности (КПМ), и если возникнет необходимость заменить трансмиссию, её стоимость может превысить стоимость двигателя.
Благодаря современным материалам (например, фторопластам), КПМ улучшился, но они «не дружат» с моторными маслами, которые многие пользователи используют в трансмиссии. Попадая на фторопласт, они делают его хрупким, что может сократить срок службы трансмиссии. Даже перед её отказом масло может создать слишком высокие температуры в сцеплении, из-за чего оно и планетарная передача выйдут из строя быстрее. А это, соответственно, сократит КПМ машины, работающей при высоких нагрузках.
Большинство современных дизелей отличаются увеличенной мощностью и уменьшёнными размерами трансмиссии (в целях повышения удобства ремонта). Сегодня выпускается ряд сортов ГСМ, которые подходят к различным двигателям и трансмиссиям, и можно без особого труда правильно подобрать ГСМ, сэкономив, тем самым, немалые деньги.
Гидравлические системы
Разобраться в принципе работы гидросистемы не составляет особого труда, но обслуживать её нелегко. Есть немало причин, из-за которых могут отказать насосы: например, слишком низкое или чересчур высокое давление, утечка масла. Часто оператор, чтобы не тратить время на выявление и устранение причин возникшей проблемы, банально подливает масло взамен вытекшего, да ещё используя при этом наиболее дешёвый сорт.
Если работать с таким подходом к делу, это может повлечь за собой немалые расходы. Сегодня можно купить гидравлическое масло любого типа, однако, выбирая его, нужно руководствоваться техническими требованиями изготовителя гидравлики.
Объём бака тоже имеет значение. При правильном его подборе гидронасос должен работать примерно 10 минут.
В условиях строительных или дорожных работ давление в гидравлике часто повышается и «зашкаливает», кроме того, поднимается и температура масла. Не забывайте, что каждые лишние 10° C наполовину снижают срок действия масла. Кроме того, из-за этого образуется твёрдый шлам, который забивает собой технологические зазоры и ускоряет коррозийные процессы. Перегреваться система может также при использовании масла неподходящей вязкости, неверной подгонке частей гидронасоса, загрязнении теплообменника или вытекании масла.
Но чаще всего гидравлика ломается в результате редкого или неграмотного ТО. Чтобы гидравлическая система служила долго, в первую очередь, необходимо следить за чистотой в системе и фильтрацией масла в ней. Чтобы предотвратить или, хотя бы, минимизировать засорение, нужно, чтобы проведением ТО и управлением самим оборудованием занимались грамотные и опытные работники. Если пренебречь базовым обучением, это может стать серьёзной угрозой для вашего бизнеса.
Консистентная смазка
Любому работнику, имеющему опыт, известно, что если неправильно применять пластичную смазку, могут быстро износиться шарниры, подшипники и сочленения. Поэтому, не беря во внимание чисто конструктивные недостатки, производитель оборудования не является виновником поломок.
Пластичная смазка имеет сложный состав, который при воздействии тепла и времени теряет свои свойства. Консистентную смазку желательно хранить в закрытом сосуде, причём, не более года. В непригодной к употреблению смазке начинает отделяться масло от загустителя, а на её поверхности появляется корочка с трещинами.
Смазку нельзя хранить на улице в бочке пробкой вверх. Даже герметично закрытая пробка со временем начинает пропускать атмосферные осадки. Если вы не имеете подходящего помещения или хотя бы навеса, то храните бочку в положении на боку.
Залог эффективности ТО
Техническое обслуживание техники нужно проводить своевременно и в полном объёме. Это самый важный момент, особенно для смазки. Если у вас есть возможность, доверьте превентивное ТО компьютеру, но даже если вы будете вести учёт периодичности работ привычным способом (ведя журнал профилактических работ), следите, чтобы программа ТО выполнялась своевременно, качественно и в полном объёме. Помните, что профилактика всегда обходится дешевле ремонтных работ!
- По спецтехнике вопрос
- Для тех, кто продает или хочет приобрести спецтехнику!
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Ваши советы по спецтехнике
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Универсальные компоненты спецтехники New Holland
- Спецтехника Камского автомобильного завода
- Покупаем спецтехнику — подразумеваем сервисное обслуживание
- 5 критериев для выбора лесозаготовительной спецтехники
- Особенности организации сервисного обслуживания спецтехники
Толковая и нужная статья. Даже себе пометки сделал, читая её. В том то и дело, что у нас помимо профилактики еще и человеческий фактор большую роль играет. Особенно когда автопарк не маленький и нет ответственных за каждую конкретную единицу. А если и есть, то по лени или незнанию многое своевременно не делается.
Отличный обзор напоминаний для каждого автолюбителя, несмотря на то, что материал подготовлен для спецтехники. Являясь уже водителем со стажем, раскрыл для себя дополнительно ряд вопросов. Ещё раз удостоверился в практической пользе данного сайта.
Очень понравилась статья, когда родные работают на опасной работе, изучаешь материал вместе с ними, много чего пригодилось для личного опыта. Изучив статью, немного нового узнали и взяли не заметку. Данный сайт рекомендую всем, кто работает на спецтехники для обновление и изучение материала.
Обслуживание спец техники - это самый главный процесс, ведь от правильного обслуживания зависит насколько быстро и эффективно будет сделана работа и насколько дольше проживет техника, но в этом вопросе решает одно слово, а именно "грамотное" обслуживание, это действительно очень важно.
Интересная статья, спасибо за детальное освещение темы! Меня всегда интересовал вопрос, насколько важно соблюдать рекомендации производителя по выбору смазки и масла. В статье подробно объясняется, почему это критично для долговечности техники. Проблема с попаданием воды в топливную систему, о которой вы упомянули, действительно актуальна. Вспоминаю опыт одной компании, где из-за этого часто выходила из строя система впрыска, и они решали её заменой топливных фильтров на более качественные. Также важно отметить, что правильный выбор ГСМ может снизить затраты на ремонт, и это подтверждается вашим примером с трансмиссионными маслами. Важно помнить, что техника требует не только ремонта, но и постоянного ухода, чтобы минимизировать простои и увеличить эффективность. В статье хорошо расписано, как регулярное ТО может продлить срок службы оборудования. Я думаю, что компании должны обучать своих сотрудников не только базовым навыкам эксплуатации, но и специфике обслуживания техники, чтобы предотвратить возникновение проблем. Это как с медициной: профилактика всегда обходится дешевле лечения. В целом, статья заставляет задуматься о важности качественного ТО и грамотного подхода к эксплуатации техники.
Да, интересные моменты про дизели. У нас были проблемы с подачей воздуха, и оказалось, что всё дело в некачественном фильтре. Герметичность воздушного тракта действительно важна! Это как в автомобилестроении: стоит упустить, и ресурс двигателя снижается в разы.
Тема гидравлики всегда сложная, но здесь всё разложено по полочкам. Часто слышу, что операторы недооценивают значение правильного выбора гидравлического масла. В итоге страдает не только техника, но и бизнес. Это как недооценивать важность правильного питания для здоровья.