Классы автобусов по длине, вместимости и числу перевозимых пассажиров
Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.
Оглавление
- Как определить класс автобуса, какими они бывают
- Виды автобусов по назначению
- Типы автобусов по длине
- Классификация автобусов по пассажировместимости
- Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
- Разновидности по числу салонов
- Группы в зависимости от назначения
- Марки (производители)
- Где арендовать автобус
- Видео "Большой класс - Mercedes-Benz Tourismo 15 RHD"
По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.
Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.
Как определить класс автобуса, какими они бывают
ВажноСогласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.
Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.
Виды автобусов по назначению
Читайте также: Volgabus — тройка моделей городского автобуса
С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин
• Городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.
• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, в них помещается меньше людей, едущих стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.
• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.
Особенности компоновки:
• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.
В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.
Типы автобусов по длине
В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:
• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.
Класс ТС | Длина кузова, м | 2 первые цифры индекса |
---|---|---|
Особо малый | До 5,0 | 22 |
Малый | 6,0 - 7,5 | 32 |
Средний | 8,0 - 9,5 | 42 |
Большой | 10,5 - 12,0 | 52 |
Особо большой | Более 12 | 62 |
Классификация автобусов по пассажировместимости
Читайте также: Модельный ряд городских автобусов Mercedes-Benz
Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на Россию, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику рангов вместимости можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.
На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только тем, сколько мест для сидения в данной модели. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.
Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе - другое, в горной местности - третье.
Автобусы малого и особо малого класса
Автобусы малого класса по определению маломестные и используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые, используемые нередко в качестве маршруток, в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.
Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.
Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.
Машины среднего класса
Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.
К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».
Еще один представитель этого класса - Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.
Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.
Техника большого класса
Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество посадочных мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона.
В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.
Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.
Автобусы особо большого класса
Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.
Класс пассажировместимости | Длина автобуса, м | Число сидячих мест | Общее число мест |
---|---|---|---|
Особо малый | до 5 | 10 | 20 |
Малый | 6 - 8 | 20 | 40 |
Средний | 8 - 9,5 | 30 | 60 |
Большой | 12 | 30 - 40 | 90 |
Особо большой | 16,5 | более 40 | 90 - 110 |
Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
ВажноС точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.
Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.
Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.
Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.
Разновидности по числу салонов
В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.
Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.
Группы в зависимости от назначения
Читайте также: Пригородные автобусы: 10 популярных моделей
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, грузопассажирских автобусах разной грузоподъемности, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.
Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.
Марки (производители)
Один из ведущих производителей автобусов - компания Mercedes-Benz. Их автобусы известны своей надежностью, комфортом и безопасностью. Модельный ряд компании включает в себя городские, междугородние и туристические автобусы, а также специализированные варианты для перевозки грузов. Среди популярных моделей можно выделить Mercedes-Benz Sprinter, который может быть адаптирован под различные нужды грузоперевозчиков.
Volvo – еще один известный производитель автобусов, заслуживший доверие многих грузоперевозчиков. Автобусы Volvo предлагают надежность, высокую производительность и экологичность. Компания предлагает широкий ассортимент междугородних и городских автобусов, а также туристических и грузовых автобусов. Модели, такие как Volvo 9700 и Volvo B11R, пользуются большой популярностью среди перевозчиков.
Scania - шведская компания, специализирующаяся на производстве тяжелых грузовиков и автобусов. Автобусы Scania известны своими долговечными двигателями и комфортом для пассажиров. Scania предлагает разнообразные модели грузовых и пассажирских автобусов, включая Scania Touring, Scania Citywide и Scania Interlink. Благодаря модульной конструкции, автобусы Scania могут быть адаптированы под различные нужды грузоперевозчиков.
MAN Truck & Bus – крупный немецкий производитель автобусов и грузовиков. Компания предлагает разнообразные модели автобусов, от городских и междугородних до туристических и грузовых. Автобусы MAN характеризуются высоким качеством, надежностью и экологичностью. Среди популярных моделей стоит отметить MAN Lion's City, MAN Lion's Intercity и MAN Lion's Coach, которые успешно используются для различных видов грузоперевозок.
Iveco – итальянская компания, занимающаяся производством грузовиков, автобусов и спецтехники. Автобусы Iveco отличаются надежностью, экономичностью и гибкостью, что делает их идеальным выбором для многих грузоперевозчиков. Компания предлагает широкий выбор моделей автобусов, включая городские, междугородние, туристические и грузовые автобусы. Из популярных моделей можно выделить Iveco Daily, Iveco Crossway и Iveco Evadys.
Где арендовать автобус
Когда речь идет об аренде автобуса, наш сайт является надежным и удобным ресурсом для поиска и бронирования подходящего транспортного средства. Мы стремимся удовлетворить потребности всех клиентов, предлагая широкий выбор классов автобусов от экономичных и компактных до роскошных и просторных.
Наши консультанты готовы предоставить всю необходимую информацию и помощь для выбора оптимального варианта исходя из вашего бюджета, количества пассажиров и пожеланий по комфорту. Работая только с проверенными партнерами и транспортными компаниями, мы обеспечиваем высокий уровень качества и безопасности наших услуг, чтобы вы могли наслаждаться спокойной и приятной поездкой.
Заключение
В заключение, различные классы автобусов и марки производителей предоставляют грузоперевозчикам множество возможностей для выбора подходящего транспортного средства. Учитывая разнообразие предлагаемых моделей, а также разные требования к комфорту, производительности и экологичности, каждый перевозчик сможет найти автобус, который наилучшим образом соответствует его потребностям и предпочтениям.
- Нужны автобусы по маршруту Москва-Владикавказ
- Как осуществляется перевозка пассажиров и багажа по заказу?
- Знаки остановка запрещена (по чётным и не чётным числам) - с какого часа в сутках они начинают действие
- Длинный груз и короткий кузов
- Размер автобуса и безопасность?
- Комфортабельный автобус Mercedes-Benz Tourismo
- Классы автобусов по длине, вместимости и числу перевозимых пассажиров
Интересная статья, никогда и не подразумеваешь что настолько разными бывают транспортные средства которые объединяет их название - автобус, да и габариты бывают серьезные судя по таблице.
Жаль, что на наших дорогах редко встречаются комфортабельные автобусы, особенно в маленьких городах. Перевозчики, к сожалению, до последнего используют старые автобусы пока они не начинают разваливаться!
Статья очень интересная и информативная, кому интересно все об автобусах рекомендую прочесть. Мне понравилась полная информация о них, много узнал для себя.
Очень полезная и информативная статья. Узнал много новой и интересной информации о автобусах.
Спасибо. все понятно, доступно.
Автобус при переезде из одной точки в другой. Очень удобный и комфортно в нем сидеть. Сиденья мягкие и есть кондиционер. Так же он имеет экраны телевизоров и вайфай, спутниковый интернет. Это нужно, для того что бы чувствовать себя в комфорте при длительном нахождение в автобусе, когда долго переезжаешь из одного места в другое.
Интересная статья о классификации автобусов. Приятно, что автор подробно расписал все виды и категории, начиная от малого и заканчивая особо большим классом. Это напоминает мне классификацию автомобилей, где тоже есть сегментация по размерам и назначению, как, например, у легковых машин: седаны, хэтчбеки, кроссоверы и так далее. Наверняка, такая детализация помогает в выборе подходящего транспортного средства для разных условий эксплуатации. Например, городские автобусы с низким полом и широкими проходами действительно удобны для быстрого перемещения в условиях мегаполиса. Мне понравилось, что статья уделяет внимание не только вместимости, но и комфорту пассажиров, что действительно важно для перевозок на большие расстояния. Это, безусловно, может быть ключевым фактором при выборе автобуса для туристических маршрутов. Также интересно было узнать о модели ЛиАЗ-4292 как представителе среднего класса, ведь часто такие автобусы становятся основой городского транспорта. В статье хорошо показано, как разные производители, такие как Mercedes-Benz и Scania, предлагают свои решения для различных нужд. Это может напомнить о конкуренции в автомобильной отрасли, где каждый бренд старается предложить что-то уникальное. В целом, статья — отличное руководство для тех, кто хочет разобраться в том, какие автобусы лучше всего подходят для определенных задач, будь то перевозка пассажиров в городе или туристические поездки.
Очень интересно было узнать про различия в конструкции автобусов, такие как вагонный и капотный кузов. Это действительно важные аспекты, которые могут повлиять на выбор транспортного средства в зависимости от нужд перевозчика. Особенно впечатлило, как вагонный тип кузова с отдельным отсеком для двигателя влияет на комфорт пассажиров.
Статья дает хорошее представление о том, как выбираются автобусы для городских маршрутов. Например, тот же ЛиАЗ-4292 с его низким полом и продуманной компоновкой салона действительно показывает, насколько важна адаптация транспорта к условиям плотного городского движения. Это, безусловно, отражает современные тенденции в развитии общественного транспорта.