Карьерные самосвалы - когда размер особо значителен

Нынешняя добыча полезных ископаемых, а также масштабное строительство каких-то объектов подразумевает необходимое использование мощной техники. Одним из таких примеров являются самосвалы для карьера.

Какие бы слухи не ходили, но именно размеры грузовика играют особую роль. И тем более, в отношении карьерной техники. Ныне есть даже элитные классы самосвалов, которые способны поднимать на борт более 300 тонн груза!

Но таковые модели разрабатываются в недрах немногих предприятий. Ведь этот процесс гораздо более трудозатратен, нежели в случае с обычными грузовиками. Один только двигатель может весить десять тонн. В то время, как масла – сотни литров.

Что уж говорить о мощностях такого бизона? Их величины давно вышли за рубеж в десятки тысяч Нм. Причем, относительно СНГ – таковой производитель вообще один, Белорусский автозавод. Принимая во внимание его последнюю разработку – самосвал для карьеров БелАЗ 75602.

  • Его тяги хватает на подъем 360 тонн, что более, чем просто внушительно.
  • О размерах сказать стоит отдельно – 9 метров ширины, 7,5 метров высоты. Целый дом на колесах.

Белорусский завод собирает свою модель самосвала на классической основе: невероятно сильный турбо-дизель вращает генератор, ротор которого находится на заднем мосту. Причем, силовая тяга такового чудовища – 3750 лошадиных сил. Таких показателей смогли добиться при гармоничной и качественной связке двадцати поршней, суммарный объем которых 90 л. Компания, поставляющая соответствующие моторы – всемирный бренд Cummins.

Самосвал БелАЗ 75602 буквально напичкан различной электроникой. Высококлассная компьютерная система справляется с существенными объемами поступающей информации, которые каждую секунду поступают от сотен датчиков, расположенных во всех критически важных точках.

Каждое изменение любого параметра – с точностью до сотых процента вычисляется, тут же, система сама предлагает определенные шаги по устранению проблем.

Учитывая, что и самосвал, и рабочие выполняют поставленные задачи в тяжелых условиях, в числе которых: вибрации, шумы и прочие раздражители, водитель БелАЗа и его пассажиры чувствуют себя более, чем комфортно. В их распоряжении:

  • Печка;
  • Кондиционер;
  • Звукоизоляция;
  • Системы защиты от вибраций;
  • По желанию заказчика, в машину доводится аудио-система.

В отношении мировых брендов, самым мощным самосвалом является немецкая разработка – LiebherT 282B. Причем, модель мощнее всего на три тонны грузоподъема. Ряд характеристик у белорусских и немецких моделей – похож, и даже одинаков. Даже включая уровень послепродажного обслуживания.

Масса немецкого детища – целых 592 тонны. Причем, потребности у модели совсем не детские. И за одну рабочую, двенадцатичасовую смену самосвал «сжирает» более 2 тонн солярки. Вместимость бака целых 4730 литров, почти 5 тонн. Или – каждый час по 174 литра. Относительно ходовой части: она реализована как у БелаЗА.

Весьма заманчивая и модель для карьерных грузоперевозок – TerexTitan. Она же мировой рекордсмен по величине.

  • Одна его масса достигает 235 тонн.
  • Максимально допустимый вес – 550 тонн.
  • Его же сердцем служит двигатель из 16 цилиндров, объем которого достигает 169,5 литров.
  • Одна лошадиная сила у этого монстра – 3300, или ,460 кВт.

Причем, двигатель и генератор представляют собой одно целое, они работают в литой связке. На каждое колесо по одному такому электродвигателю.

Интерес представляет и американский самосвал – Caterpillar 797B. По характеристикам он схож с предыдущими моделями, но реализован в передаче усилия по-другому, - как в обычном грузовике.

  • Со стороны это выглядит как мощный, усиленный двигатель в 117 литров рабочего объема, из 24 цилиндров, съедает 784 л каждые 100 км.
  • При этом, перевозит по 345 тонн груза со скоростью 50 км\ч. Сам двигатель достигает передает на колеса мощность в 16 000 Нм.
  • Его же коробка передач самая длинная в мире (для самосвалов) – 7 ступенчатая. Она же и руководит самым большим в мире задним мостом. В духе американцев: всё должно быть самым большим.

Следует отметить, что американский Caterpillat 797B, в тот же момент,является самым компьютеризированным самосвалом в мире. Уже сейчас предприятие, выпускающее данную модель карьерного грузовика, активно разрабатывает искусственный интеллект, который будет обеспечивать работу самосвала без человеческого фактора.

Карьерные самосвалы – самые настоящие гиганты, способные, буквально, сдвигать горы.

Преимущества карьерных самосвалов, сделанных на дорожном шасси

karernye-samosvaly

В России сейчас наблюдается интересная тенденция. Карьерные самосвалы (БелАЗ и другие) постепенно меняют на машины, построенные по принципу дорожных. Или на дорожные, но доработанные так, чтобы они могли использоваться в карьерах.

В СССР «карьерные» самосвалы начали выпускать в 50-х годах прошлого столетия. Слово взято в скобки потому, что МАЗ-525 и МАЗ-530 были обыкновенные грузовики, которые просто увеличили в размерах. Опыт их применения показал, что такой подход далек от оптимального. Поэтому в следующем десятилетии конструкторы разработали настоящий карьерный самосвал. Его компоновка отличалась от дорожного. Как показала практика, это было правильное решение.

Еще полвека спустя в России стали продавать китайские карьерные самосвалы Howo, DongFeng и другие, конструктивно похожие на обычные. Кабина (одноместная) расположена над двигателем, подвеска рессорная, 3 моста (2 ведущих), кузов дорожной конфигурации. Правда, из-за грузоподъемности до 50 т, ширины от 3 м. и больших нагрузок на оси, по дорогам общего пользования им двигаться запрещено.

Вскоре после этого, в 2013 г., отечественный завод «Тонар» начал собирать аналогичные машины – 45-тонные Тонар-4525, с передней пневморессорной и задней балансирной, на упругих резиновых элементах, подвесками. На данный момент выпускается еще и 37-тонный Тонар-45251. Обе модели популярны на Кузбассе и Дальнем Востоке, в Хакассии и Бурятии. Они применяются в карьерах, угольных разрезах и на вскрышных работах.

Темой заинтересовались и ведущие производители грузовиков из Европы. В 2014 г. MAN, Volvo, Scania и Mercedes-Benz представили машины для горнодобывающей отрасли. Вместо того, чтобы проектировать «настоящий» карьерный самосвал, они взяли имеющиеся дорожные модели и доработали их. Основные изменения следующие:

  • Установка двигателя большей мощности.
  • Использование специального кузова с козырьком.
  • Более прочная ходовая часть.
  • Мосты повышенной грузоподъемности.
  • Усиленная трансмиссия.
  • Специальные шины.
  • Усовершенствованная тормозная система.

Особо стоит отметить тот факт, что спецтехника указанной выше четверки сохранила размеры дорожных машин. Это огромное преимущество в конкурентной борьбе, ведь такие самосвалы могут двигаться по магистралям общего пользования.

По отзывам клиентов, техника на дорожном шасси по многим показателям превосходит «настоящие» карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 50 т (с более крупным равняться нечего, там она, конечно, проигрывает). В чем же ее плюсы?

Преимущества

Главное достоинство таких машин – можно ездить по дорогам «для всех». За счет этого улучшается логистика, работа становится более эффективной.

В техническом отношении «псевдокарьерные» самосвалы, по сравнению с классическими, тоже лучше. Они стоят дешевле и экономичнее в эксплуатации. Двигатели – более современные, меньшего объема. Эти машины имеют меньший полный вес, а средняя скорость у них выше.

Кроме того, их всегда можно отправить на какую-нибудь другую работу, например, на стройплощадку.

Есть еще один важный момент, касающийся самосвалов на базе обычных шасси. Они более узкие, чем карьерные, поэтому им не нужны широкие технологические дороги. Создание для них подъездных путей обойдется дешевле, особенно при отработке нижних горизонтов, когда расходы на удаление вскрышного грунта значительно возрастают.

Относительно сервиса – тоже выгода. Владелец карьерных машин обязан иметь для них ремонтный цех, запчасти и слесарей. А технику на дорожной базе можно обслуживать на сервисной станции фирмы-производителя. Да и запчасти дешевле, особенно шины – они на рудниках быстро изнашиваются.

После окончания работ в карьере (или раньше) дорожник может без проблем переехать на новое место. А карьерный надо разбирать и везти на поезде.

Недостатки

К сожалению, дорожно-карьерные самосвалы имеют не только плюсы, но и минусы. Особенности конструкции ограничивают грузоподъемность до 20 – 30 т. Чтобы превысить 40 – 50 т., надо вносить серьезные изменения. Карьер должен быть «ухоженным», технологическая дорожная сеть – достаточно развитой, без крутых спусков и подъемов, в хорошем состоянии. Использование стандартных отопительных, кондиционирующих и вентиляционных систем требует, чтобы не было большой запыленности или высоких температур воздуха. Если химический или радиационный фон повышен – тоже плохо.

Кроме того, узкий кузов не слишком удобен, если на погрузке работает карьерный экскаватор с большим ковшом.

Тем не менее, не смотря на перечисленные недостатки, европейские производители уверены, что дорожный самосвал, адаптированный для использования в карьере – это очень эффективное решение.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Рейтинг: 4
Комментариев: 2 Просмотры: 1324 04-04-2015 21:40
Поиск запроса "карьерные самосвалы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Виктория Москва 17.04.2015

Если честно, как даже неожиданно было узнать, что Белорусский автозавод производит такие мощные самосвалы. Аж гордость берет. Интересно было бы в действии увидеть Caterpillat 797B и БелАЗ 75602, а также в сравнении, кто же все таки технически лучше?

0
0
Ответить
Denis Москва 23.04.2015

В работе рабочего автомобиля главное, что бы он работал долго, именно на это и нацелено все производство Белорусских самосвалов, все остальные производители выдают меньшие сроки эксплуатации.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: