Как взыскать с таможни убытки
В процессе организации международных перевозок особую сложность представляет прохождение таможенного контроля. Дело в том, что для того, чтобы пройти таможню необходимо подготовить большой комплект документов, который должен быть оформлен в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. На сбор документов обычно уходит несколько дней у специалистов транспортных компаний, а у простого обывателя могут уходить и целые недели. Но сбор необходимой документации — это не единственная сложность, связанная с таможенным контролем.
Как и у любого другого государственного органа, деятельность таможни не идеальна. Иногда сотрудники данного госоргана принимают незаконные решения, а в некоторых случаях попросту бездействуют. Нередко случается так, что из-за незаконных действий таможни руководство транспортной компании теряет деньги. Оказывается, взыскать убытки с таможенной службы реально. Необходимо лишь обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Какие убытки могут быть причинены госорганом
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплена возможность юридических и физических лиц взыскивать убытки, которые были причинены госорганами, в том числе и таможенной службой. Все решения, которые принимаются госорганами, подлежат обязательному исполнению. В связи с этим, в том случае, когда решение госорганов было принято неправильно, то у потерпевшего должна быть возможность возместить причиненные убытки.
Но что понимается под убытком?
В статье 15 Гражданского кодекса РФ определяется, что все убытки можно условно разделить на несколько групп:
- реальный ущерб;
- упущенная выгода.
Под реальным ущербом понимают все те расходы, которые понес потерпевший для того, чтобы восстановить свои нарушенные права. В это же понятие включают и стоимость потерянного или поврежденного груза. Дело в том, что в процессе прохождения таможни все грузы до того момента пока идет проверка сопроводительной документации находятся на складе временного хранения. И бывает так, что там он теряется.
Под понятие упущенная выгода понимается та часть прибыли, которую упустило руководство транспортной компании из-за того, что ее права были нарушены.
Для того, чтобы взыскать убытки с таможни необходимо, в первую очередь, доказать, что сотрудники таможенной службы приняли незаконное решение, а также доказать вину именно госоргана. Помимо этого потребуется доказать, что компания понесла убытки из-за незаконно принятого таможней решения. Только при условии, что транспортной компании удастся доказать все вышеназванные факторы, есть шанс получить с таможни понесенные убытки.
Что необходимо сделать?
Если транспортная компания понесла убытки, то ей необходимо узнать, какой именно акт был нарушен. Ведь в своей деятельности таможня может оперировать, как нормативными, так и ненормативными актами. Основное отличие данных документов заключается в том, что нормативные акты обязательны для исполнения для определенного круга лиц, и они могут использоваться неоднократно. А вот ненормативный акт составляется в отношении определенного лица и действует единственный раз.
От вида акта зависят дальнейшие действия потерпевшей стороны. Если документ нормативный, то его предстоит сначала оспорить. В связи с этим сначала потребуется доказать, что нормативный акт не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права потерпевшей стороны. Только после того, как документ будет признан недействительным, потерпевшая сторона сможет обратиться в суд для взыскания с таможенной службы убытков, понесенных по вине госоргана.
Если же акт ненормативный, то можно поступить по-разному. В первом случае допускается оспорить правовой акт, а только потом потребовать возместить убытки. В другом случае допускается без оспаривания правого документа сразу обратиться в суд с требованием возместить понесенные убытки. В данном случае суд самостоятельно примет решение о законности ненормативного акта.
Возмещение убытков, которые понесла транспортная компания из-за действий таможенной службы, возможно только через суд. А для этого потребуется собрать внушительный комплект документов.
- Организации, регламентирующие деятельность перевозчиков?
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Лицензия на осуществление пассажирских перевозок
- Лицензирование пассажирских перевозок
- Как диспетчеру выйти на международный уровень?
- Международные морские грузоперевозки
- Лицензия на международные грузоперевозки
- Международные перевозки железнодорожным транспортом
- Великобритания изменит правила перевозок грузов
- Международные морские перевозки
Это довольно таки сложно и муторно и не всегда получится
По моему, взыскать убытки с Гос.органов возможно, но только теоретически. Я понёс убытки при растаможке контейнера с личными вещами, когда переезжал в Россию из другой страны. Попытался рыпнуться, взыскать ущерб, но отказался от затеи после первой же консультации у юриста. Овчинка выделки не стоила, к тому же юрист не давал гарантию на благополучный исход дела.
Не знала, что с таможни вообще можно взыскать убытки. По своему опыту скажу, что госорганы всегда находят оправдания своему бездействию в формальных регламентах. Они всегда ссылаются на нормативную базу и добиться внятного объяснения причин от них не удается.
Интересно, что организация международных перевозок сталкивается с такой сложной бюрократией. Я работаю в логистике, и могу сказать, что ситуация с таможенным контролем в России действительно напоминает лабиринт, полный неожиданностей. Вспоминается пример из моей практики, когда из-за задержки на таможне мы потеряли контракт с крупным клиентом. В статье четко описаны основные категории убытков — реальный ущерб и упущенная выгода. Это важно, потому что многие компании недооценивают, сколько они теряют из-за таких ситуаций. Конечно, процесс взыскания убытков через суд — это не быстрый путь, но, как показывает практика, это единственный способ получить компенсацию. Недавно читал о похожем случае в Германии, где система более прозрачная, и компании могут быстрее решать такие вопросы. Думаю, в России тоже нужно двигаться в этом направлении, чтобы упростить правила и сделать их более понятными. Важно не только собрать все необходимые документы, но и доказать, что именно неправомерное действие таможни повлекло за собой убытки. Это как в шахматах — нужно продумать все ходы наперед.
Согласен, что работа с таможней — это всегда вызов. У нас тоже были случаи, когда грузы задерживались, и приходилось доказывать, что в этом вина таможенных органов. Хорошо, что статья объясняет, как можно действовать в таких ситуациях.
Прочитал статью и вспомнил, как у нас на складе грузы потерялись из-за задержек на таможне. В итоге пришлось заниматься бумажной волокитой, чтобы вернуть деньги. Надеюсь, что информация из статьи поможет избежать таких проблем в будущем.