Классификация автомобильных дорог в России
Автомобильные дороги— группа линейных сооружений, созданных для движения транспорта, перемещения людей и грузов с определенной скоростью и нагрузкой. Ниже рассмотрим особенности термина, законодательную базу по ФЗ №257, классификацию по назначению, допустимому применению, скорости, транспортным и эксплуатационным параметрам.
Оглавление
- Понятие "автомобильная дорога"
- Законодательная база по классификации автомобильных дорог (ФЗ № 257 от 08.11.2007 год
- Классификация дорог по назначению
- Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
- Классификация автомобильных дорог по разрешенной скорости
- Категории дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам (ГОСТ Р 52398-2005)
- Порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767)
- Видео "Общие сведения об автомобильных дорогах"
Понятие "автомобильная дорога"
Автодорога— инфраструктурный элемент, используемый для движения автомобилей. В его состав входят земельные наделы в пределах полосы отвода и находящиеся на них узлы: дорожные сооружения / полотно, производственные сооружения, участки обустройства и т. д.
ВажноВ состав автомобильных дорог входит комплекс связанных между собой конструкций и искусственных объектов, обеспечивающих безопасность перемещения.
При создании конструкций учитываются допустимые скорости, размеры, нагрузка и активность движения. Собственниками автодорог могут выступать исполнительные и муниципальные органы власти, физлица и компании.
Законодательная база по классификации автомобильных дорог (ФЗ № 257 от 08.11.2007 год)
Федеральный закон №257 определяет взаимоотношения касательно автомобильных дорог России, в том числе с позиции дорожной деятельности. Работа ФЗ касается всех автодорог стран, а его цели состоят в следующем:
- помощь по внедрению новых технологий и применения новых нацстандартов РФ;
- определение базы работы автодорог, их применения, ведение деятельности для соблюдения интересов людей;
- интеграция дорожной инфраструктуры в международную сеть;
- оптимизация госуправления в секторе дорожной деятельности;
- восстановление инвестиционного климата в секторе применения автодорог;
- сохранение и развитие дорожной инфраструктуры, улучшение технического состояния.
- В документе рассмотрены главные понятия, законодательство об автодорогах и дорожной деятельности, классификация. Оговариваются вопросы собственности, особенности покрытий оборонного значения, названия и идентификационные номера. Закон рассматривает правила расчета протяженности, тонкости формирования единственного государственного реестра, требования к применению и т. д.
Классификация дорог по назначению
Автодороги по назначению подразделяются на несколько категорий:
- Федеральная автомобильная дорога — важнейшие трассы России. В эту категорию входят направления, которые соединяют Москву со столицами других государств, включенные в международные автодорожные сети, соединяющие административные центры. В эту же группу входят подъездные и соединительные трассы с А-префиксом, подъезды от админцентров субъектов к портам, аэропортам и ж/д станциям, а также соединяющие пути федерального значения.
- Автодороги регионального / межмуниципального уровня — сооружения, находящиеся во владении субъектов РФ и финансируемые из бюджетных средств. Обозначаются префиксами Р, А, К и Н. Критерии отнесения таких дорог к региональному и межмуниципальному устанавливаются высшими органами госвласти РФ. В названии объектов всегда указывается префикс, номер и код объекта 1-го уровня (первые две цифры).
- Автомобильные дороги местного значения — трассы, находящиеся в пределах населенных пунктов и финансируемые за счет их бюджетов. Список таких сооружений определяется на уровне местного органа власти.
- Частные автодороги — элементы дорожной инфраструктуры, расположенные на объектах, принадлежащих компаниям или физлицам. Используются юрлицами или обычными гражданами для собственных нужд или ведения коммерческой деятельности.
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
При изучении вопроса автодорог стоит учесть классификацию по тонкостям разрешенного применения. Условно они делятся на несколько типов: общего и необщего пользования применительно для государственных, региональных / межмуниципальных, местных и частных трасс. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Дороги необщего пользования
В эту категорию входят автодороги, которыми владеют или пользуются отдельные органы государственной и местной власти, а также физлиц или юрлиц. Элементы дорожной инфраструктуры применяются только для обеспечения собственных потребностей или запросов государства на федеральном или местном уровне.
Перечень дорог необщего значения составляется и утверждается органами госвласти субъектов РФ. В список могут входить трассы федерального уровня полностью или частично, а также другие классы объектов — регионального, местного, межмуниципального и частного значения.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования
К группеавтомобильных дорог общего пользования на госуровне относятся:
- объединяющие столицу РФ с админцентрами России и столицами других стран;
- включенные в перечень автодорог с учетом международных договоров;
- объединяющие главные города субъектов РФ;
- выполняющие функции подъездных дорог, соединяющих трассы федерального значения и крупные узлы: морские / речные порты, аэровокзалы, ж/д, спецобъекты.
Список федеральных трасс, относящихся к категории общего пользования, утверждается правительством РФ.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Параметры автодорог, относящихся к трассам межмуниципального / регионального значения, определяются высшим органом госвласти субъекта РФ. Такие элементы дорожной инфраструктуры находятся в пределах муниципального района. В список не входят участки автомобильных дорог федерального уровня.
Местные и частные дороги общего пользования
В эту группу включаются автодороги, находящиеся в пределах одного города или поселения, доступные для пользования всем желающим без ограничений. В их состав не входят трассы государственного, регионального и межмуниципального уровня. Перечень элементов дорожной сети составляется и утверждается на уровне городских / поселковых органов власти. Функция может возлагаться и на муниципальные органы при наличии таких указаний со стороны законодательства.
К категории частных автодорог общего применения относятся объекты дорожной инфраструктуры, которыми владеют юрлица и физлица. В них не предусмотрено элементов, ограничивающих движение автомобилей или запрещающих перемещение определенного круга лиц.
Классификация автомобильных дорог по разрешенной скорости
Вне зависимости от типа все дороги делятся на классы с позиции разрешенной скорости. Условно выделяется три вида:
- Автомагистрали. Максимальная скорость автомобилей весом до 3,5 т и мотоциклов – до 110 км/ч, а остального транспорта (грузовых машин, автобусов, автомобилей с прицепом) — 90 км/ч. На некоторых автомагистралях действует ограничение 130 км/ч. К этой категории относятся трассы, состоящие из нескольких полос и имеющие разделительную полосу. На автомагистралях нет пересечений с другими путями: ж/д, трамвайными, пешеходными, автомобильными и т. д. На таких дорогах запрещена учебная езда, движение задним ходом, разворот через технологические полосы и перемещение транспортных средств со скоростью до 40 км/ч.
- Скоростные дороги. Ограничение скорости — до 90 км/ч вне населенных пунктов и 60 км/ч в городах / деревнях. Такие трассы имеют по всей длине многополосную проезжую часть и разделительную полосу. Не допускается пересечение с ж/д, автомобильными или иными путями. Здесь нельзя останавливаться и долго стоять. Для отдыха предусмотрены специальные места со съездами.
- Обычные дороги. В эту группу входят трассы, не относящиеся к первому и второму типу. Они представляют собой общую проезжую часть, могут иметь разделительную полосу по центру. Здесь уже имеются перекрестки, съезды, пересечения с другими объектами и т. д. Ограничения по скорости составляют 90 км/ч за городом и 60 км/ч в населенных пунктах.
Категории дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам (ГОСТ Р 52398-2005)
В отношении автомобильных дорог действует ГОСТ Р 52398-2005. В нем указано, что все трассы по потребительским, транспортным и эксплуатационным параметрам делятся на несколько категорий. Они классифицируются по следующим признакам:
- число и ширина полос движения;
- наличие главной разделительной полосы;
- вид пересечений с другими дорогами: для пешеходов, велосипедов, трамваев, автомобилей и поездов;
- особенности получения доступа к трассе.
ГОСТ разработан МАДИ (ГТУ), Росакадемией транспорта или ООО «Инжинирингинвест». В нем рассматриваются классы дорог (автомагистрали, скоростная дорога и обычного типа), а также категорийность, о которой упоминалось выше. Отдельно указываются технические требования для имеющихся дорог:
- Автомагистрали имеют категорию 1А, количество полос от 4-х и более с шириной 3,75 м. Имеют разделительную полосу, отсутствие примыканий и других пересечений.
- Скоростная дорога. Относится к категории 1Б. Имеет от 4-х и более полос шириной 3,75 м. Обязательно центральное разделение, нет непосредственного пересечения с другими дорогами.
- Трассы обычного тип. Имеют категорию IB, II, III, IV и V. Могут иметь ширину от 3 м и число полос от 1 в зависимости от категории. Допускается пересечения в одном уровне и доступ на дорогу с примыканиями.
Порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767)
Правила отнесения автодорог к определенной категории происходит с учетом двух факторов:
- транспортно-эксплуатационные параметры;
- потребительские качества.
В случае с автодорогами необщего применения разного уровня могут использоваться иные параметры. Последние определяются государственными исполнительными органами, отвечающими за автомобильную дорогу.
Выбор класса и отнесение трассы к определенной категории выполняется после оценки ее техсостояния и проводится по правилам, которые устанавливаются Минтранспортом РФ. Для каждой дороги решение принимает определенный орган:
- федеральные общего / необщего пользования — государственное дорожное агентство / орган исполнительной власти, контролирующий дорогу;
- региональные / муниципальные автодороги — исполнительный орган госвласти субъекта РФ;
- местные дороги — органы управления городов / поселений;
- частные автодороги — владельцы (юрлица или физлица).
Отнесение трассы к категории федеральной происходит в срок до месяца с момента приема стандартов работ по оценке техсостояния.
Заключение
Классификация автомобильных дорог является обязательной для распределения полномочий по обслуживанию и правил эксплуатации. Государственные, муниципальные и местные органы всегда ориентируются на единые ФЗ, ГОСТы и Постановления правительства, касающиеся элементов дорожной инфраструктуры.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Долговечность резины по дорогам России
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Как Транспортная стратегия урегулирует проблемы в системе перевозки грузов
- Из чего делают асфальт
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- История популярности экскаваторов и их видов
- Снегоуборочная техника: история, современность, перспективы
В России, как обычно, много раз говорили об этом, тема про дороги. Конечно будет просто замечательно, если большинство дорог в России отремонтируют. Что бы на дороги в России взялись власти, дали указ компаниям, обслуживающим дороги, отремонтировать их. Что бы ездили не оставляли в ямах свои колеса и не разрушали автомобиль.
Для меня статья оказалась очень информативная и дала ответ на многие вопросы, что касаемо зоны ответственности за те или иные дорожные покрытия. Как оказывается все что выделяет государство на автодороги, относится только к трасам федерального значения.
Ремонт дорог и их строительство - прекрасное средство в России для отмыва и отката бюджетных средств, так как контроль качества затруднён их протяжённостью и запутанными методами этого контроля.
Статья о классификации автомобильных дорог действительно полезна для понимания структуры дорожной сети в России. Один из ключевых аспектов здесь — это законодательная база, особенно ФЗ №257, который определяет не только виды дорог, но и их применение. Важно то, что это не просто теоретическое знание, а реальная основа для работы дорожных служб и организаций. Для сравнения, в Германии классификация дорог тоже довольно четкая, но там акцент сделан на интеграцию с европейскими стандартами. В России же, как видно из статьи, многое зависит от внутренних потребностей и специфики регионов. Также интересно, как классификация по назначению и скорости напрямую влияет на проектирование и строительство дорог, ведь это определяет не только технические характеристики, но и степень финансирования на уровне государства или местных органов. В статье также затронуты вопросы частных дорог, что открывает возможности для бизнеса, но при этом требует строгого соблюдения норм и правил. В общем, материал предоставляет исчерпывающий обзор и может быть полезен как для профессионалов, так и для заинтересованных граждан.
Очень познавательная статья! Теперь лучше понимаю, как классифицируются дороги по скорости и назначению. Особенно удивило, что частные дороги тоже имеют свои категории и регулируются законодательством. Это показывает, насколько все структурировано.
Статья дала мне новую перспективу на автодорожную систему в России. Особенно интересно было узнать о классификации по транспортно-эксплуатационным характеристикам. Теперь понятно, почему на одних трассах можно ехать быстрее, чем на других. Спасибо за информацию!