Кому выгоден формальный техосмотр?

Передача контроля за проведением технического осмотра от МВД РФ в сферу деятельности Российского союза автостраховщиков (РСА) отрицательно сказалась на всей сфере в целом. Процедура выполняется с большими нарушениями: не соблюдается периодичность осмотра, его проведение носит чисто формальный характер. Как следствие, увеличилось количество аварий по причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля. Всё чаще высказывается мнение о необходимости передачи полномочий контроля за проведением ТО органам государственной власти. Кроме того, поднимается вопрос об административной ответственности за управление автотранспортом без своевременно пройденного техосмотра.

Реформа технического осмотра 2012 года

реформа ТО

МВД России было освобождено от «несвойственной ему обязанности по проведению государственного технического осмотра» на основании ФЗ № 170 от 01.07.2011 года. С этого момента Госавтоинспекция утратила контрольные функции по проверке технического состояния автомобиля. С января 2012 года контроль за проведением техосмотра был возложен на РСА. В обязанности данной организации входит аккредитация операторов технического осмотра.

Таким образом, государство обязало страховщиков выполнять функции, которые прямо противоречат их коммерческим интересам. Техническая исправность транспортных средств невыгодна страховым компаниям, поскольку сокращается регресс страховых выплат с участием неисправных автомобилей.

Приобретение диагностических карт открыто навязывается у аффилированными со страховыми компаниями станциями техосмотра. Продажа полиса ОСАГО возможна лишь при приобретении диагностической карты.

Формальное ТО

формальное ТО

Проверка технического состояния автотранспортного средства на станциях техосмотра в лучшем случае сводится к визуальному осмотру. Не является секретом возможность приобретения отмеченной диагностической  карты без предъявления автомобиля, а то и, вовсе не выходя из дому. Стоимость данной услуги в редких случаях превышает 1000 рублей. Причём её качество определённо устраивает обе стороны.

Факт формального подхода сотрудниками РСА к своим обязанностям в данной сфере уже ни у кого не вызывает сомнения. Проконтролировать производственные аспекты деятельности операторов практически невозможно. В итоге, сам институт технического осмотра явно дискредитирован.
Автотранспортное средство без технического осмотра: санкции

Этому же способствует частичная отмена ответственности собственника автотранспортного средства за непрохождение процедуры технического осмотра. Ранее в административном кодексе существовали сразу несколько статей, предусматривающих штрафные санкции для водителей, не имеющих при себе талона о прохождении государственного технического осмотра.

Наказание за подобное нарушение сохранилось лишь для нескольких категорий автотранспорта:

  1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, включая легковые такси, автобусы, а также грузовики, выполняющие услуги перевозки опасных грузов должны проходить технический осмотр с периодичностью 1 раз в 6 месяцев.
  2. Новые легковые и грузовые автомобили с допустимой массой менее 3,5 т, а также полуприцепы и прицепы могут не проходить техосмотр в первые 3 года после выпуска.
  3. Если срок эксплуатации превышает 3 года и не достиг 7 лет, государственный техосмотр проходят 1 раз в 2 года.
  4. Ежегодное ТО проходят автомобили, чей возраст превышает 7 лет.
  5. С этой же периодичностью проходят техосмотр автомобили, оборудованные световыми и звуковыми сигналами, а также те автотранспортные средства, которые используются для обучения вождению.

Сохранение административной ответственности лишь для данных типов автотранспортных средств, безусловно, недостаточно для решения проблемы безопасности на дорогах, поскольку именно личный автотранспорт зачастую является первопричиной возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Отсутствие контроля за проведением техосмотра

отсутствие контроля за проведением ТО

Начиная с 2012 года проверка сотрудниками Госавтоинспекции наличие у водителя талона ГТО является неправомерной.  Из ПДД исключили пункт, обязывающий водителя иметь при себе данный документ. После упразднения талонов и введения диагностических карт Госавтоинспекция не может проверить техническое состояние автомобиля. Можно было бы воспользоваться Единой автоматизированной информационной системой технического осмотра, но доступ к данной базе есть лишь у РСА. Материальная база аккредитованных РСА операторов техосмотра не соответствует требованиям законодательства. Недостаточное оснащение не позволяет организовывать качественные проверки.

В сложившихся условиях можно констатировать факт монополистического права РСА на весь сегмент, связанный с техническим осмотром. Возврат Госавтоинспекции полномочий по проверке подтверждающих наличие ТО документов, мог бы в какой-то степени исправить ситуацию. А наличие административной ответственности для водителей всех видов автомобильного транспорта существенно повысил бы эффективность таких проверок. Подобную ответственность должны разделять и операторы технического осмотра, допустившие нарушения в процессе выполнения аккредитованных услуг. 

Рейтинг: 5
Всего оценок: 2 Комментариев: 7 Просмотров: 1209
Автор статьи: / Дата публикации: 22-10-2018
Поиск запроса "технический осмотр автотранспортных средств" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Семён Калуга 06.11.2018

Наверняка про увеличение аварийности статистика (если она реально есть и такова) вбрасывается в информационное поле не без помощи сотрудников Госавтоинспекции. Да, может ситуация с ТО и стала ещё более вопиющей, когда одних взяточников сменили другие, но нельзя сказать, что под контролем МВД талоны техосмотра не продавались многим желающим по сходным таксам.

0
0
Ответить
Михаил Белгород 02.12.2018

В качественном и своевременно пройденном техосмотре должен быть заинтересован, в первую очередь, сам водитель транспортного средства! Ведь от этого зависит его жизнь!

0
0
Ответить
Вадим Павлоград 21.12.2021

В нашей стране любая формальность выгодна тому, кто может взять деньги за то, чтобы её не проходить и чем бы не обосновывали её наличие обычно бывает именно так.

0
0
Ответить
SlavaJelkovskiy00 Челябинск 07.10.2024

Обычный негласный налог скрытый за этой бумажкой под названием техосмотр и что оно дает? Заплатил деньги и все может кататься не напрягаясь и не боясь, что тебя могут оштрафовать сотрудники ДПС, я человек, который ни разу не проходит техосмотр, то не вижу смысла его проходить, если я сам слежу за машиной и она исправна.

0
0
Ответить
Нестор 10.12.2024

Ситуация с техосмотром, описанная в статье, напоминает мне историю с реформой здравоохранения, где частный сектор также получил контроль над процессами, которые изначально были государственными. Передача контроля за техосмотром РСА от МВД привела к ослаблению контроля и формальности процедуры. Это как если бы в больнице диагностировали болезнь по телефону: формально все сделано, но качество и безопасность под большим вопросом. Помимо этого, коммерческие интересы страховщиков напрямую конфликтуют с идеей безопасного движения: чем больше аварий, тем больше выплат по страховкам, что никак не стимулирует их к качественному проведению осмотров. Возможно, стоит задуматься о возврате контроля государству, как это было предложено, чтобы улучшить ситуацию на дорогах. Также необходимо ужесточить контроль над операторами техосмотра и ввести более строгие санкции за нарушения, чтобы исключить коррупционные схемы и обеспечить настоящую безопасность на дорогах. Это может быть сделано путем внедрения независимых проверок и качественного оборудования, как в других странах, где безопасность на дорогах стоит на первом месте.

0
0
Ответить
Косьма 11.12.2024

Читая статью, вспоминаю, как в некоторых странах техосмотр проводится настолько тщательно, что некачественные автомобили просто не допускаются на дороги. У нас же формальность процедуры не оставляет надежды на улучшение безопасности. Проблема в системе, а не в участниках.

0
0
Ответить
Автоном 12.12.2024

Мне кажется, что передача контроля над техосмотром от МВД к РСА была ошибкой. Снижение уровня ответственности и контроля явно сказывается на безопасности дорог. Возможно, стоит вернуть контроль государству для эффективного мониторинга и улучшения ситуации. Надеюсь, что это предложение будет услышано.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: