Как водительский опыт влияет на безопасное вождение автомобиля
Оглавление
Как у лидеров
Канада, Австрия и Новая Зеландия лидируют в списке стран с уровнем аварийности, демонстрируя самые низкие показатели.У них положительно зарекомендовала себя система ступенчатых водительских прав, категория в которых определяется с учётом стажа и возраста владельца.
Для неопытных водителей введены некоторые ограничения на управление автомобилем.
Например, действует запрет на вождение в тёмное время суток. Новичку нельзя садиться за руль в сложных погодных условиях. Двигаться можно только по дорогам второстепенного значения, избегая осуществлять выезд на скоростные автомагистрали.
Управление автотранспортным средством относится к сложному виду человеческой деятельности. В руках водителя находится средство повышенного уровня опасности.
Он ежесекундно рискует своей жизнью и жизнью окружающих людей - водителей и пешеходов. Обеспечить 100-процентную безопасность невозможно. Кому-то мешает состояние здоровья, недостаток практического опыта и квалификации, а также ряд индивидуальных особенностей.
Влияние водительского стажа на безопасное вождение автомобиля
В Волгоградском государственном техническом университете провели масштабное исследование, определяющее влияние возраста и стажа водителя на безопасное управление автотранспортным средством. Учёные установили прямо пропорциональную зависимость водительского стажа от ДТП. То есть, чем выше стаж, тем меньше шансов стать участником аварийной ситуации на дороге.
Меньше всего везёт неопытным водителям, которые управляют машиной не более двух лет. Им не хватает профессиональных навыков, отсутствуют необходимые знания. Чуть лучше, но в целом так же неблагоприятно, складывается ситуация для водителей со стажем от 4 до 6 лет. В этом случае водители страдают из-за переоценки своих профессиональных достижений и как следствие, из-за проявления высокой степени самоуверенности.
Безусловно, большой стаж управления машиной не является гарантией безопасности. Но причина в том, что при обучении, могут быть сформированы превратные, неграмотные понятия. Например, на протяжении длительного времени управление автотранспортом осуществлялось с применением так называемых "агрессивных способов вождения".
Как правило, такой стиль вождения свойствен для людей, обладающих завышенной самооценкой, неспособных к самокритичности. На дорогах всегда можно встретить водителя, который отказывается признать своё неправомерное поведение даже в случае его явного характера.
Доказано, что именно опытные водители становятся участниками ДТП с самыми тяжёлыми последствиями. Здесь как нигде лучше проявляется психофизический закон Вебера. .
ВажноЗакон Вебера: интенсивность ощущения человека пропорциональна интенсивности раздражителя.
Водитель с большим стажем настолько адаптирован к опасности, что только крайне неблагоприятное стечение обстоятельств вовлечёт его в ДТП. поэтому, чтобы не стать жертвой закона Вебера, не стоит игнорировать ПДД и терять бдительность на дороге даже будучи профессионалом.
Взаимосвязь между аварийностью и возрастом водителя
Наиболее заметно такая связь проявляется у водителей до 25 лет и тех, кто старше 60. Несомненно, у людей старшего поколения возникают заболевания, в том числе и возрастного характера, которые влияют на снижение у человека способностей к безопасному управлению автомобилем. При этом, нельзя исключать накопленные знания и опыт. Они в большой степени позволяют водителю компенсировать возрастные потери. Но сохранять способность к безопасному вождению, зрелому водителю становится сложнее с каждым прожитым годом.
Опубликованы интересные факты о том, как проявляются одинаковые навыки вождения в разных возрастных группах. Если начинающий водитель принадлежит к категории от 45 до 60 лет, его шанс попасть в аварию крайне мал, по сравнению с молодыми (юными) амбициозными новичками.
Зрелому человеку уже свойственно повышенное чувство ответственности, умение предвидеть опасную ситуацию, отсутствие стремления к риску. Неопытный водитель, который не достиг 30-летия, готов к ошибкам, не стесняется нарушать общепринятые условности, нередко игнорирует ПДД.
Поэтому такие виды нарушений правил как превышение скорости, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в нетрезвом виде весьма часто совершаются склонными к риску молодыми людьми. Водители, которым от 31 до 45 лет часто нарушают правила обгона и перестроения. Они зачастую признают, что были неправы. При этом, им ещё не хватает умения предвидеть поведение остальных участников дорожного движения.
Согласно проведённым исследованиям, бесспорным оказался тот факт, что среднее число аварий снижается обратно пропорционально возрасту водителя. Психологи объясняют, что юношеская опрометчивость, амбициозность и импульсивность постепенно меняется на рассудительность и элементарную осторожность.
Да, функциональные способности с возрастом снижаются. Но это явление в полной мере компенсируется приобретённым жизненным опытом, который, возможно, не имеет ничего общего с большим или маленьким водительским стажем.
Вывод
В Канаде для водителей старше 60 лет организовываются специальные курсы переподготовки. Им рассказывают о возрастных изменениях, которые могут привести к аварии и о способах их преодоления. Сейчас много говорят о необходимости создания системы дополнительного обучения водителей в России.
В условиях высокоскоростных технологических изменений, знания водителя автотранспортного средства быстро устаревают. Курсы нужны, чтобы человек, сидящий за рулём автомобиля, стал обладателем актуальным для современных условий багажом навыков и умений. Кроме того, важно научиться правильно оценивать собственные способности к управлению в зависимости от своего возраста и водительского стажа.
- Жёсткая сцепка на легковой автомобиль
- Чип для госномера автомобиля
- Досмотр автомобиля на трассе
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Учёные из Челябинска решают проблему безопасного вождения
- Как подготовить автомобиль к зиме и полезные советы по вождению в зимние месяцы
- Реально ли беспилотное вождение грузовиков и автомобилей
- Испытательный срок для начинающих водителей для безопасности вождения
- Инновационные технологии, которые повышают безопасность дорожного движения
Очень радует, что у нас заинтересовались влиянием водительского стажа на безопасность. Но исследовать ничего не надо, те более долго думать, надо просто использовать лучший опыт стран, где этим вопросом уже занимались.
Мне кажется, что в наших реалиях единственный способ хоть как-то снизить аварийность по прямой вине водителей - это законодательно заставить сдавать раз в какой-то период экзамены по знанию правил и управлению авто.
Зависимость от возраста есть. Пожилые водители более аккуратны и внимательны на дороге, не лихачат. И это вполне компенсирует какие-то возрастные изменения.
Ужесточать наказания, увеличивать штрафы и делать наказание неотвратимым - посты, видеофиксация, а то смертность, как на войне.
Интересно, как в разных странах подходят к вопросу безопасности на дорогах. Например, в Канаде, Австрии и Новой Зеландии внедрена система ступенчатых водительских прав, которая, как оказалось, способствует снижению аварийности. Эта система напоминает мне подход к обучению в других отраслях, например, в авиации, где пилоты проходят поэтапную подготовку перед получением всех лицензий. Это логично, ведь вождение автомобиля, как и управление самолётом, требует высокого уровня ответственности и навыков. Введение ограничений для начинающих водителей, таких как запрет на ночное вождение или управление в плохих погодных условиях, кажется разумным, поскольку это помогает снизить риски. Интересно, что такие меры действительно работают, и, возможно, стоит подумать о их применении и в других странах. Также важно, что возраст водителя играет не последнюю роль в безопасности. Молодые водители, как правило, более склонны к риску, в то время как более зрелые водители компенсируют возрастные изменения своим опытом. Исследование Волгоградского университета подтверждает эту теорию, показывая, что стаж и возраст прямо влияют на вероятность ДТП. Возможно, стоит подумать о дополнительных курсах для водителей, о чём говорится в статье, чтобы поддерживать их навыки на актуальном уровне, особенно в условиях быстрых технологических изменений.
Статья поднимает важные вопросы о связи между возрастом, стажем и безопасностью вождения. Замечательно, что в Канаде организовывают курсы для водителей старше 60 лет, ведь это позволяет адаптироваться к возрастным изменениям и поддерживать навыки на должном уровне. Это пример, который можно взять на вооружение и в других регионах.
Интересное исследование о влиянии стажа на аварийность. Действительно, опыт не всегда гарантирует безопасность, ведь привычки и стиль вождения могут сыграть злую шутку. Важно помнить, что даже опытные водители должны оставаться внимательными и не игнорировать правила дорожного движения.