Прогрев двигателя перед поездкой

С момента появления первого автомобиля, оснащенного ДВС, скоро стукнет полтора века, а люди до сих пор ломают голову над тем, прогревать ли двигатель перед началом движения после длительной стоянки. Экологи в один голос твердят о том, что делать этого не стоит, машины и без того наносят огромный вред экологии, да и конструкторы современных транспортных средств также утверждают, что у них все продумано, и отсутствие прогрева на «здоровье» мотора ни коим образом не отражается. 

Некоторые эксперты авторитетно заявляют, что под нагрузкой силовая установка прогревается оперативнее и даже топливо сжигает более эффективно. Так, может, вовсе не обязательно простаивать под гаражом, гремя мотором? Здесь не все так однозначно, и сейчас мы будем разбираться с тем, как лучше поступить.

Для чего нужен прогрев двигателя

Чтобы понять, для чего нужен холостой прогрев двигателя, следует разобраться с тем, что происходит в силовом агрегате авто после длительного простоя, особенно когда за окном «минус». Итак, есть машина, а в ней мотор с огромным количеством деталей, КПП, рабочие жидкости. Все их параметры тщательнейшим образом подбираются в момент создания каждой конкретной модели, чтобы обеспечить ТС стабильную езду при минимальном износе деталей. 

Прогрев двигателя перед поездкой

Большинство комплектующих изготавливается из металлических сплавов, которые во время нагрева расширяется – таковы законы физики. Все существующие между деталями зазоры рассчитаны на то, что их эксплуатация будет осуществляться при определенной температуре (рабочая температура мотора). Если она ниже. И ниже значительно, произойдет следующее:

  • Рабочие жидкости (масло, тормозная и пр.) будут более вязкими, их ресурс сократится, увеличится риск выпадения в осадок.
  • Возникнут проблемы со смазыванием деталей.
  • Зазоры между комплектующими станут меньше, усилится трение, отсюда – удары, сколы, появление ржавчины.

Прогрев двигателя перед поездкой

Согласно подсчетам, износ от одного холодного запуска двигателя аналогичен не менее чем 500 запускам хорошо прогретой силовой установки. Зимой ситуация усугубляется запотевшим лобовым стеклом и как результат – плохим обзором.

Важно

Помимо всего, первые пять километров пути холодный двигатель будет «съедать» больше горючего, а динамика езды станет заметно хуже. Подводя итог под сказанным выше, следует отметить, что греть мотор стоит, но делать это нужно с умом. 

Прогрев зимой и прогрев летом

Неопытные автолюбители недоумевают, зачем прогревать двигатель летом, если температура рабочих жидкостей и так близка к норме? На самом деле летний прогрев также вполне обоснован. Рабочей температурой ДВС является отметка на уровне 80-95 градусов. Температура воздуха же днем редко достигает 30 градусов, а ночью она и того ниже. Следовательно, мотор все равно будет холодным и потребует прогрева. 

Прогрев двигателя перед поездкой

К тому же силовая установка, как и живой организм, нуждается в подготовке, чтобы прийти в оптимальное рабочее состояние. Оптимальная продолжительность прогрева составляет около 2 минут, но это при условии, что температура «за бортом» не опускается ниже +5. 

Иначе обстоят дела с холодным прогревом двигателя в зимнее время. Если на улице мороз ниже -10, длительность прогрева должна составить 3-4 мин., а при морозе до -20 греть придется дольше – до 5 минут.

Причем, вначале надо запустить мотор, подождать с минуту, а затем включить печку, чтобы «отошли» стекла. Дольше всего машину греют на морозе ниже -20. В таком случае ждать достижения силовой установкой оптимальной температуры придется до 10 мин., не забывая о дополнительном прогреве салона. 

Как правильно прогревать двигатель

Оптимальную продолжительность прогрева в соответствии с температурными показателями на улице мы описали выше. Сейчпс поговорим о том, каким должен быть порядок действий для того, чтобы продлить ресурс силового агрегата и минимизировать риски преждевременного выхода из строя.

Итак, что надо делать:

  • Запустить мотор.
  • Если это зима – почистить от снега и наледи капот, крышу, багажник, протереть стекла. Если лето или межсезонье – убрать опавшие листья и все, что во время езды может закрывать обзор.
  • Выполнить проверочный обход ТС.

Когда двигатель достигнет рабочей температуры, можно отправляться в путь. О том, что прогрев завершен, свидетельствует изменение звука работы мотора, каждый более-менее опытный автолюбитель даже по нему поймет, когда можно начинать движение. 

Прогрев двигателя перед поездкой

В процессе прогрева важно не перестараться, ведь слишком продолжительная работа агрегата вхолостую чревата негативными последствиями. При низкой температуре топливно-воздушной смеси бортовой компьютер машин, оснащенных системой прямого впрыска топлива, отдает команду на выброс очередной партии горючего.

Авто при этом остается на месте, поэтому получается, что в камере сгорания образуется избыток горючего. Он приводит к вымыванию масла, фактически оставляя двигатель незащищенным. Однако это уже крайность, ведь если греть с умом, ничего подобного не произойдет, и от прогрева мотора автомобилю будет только лучше.

Процессы в двигателе при прогреве

После поворота ключа в замке зажигания приводятся в действие распределительные валы, коленвал, насосы, а также целый ряд других деталей. В первые минуты, до достижения рабочей температуры, их состояние далеко от идеала, ведь, как уже говорилось выше, размер зазором между ними спроектирован с учетом расширения в нагретом состоянии.

Прогрев двигателя перед поездкой

Сгорая, бензин или дизтопливо выделяют энергию, львиная доля которой передается деталям силовой установки. Они нагреваются, зазоры, уменьшаются, снижается вязкость жидкостей, что способствует лучшему их покрытию смазкой, исключается вероятность чрезмерного трения. Нагреваются и элементы топливной системы, поэтому лучше разбрызгивается бензин, хорошо смешиваясь с воздухом для образования эффективной топливо-воздушной смеси. 

Иными словами, при достижении необходимой рабочей температуры смазочные материалы обретают требуемую текучесть, бензин начинает сгорать полностью, двигатель достигает оптимальных эксплуатационных характеристик. 

Особенности прогрева дизеля

Прогрев двигателя перед поездкой

Из-за конструктивных особенностей дизельных моторов они нуждаются в более продолжительном (не менее 5 минут) прогреве масла двигателя. Специалисты рекомендуют прогревать свечи дважды, - до тех пор, пока на панели приборов не потухнет соответствующий индикатор. Греть дольше 5 минут не стоит, так как это чревато образованием на клапанах осадка, что со временем приводит к перебоям в работе. 

Следует помнить, что дизтопливо испаряется хуже бензина, и после запуска холодного мотора оно может сгорать неполностью, оседая на поверхности цилиндров. Чтобы этого не допустить, трогаться с места нужно после хорошего прогрева силовой установки.

Польза и вред прогрева

Как у всего в этом мире, у прогрева мотора после продолжительного простоя есть как плюсы, так и минусы. Начнем, как водится, с преимуществ:

  •  Достижение оптимальной консистенции рабочих жидкостей, благодаря чему они распределяются равномерно, обеспечивая тщательное смазывание деталей. 
  •  Плавное движение транспортного средства.
  •  Более продолжительный ресурс двигателя, исключение риска его преждевременного износа.

Теперь о недостатках:

 Вред экологии (в Европе, например, за так называемый «медленный» прогрев даже можно схлопотать штраф.

 Некоторые автовладельцы утверждают, что греть двигатель перед стартом с места – это впустую сжигать бензин. С этим можно поспорить, но мнение имеет право на существование.

Прогрев двигателя перед поездкой

Решением проблемы может стать предпусковой подогреватель двигателя. Основные разновидности - электрические и работающие на жидком топливе, у каждой свои достоинства и недостатки: высокая цена, сложность подключения, доступная только специалисту, необходимость обслуживания. Зато гарантировано увеличение ресурса двигателя.

Заключение

Как видим, современные автолюбители разделились на два лагеря: одни утверждают, что прогревать силовую установку обязательно.

Другие считают это пустой тратой времени. Однако у прогрева на холостом ходу больше плюсов, чем минусов, и при правильном подходе лучше потратить несколько минут своего времени, но отправляться в путь на полностью готовой к работе машине.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 762
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 04-09-2022 / Обновлено: 20-09-2022
Поиск запроса "прогрев двигателя перед поездкой" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 05.09.2022

Долгое время не прогревала двигатель летом, но потом опытный автолюбитель тоже мне сказал, что это необходимо. Даже в сильную жару он не нагреется до нужной температуры без предварительного разогрева.

0
0
Ответить
Михаил Москва 11.09.2022

Любой автомобиль вне зависимости от температуры нуждается в прогреве. Поэтому летом прогреваю хотя бы 1 минуту , чтобы двигатель достиг рабочей температуры. Отсутствие прогрева зимой и холодной осенью приводит к износу всех элементов мотора, поэтому обязательна прогревайте.

0
0
Ответить
Никита Балаково 12.09.2023

Я обычно всегда прогреваю зимой. Не прогревать - это безумие. Даже по езде понятно, что что-то не так (если не прогреешь). Но у меня сигнализация с автозапуском, так что я завожу, пью кофе, одеваюсь, выхожу и считай она уже прогрета. Летом не сказать, что прогреваю прямо-таки, но даю минутку поработать движку.

0
0
Ответить
Ленни 21.11.2024

Я вот всегда считал, что прогрев двигателя — это пережиток прошлого, но после прочтения статьи задумался. Получается, что современные двигатели действительно сконструированы так, чтобы минимизировать износ при холодном запуске, но это не значит, что прогрев не нужен вовсе. Особенно зимой, когда вязкость масла значительно увеличивается, и двигатель испытывает повышенное трение. Да и запотевшие стекла — это настоящая проблема, без прогрева никуда. Конечно, экологи не в восторге, но безопасность и долговечность двигателя, на мой взгляд, важнее. Интересно, что даже летом прогрев может быть полезен, ведь температура воздуха редко достигает необходимых 80-95 градусов, о чем я раньше и не думал. Это как с зарядкой утром: кому-то она кажется лишней, а на самом деле помогает организму прийти в тонус. Что касается дизелей, то тут вообще отдельная песня. Без хорошего прогрева можно не только не завестись, но и повредить мотор. Думаю, что стоит искать золотую середину, чтобы не навредить ни экологии, ни автомобилю. Да, прогрев — это дополнительный расход топлива, но если это увеличивает ресурс двигателя, то почему бы и нет? Главное, делать это с умом и не перестараться.

0
0
Ответить
Савва 22.11.2024

Статья заставила задуматься. Раньше считал, что прогрев — это пустая трата времени, но теперь вижу, что это важно для сохранения ресурса двигателя. Особенно зимой, когда масло густеет и трение увеличивается. Конечно, экология важна, но безопасность и долговечность автомобиля для меня на первом месте.

0
0
Ответить
Уве 23.11.2024

Интересная тема. Я всегда прогреваю свой дизель, особенно зимой. Без этого машина просто не едет. Да и прогревание стекол важно для безопасности. Лучше немного подождать, чем потом рисковать на дороге. К тому же, прогревание помогает двигателю работать дольше, а это экономия на ремонте.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: