Классификация перекрестков

Перекресток— участок спересечением, ответвлением или примыканием дорог, находящийся на одном уровне. Неизменный элемент современной дорожной сети. Требует внимания со позиции автовладельцев и соблюдения ПДД, бывает разных видов по конструктивным особенностям и наличию регулирования. 

Что такое перекресток

Простыми словами, перекресток — место, где пересекается две и более дорог. Термин произошел от слова «пересечение», подразумевающее перемещение транспорта, движущегося с разных направлений и через одну точку. При проезде таких участков водители следуют правилам ПДД, пропускают другу друга и дальше двигаются в интересующем направлении.

Важно

Для определения области перекрестка достаточно провести условные линии между участками, находящимися напротив друг друга и наиболее удаленными от центральной части закруглений.

Объяснение выглядит непонятно, но на практике достаточно единожды разобраться с сущностью дорожного участка, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу.

В зависимости от планов строительства и ситуации перекресток дорог может отличаться по конструкции и способу регулирования. Рассмотрим классификацию перекрестков, выделим особенности и характеристики каждого из вариантов.

Классификация по видам перекрестков

Классификация перекрестков

Пересечения дорог могут отличаться по количеству прилежащих направлений и внешней форме.

Крестообразный перекресток

В большинстве случаев на дорогах встречаются крестообразные или 4-сторонние пересечения. Они отличаются большим количеством «проблемных» точек, в которых чаще всего происходят столкновения. По статистике вероятность аварий на таких участках вдвое больше.

Такие перекрестки зачастую регулируемые. Несмотря на это, при подъезде к участку лучше снизить скорость, следовать знакам или сигналам светофора / регулировщика. В случае, когда кто-то из водителей попытается проскочить на желтый, это может привести к ДТП.

На нерегулируемых перекрестках одна полоса, как правило, является основной, а вторая — второстепенной. В первом случае ставится знак главной дороги, который дает преимущество движения. На прилежащих направлениях устанавливается знак «Уступи дорогу».

Х-образный

Х-образный

Аналог рассмотренного выше перекрестка, имеющий вид 4-х смыкающихся дорог. Главная особенность Х-образного пересечения — отсутствие прямого угла между примыкающими дорогами. Недостатком варианта является худшая видимость, из-за чего водители должны быть особо внимательными.

Т-образный перекресток

По названию ясно, что такие пересечения имеют форму буквы «Т», а главное отличие — наличие трех, а не четырех дорог.

Угол в месте соединения, как правило, 90 градусов, но это не обязательно. На таких дорогах, как правило, приоритет имеют автомобили, движущиеся по прямому участку. Для регулирования могут использоваться обычные знаки на перекрестке или светофоры. Второй вариант более предпочтительный с позиции безопасности.

Y-образный перекресток

Y-образный перекресток

Y-образные перекрестки представляют собой пересечение трех дорог, где транспортный трафик движется с трех сторон. Сам перекресток по своей сути напоминает букву «Y», и представляет собой более широкую, главную дорогу, которая разделяется на две второстепенные.

Круговой

Круговой

Последнее время набирают популярности круговые перекрестки с тремя и более примыкающими дорогами. Развязка транспортного потока происходит за счет движения по кругу. Автомобили, подъезжающие к кольцу, обязаны уступить, а уже после продолжать движение.

Форма и структура таких перекрестков может различаться, но правила пересечения всегда одинаковые. Благодаря простоте, аварий на таких перекрестках меньше, но путаница с включением поворотов, перестроением и правилами пересечения все равно возникает.

Классификация по регулировке

При рассмотрении вопроса важно знать классификацию перекрестков по типу регулирования. Здесь доступно два варианта — с наличием такой опции или без нее.  Рассмотрим каждый из типов подробнее

Регулируемые перекрестки

Регулируемые перекрестки

На таких участках дороги очередность проезда определяется регулировщиком или светофором. Они имеют приоритет перед знаками, регулирующими пересечение. Особенность участков в отсутствии разделения на главную и второстепенную дорогу.

Если на перекрестке стоит светофор, но он не функционирует, или мигает желтый цвет, это свидетельствует об отсутствии регулировки. При одновременной работе светофора и регулировщика второй является в приоритете. Его команды обязательны для выполнения даже при условии, если разметка не позволяет сделать маневр.

Нерегулируемые перекрестки

Нерегулируемые перекрестки

На подобных пересечениях отсутствует светофоров и нет регулировщика. Участники движения сами определяют очередность с учетом правил ПДД. При определении последовательности проезда стоит учесть, что здесь имеется главная и второстепенная дорога. 
К нерегулируемым относятся пересечения, где:

  • светофор не функционирует вообще или работает в режиме мигания;
  • регулировщик стоит на перекрестке, но не предпринимает никаких действий.

При пересечении участков нужно уступить дорогу ТС, который едет по главной, а на равнозначных перекрестках учитывать норму «помехи справа».

Понятие прилегающей территории

При рассмотрении вопроса перекрестков стоит знать особенности прилегающих территорий. Под этим термином подразумевается участок, который прилегает к дорожной полосе и не предназначен для сквозного перемещения. Территория предназначена для размещения дворов, детских площадок, АЗС, строительных участков и других объектов.

прилегающая территория

Дворовая территория не является проезжей частью, но очень схожа с прилегающей. На таком участке находятся здания, места отдыха, подъезды к учебным учреждениям и домам. Подобные зоны оборудуются специальными знаками, ограничивающими скорость движения и запреты. К основным относятся знаки, которые запрещают стоянку грузовых автомобилей, нахождение машины с включенным мотором, ограничение скорости до 20 км/ч и т. д. Выделяется ряд отличий прилегающей территории от перекрестка:

  • отсутствие светофоров;
  • нет знаков пересечения со второстепенным дорожным покрытием и примыкания к таковым.

По ПДД выезды из прилегающих территорий не являются перекрестками. На такой территории отсутствует проезжая часть, дороги, тротуары. Если есть сомнения в том, что это — перекресток или прилегающая территория, лучше действовать по правилу равнозначного пересечения.

На прилегающих территориях действует ряд правил:

  • скорость — до 20 км/час;
  • обучение новичков — запрещено;
  • стоянка с заведенным мотором — не больше пяти минут;
  • размещение автомобиля на газоне — запрещено.

При парковке нужно учитывать, что «карман» должен находиться в 10 м от здания. В таком случае он относится к категории прилегающей территории.

Кроме того, на прилегающих участках пешеход всегда в приоритете перед транспортным средством. Это значит, что необходимо всегда уступать дорогу. При выезде из таких зон нужно помнить о велосипедах. Им нужно уступить дорогу, ведь они появляются внезапно и часто незаметны водителю.

Что нужно учитывать при движении на перекрестке

Главная сложность для начинающих водителей —проезд перекрестков, ведь это требует знания ПДД и предельного внимания. К базовым правилам стоит отнести:

  1. При пересечении перекрестка и повороте налево / направо нужно уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.
  2. Если требуется предоставить преимущество транспорту, который движется по пересекаемой дороге, нужно остановить машину возле стоп-линии или дорожной разметки с треугольниками. Это позволяет видеть сигналы светофора и пропустить поток.
  3. Запрещен выезд и движение на перекрестке, если это может привести к затору или созданию проблем для других участников движения.

движение на перекрестке

Если пересечение дорог регулируемое, здесь также имеется ряд правил. Водитель обязан:

  • Уступить дорогу другим ТС, которые завершают движение через перекресток
  • Пропустить трамвай вне зависимости от направления движения.
  • Дать проехать транспортным средствампри развороте или повороте влево, если авто едут во встречном направлении, поворачивают вправо.
  • При движении по зеленой стрелке уступить дорогу транспорту, который едет с основных направлений.

движение на перекрестке

При движении через нерегулируемый перекресток требуется также следовать ряду правил. Водитель должен:

  • Уступить дорогу машинам, которые едут по главной дороге. Направление движения не имеет значения.
  • Дать преимущество участникам движения, которые едут по кругу на соответствующем перекрестке.
  • Уступить дорогу транспорту, который подъезжает справа, при пересечении равнозначных дорог.
  • При повороте налево или развороте дать проехать нерельсовым ТС или трамваям, которые движутся по тому же маршруту или навстречу.
  • Считать, что движении происходит по второстепенной дороге, при отсутствии соответствующих знаков или видимой разметки.

Проезд перекрестка всегда проходит в несколько этапов. При подъезде к месту пересечения водитель должен сориентироваться и определить, по какой дороге он перемещается. На следующем шаге он обязан уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество и после этого въезжать на перекресток. После въезда необходимо выехать из него в интересующем направлении, сделав возможным проезд других водителей и пешеходов.

Итоги

Многообразие перекрестков часто создает сложности для начинающих автовладельцев.

На практике вид пересечений не имеет большого значения, и правила проезда зависят от наличия регулировки. Все нюансы вопроса рассмотрены в ПДД и требуют строгого выполнения со стороны водителя. Нарушение правил может привести к серьезным последствиям, в том числе денежным штрафам и лишению прав.

Рейтинг: 22
Всего оценок: 7 Комментариев: 6 Просмотров: 3192
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 05-09-2022 / Обновлено: 05-09-2022
Поиск запроса "классификация перекрестков" по информационным материалам
Комментарии
Нина Калуга 07.09.2022

Очень подробная и доходчивая статья. Видов перекрёстков действительно существует очень много, особенно сложным для проезда считаю круговой и очень хорошо что сейчас все круговые перекрёстки главные, намного меньше путаницы. Ну а самые лёгкие это конечно регулируемые.

3
1
Ответить
Анна Санкт-Петербург 07.09.2022

Всегда интересно открывать какие-то новые детали о том, что казалось и так знаешь. Но век живи - век учись! Хочется поблагодарить за информативный материал, который будет одинаково полезен и начинающим водителям, и всем тем, кто уже много лет за рулём.?

2
0
Ответить
Татьяна Москва 20.09.2023

Все мы знаем, что одним из опасных мест на дороге является перекресток. А их еще и несколько видов и типов бывает. Опытный водитель всегда лучше знает движение на таких перекрестках и как себя вести. Главное во всем разобраться - тогда и новичку на дороге будет не сложно!

2
0
Ответить
Безсон 21.11.2024

Статья очень точно охватывает основные моменты, касающиеся перекрестков. Особенно понравилось, как авторы объяснили различие между регулируемыми и нерегулируемыми перекрестками. Это напоминает концепции, которые мы видим в управлении движением на крупных автострадах, как, например, в Германии, где четкое регулирование помогает избежать пробок и аварий. Мне кажется, что крестообразные перекрестки действительно заслуживают особого внимания из-за их высокой аварийности. Было бы интересно увидеть более глубокий анализ, как другие страны решают эту проблему, возможно, через внедрение дополнительных технологий или инфраструктурных изменений. Например, в Нидерландах активно используют системы "умного" регулирования светофоров, что значительно снижает риск ДТП. Надеюсь, что такие прогрессивные подходы будут внедряться и у нас, чтобы сделать дороги более безопасными. В заключение, я бы сказал, что понимание этих аспектов перекрестков может действительно помочь каждому водителю стать более уверенным и безопасным на дороге.

0
0
Ответить
Иоганнес 22.11.2024

Интересная статья! Вспомнил, как в Финляндии применяют обширные круговые развязки, чтобы минимизировать заторы. Круговые перекрестки действительно хороши для безопасного распределения потока машин. Однако, как и отмечено в статье, важно правильно понимать правила их проезда, чтобы избежать путаницы.

0
0
Ответить
Денеш 23.11.2024

Хорошо расписано про прилегающие территории, это всегда вызывало у меня вопросы. Приятно удивило, что авторы напомнили о правиле "помехи справа". Это правило, как основа, никогда не потеряет своей актуальности, особенно на нерегулируемых перекрестках.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: