Коробка передач DSG
Коробка DSG (расшифровка аббревиатуры —Direkt Schalt Getriebe) — преселективная КПП прямого включения, способная удерживать старую скорость активной до полного перехода на новую. Работает на принципе 2-х сцеплений и не имеет провалов мощности, как в классической АКПП.
Оглавление
Устанавливается на модели Volkswagen, Seat, Skoda и других производителей. Ниже рассмотрим историю появления, устройство и принцип работы, причины популярности и слабые места трансмиссии.
История появления коробки DSG
История коробок ДСГ началась на старте XX века, когда А. Кегресс придумал новую версию автоматической трансмиссии. Реальное воплощение пришлось на 1940-й.
ВажноВдохновителем стал Р. Франк, создавший новую 4-ступенчатую АКПП с 2-мя сцеплениями. Ее особенностью стало переключение скоростей без «провалов», что актуально для рынка коммерческих машин. Изобретатель получил официальный патент, после чего создал первые образцы новой трансмиссии.
В конце 1970-х такой же вариант трансмиссии предложили в компании Порше, работающей над созданием гоночной машины 962С. Аналогичная КПП с сухой сдвоенной муфтой применялась и на раллийных машинах Ауди, но из-за проблем с электроникой дальнейшее продвижение проекта пришлось остановить.
После создания небольших контроллеров появилась возможность выпуска коробок передач со сдвоенной муфтой для авто среднего класса, пикапы и легкие грузовики. Стартовая версия DSG запущена в серию в конце 2002-го.
В процессе разработки участвовали фирмы Temic и Borg Warner. В дальнейшем появилась коробка ДСГ на 7 ступеней для моторов с 350 Н*м. К 2009 году появилась трансмиссия DQ 500, которая ставится на передне и полноприводные авто.
Устройство и принцип работы DSG
Конструктивно коробка передач ДСГ включает следующие элементоы
- сдвоенное сцепление для каждого из валов;
- пару валов (внешний и внутренний);
- основная передача;
- система управления.
Упомянутые элементы находятся одном корпусе и взаимодействуют друг с другом. Управление режимами осуществляется автоматически или с помощью рукоятки коробки передач (как правило, устанавливается на рулевой колонке).
Главное отличие DSG в наличии двух сцеплений, обеспечивающих плавное переключение скоростей. Для сравнения в механической или роботизированной КПП перед изменением передачи диск сцепления отходит от маховика, а водитель или управляющая системаопределяет нужную передачу с последующим возвратом диска. В период разделения крутящий момент с КПП не передается к двигателю, из-за чего ухудшается динамика.
В коробке передач DSG за счет применения двух сцеплений момент передается без провалов. В основе лежит взаимодействие наружного и внутреннего валов, которые соединяются через собственное сцепление. На первом валу предусмотрены четные, а на втором — нечетные, а также задняя скорость.
Алгоритм работы такой:
- Машина начинает движение.
- К маховику прикасается «нечетный» вал.
- В момент ускорения блок управления дает команду на подготовку к включению следующей скорости.
- При включении «четного» вала происходит отключение «нечетного».
Результатом упомянутых действий является плавное повышение скорости без разрывов в момент переключений. Количество передач и тип сцепления («сухое» или «мокрое») может отличаться в зависимости от производителя и используемой технологии.
Шести- и семиступенчатые коробки
В 2003-м компания Фольксваген представила трансмиссию ДСГ с «мокрым» сцеплением, постоянно находящемся в масляной ванне. Наличие смазывающей жидкости приводит к отбору части мощности и повышению расхода горючего. В 2008-м появилась 7-ступенчатая DSG с «сухим» сцеплением.
Всего производитель VAG устанавливает следующие КПП:
- DQ250 — «мокрая», шесть ступеней;
- DQ500 и DL501 — «мокрого» типа, семь скоростей;
- DQ200 — «сухая», семь ступеней.
Для понимания рассмотрим особенности основных видов КПП — 6-ти и 7-ступенчатую.
ДСГ 6 —трансмиссия, оборудованная муфтами сцепления и дисками, находящимися в трансмиссионной жидкости. Последняя гарантирует снижение износа фрикционных накладок и отвод лишнего тепла. Наличие масла положительно влияет на КПП и продлевает его ресурс. Недостатком является уменьшение эффективности и повышение расхода горючего.
Объем рабочей жидкости составляет около 7 л, а сама она находится в нижней части КПП. У такой коробки имеется ряд дополнительных опций, среди которых спорт-режим, ручное изменение скорости, Hillholder для остановки машины путем увеличения давления в сцеплении. Дополнительно имеется поддержка движения на небольшой скорости и сохранение подвижности машины при аварии и прочие опции.
Коробка DSG 6 устанавливается на следующие авто:
- Сеат: Толедо, Алхамбра;
- Шкода: Супер Б, Октавиа;
- Фольксваген: Гольф, Пассат, Джетта, Тигуан, Тоуран;
- Ауди: А3, Q3, ТТ.
ДСГ 7 — трансмиссия с 7-ю ступенями, которая появилась через три года после коробки ДСГ 6. Она имеет на 20-25 кг меньший вес, требует меньшего объема масла, считается более экономичной с позиции расхода топлива и горючего. В отличие от прошлой версии здесь применяются сухие муфты и две отдельные масляные системы, обеспечивающие подачу рабочей жидкости к механической части КПП.
Подача масла осуществляется к исполнительным приводам мехатроника с применением специальной помпы с электроприводом. В функции насоса входит подача смазки в расходный бачок и поддержание оптимального давления. Благодаря разделению масла на два цикла, удалось уменьшить пагубное воздействие на соленоиды.
В систему управления встроены датчики, позволившие сэкономить средства на дополнительной проводке. Коробка DSG 7 имеет все режимы, которые были в версии с 6-ю скоростями. При этом гидравлическая часть делится на две секции с обслуживанием четных и нечетных скоростей. В случае отказа одного контура включается аварийный режим КПП, обеспечивающий доставку авто на СТО.
Главное отличие ДСГ 7 состоит в дополнительной скорости и сцеплении, выдерживающем больший момент сцепления. Также оптимизирован мехатроник для ускорения процесса переключения и отсутствия задержек. Такая трансмиссия устанавливается на следующие авто:
- Фольксваген: Гольф, Пассат, Кадди, Транспортер.
- Ауди: А5, Q3, ТТ.
- Шкода: Фабия, Супер Б, Октавиа.
- Сеат: Ибица, Леон, Алтея.
Что касается «сухой» ДСГ, она имеет аналогичную конструкцию. Разница в том, что муфты сцепления работают без трансмиссионной жидкости, что позволяет увеличить КПД коробки передач.
Причины популярности DSG
Коробки передач DSG многие годы являются предметом обсуждения многих автовладельцев и экспертов. Несмотря на много критики, такая трансмиссия имеет ряд положительных качеств:
- На 20% меньший вес, чем у обычных АКПП. Это плюс для автомобилей, ориентированных на динамику и быстрый набор скорости.
- Быстродействие. Современные ДСГ переключают скорости за 200 мс, что намного быстрее, чем у вариатора (не говоря уже о «механике»). Такая особенность обеспечивает быстрый разгон, экономию и экологичность.
- Низкий расход топлива. Практика показала, что DSG более экономичны в сравнении с классическими коробками-автомат, а режим движения не имеет значения.В среднем машины с такой коробкой-автомат потребляют на 10% меньше горючего.
- Плавность движения. В отличие от АКПП переключение скоростей происходи без рывков и почти незаметно для людей в машине.
- Высокий крутящий момент. В сравнении с КПП на гидротрансформаторе обеспечивается прямой контакт, а не через трансмиссионную жидкость.
- Выбор режима управления. Водитель сам может выбирать способ управления — полностью автоматический или ручной.
Рассмотренные выше плюсы дают толчок производителям для развития направления DSG-трансмиссий, создания и внедрения новых технологий для улучшения функциональных особенностей.
Недостатки
Одновременно с преимуществами стоит выделить слабые места трансмиссии, связанные с низким сроком службы, ненадежностью конструкции и сложностью ремонта коробки DSG. Проблемы характерны для первых этапов производства DSG, но последние годы многие недостатки удалось нивелировать.
К примеру, концерн VAG дает 5-летнюю гарантию на ДСГ на 7-ступенчатые коробки передач. В сервисное обслуживание входит замена масла, обновление прошивки, устранение неисправностей и т. д.
Если говорит в целом, у коробок DSG выделяются следующие минусы:
- Высокие расходы на производство. При установке DSG производитель вынужден нести большие траты, что сказывается на конечной цене. При этом ДСГ дороже «механики», но дешевле классической АКПП.
- Большая цена замены масла и необходимость выполнения работы раз в 60 000 км. Средний объем составляет 6,5-7 л.
Владельцы автомобилей в DSGчасто сталкиваются со многими признаками неисправности:
- металлический лязг и скрежет;
- вибрации;
- уменьшение тяги в движении;
- толчки и рывки в процессе движения.
Во время диагностики может обнаруживаться износ втулки валов и вилки сцепления, попадание загрязнений на датчики или масла на охлаждающую жидкость, нарушение контакта соленоидов и т. д.
Необходимость замены коробки ДСГ возникает редко, но ремонт трансмиссии и замена главных узлов требует больших затрат. Не все сервисы справляются с работой, а некоторые вообще отказывают в обслуживании.
Итог
С развитием технологий недостатки и слабые места DSG постепенно остаются в прошлом. Производители дорабатывают преселективные коробки передач и делают их более неприхотливыми в эксплуатации. При правильном обслуживании они имеют ресурс не меньше 200-300 тысяч километров с сохранением первоначальных характеристик.
- Отправка коробки 16 кг в Перу (г. Лима)
- Хрусталь в коробках
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Как и где сварить чугунную коробку двигателя автомобиля?
- Выбивает пятую передачу на Камазе
- Как увеличить объём перевозки грузов на Volkswagen T5?
- АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
- Шестое поколение Volkswagen Transporter – всё самое лучшее
- Фольксваген Каравелла Т5, обзор грузового варианта
- Все достоинства семейства Фольксваген Т6
Интересуюсь машинами, потому что хочу приобрести себе Ауди ТТ. Из статьи узнала какая коробка передач у данной машины. Информативная статья, без лишних слов. Краткая и понятная.
Довольно интересная информация. В принципе и торговая марка данная действует довольно таки давно. Спасибо. Было интересно почитать. Узнал много нового.
Коробки передач, ставиться на новых автомобилях, имеют сеть режимов скорости, так же они как написано в статье не изнашиваются после двухсот-трехсот тысяч километров, с сохранением первоначальных характеристик! Так же эти коробки передач оптимизированы для быстрого переключения скоростей. В системе есть датчики, которые позволяют экономить топливо.
Читая статью о DSG, я не могу не вспомнить о том, как эта трансмиссия изменила подход к автоматическим коробкам передач. Применение двух сцеплений действительно стало революцией, обеспечивая более плавное переключение без потерь мощности. Это особенно заметно, когда сравниваешь с классическими АКПП. Интересно, что идея использования двух сцеплений появилась еще в 1940-х, но только с развитием электроники она получила широкое распространение. Я считаю, что одной из причин популярности DSG стала возможность объединения преимуществ механики и автомата, что особенно привлекательно для тех, кто ценит динамику вождения. Однако, несмотря на все плюсы, нельзя игнорировать и недостатки. Низкий срок службы и сложность ремонта могут отпугнуть некоторых автовладельцев. Важно помнить, что правильное обслуживание и регулярная диагностика могут продлить срок службы коробки. Я считаю, что в будущем, с развитием технологий, недостатки DSG будут сведены к минимуму, и эта трансмиссия станет еще более популярной. В сравнении с аналогами, такими как вариаторы и классические автоматы, DSG имеет свои уникальные особенности, которые делают ее востребованной на рынке.
DSG — это как шаг вперед в мире КПП. Факт, что она быстрее и экономичнее классических АКПП, делает ее привлекательной для многих. Однако, стоит помнить, что обслуживание такой коробки требует серьезного подхода и расходов.
Интересно, что DSG уже давно используется в спортивных автомобилях. Впечатляет, как эта технология перешла в массовое производство. Конечно, некоторые недостатки остаются, но преимущества явно перевешивают. Главное — регулярное обслуживание и внимательное отношение к машине.