«Скрытые угрозы» в договоре на перевозку грузов

В условиях растущей конкуренции и ажиотажа в транспортной отрасли, связанного с желанием принять как можно больше заказов, перевозчики зачастую невнимательно читают условия договора на перевозку грузов, подписывая его без каких-либо дополнительных проверок. Желание «быстро заработать» часто приводит к потере груза или к передаче его постороннему лицу. На что следует обратить внимание перевозчикам и как защититься от мошенничества на транспорте?

В сфере грузоперевозок между грузоотправителем и перевозчиком заключаются, как правило, типовые договора. Копируя очередной договор, перевозчик чаще всего не читает привычный текст, полагая, что там изложена проверенная информация. Однако, существуют примеры записей, на которые стоит обратить особое внимание.

Особое внимание в договоре на перевозку груза

Особое внимание в договоре на перевозку груза

Содержание заказа, отправленного перевозчику после устного согласования, включает в себя условия, которые не обговаривались сторонами. Грузоотправитель может не проинформировать перевозчика о требованиях, например, к техническому состоянию грузовика. И, если до отправки груза характеристики автотранспортного средства, предоставленного перевозчиком, не вызвали никаких возражений, то впоследствии, представитель грузоотправителя может отказаться перенаправить перевозчика к месту погрузки, указав на несоответствие в договоре. В итоге перевозчика обвинят в несвоевременной подаче автотранспортного средства к месту погрузки в соответствии с условиями договора.

Договорная неустойка за непредставление накладной CMR и других товаросопроводительных документов в течение 7 дней. Часто содержание договоров на перевозку грузов содержит положения, согласно которым перевозчик получает оплату в зависимости от доставки транспортных документов в течение установленного периода (3, 7, 14 дней). Если транспортные документы не доставлены своевременно, перевозчику грозит штраф. Но такие договорные условия далеко не всегда оправданы.

Юридически считается, что суть договора перевозки заключается в достижении определенного результата в виде доставки товара или груза к месту назначения в течение определенного времени. Доставка транспортных документов не является отдельной услугой, относящейся в равной степени к перевозке грузов.

Таким образом, непредставление накладной CMR в течение установленного срока не может привести к лишению перевозчика права на вознаграждение за выполнение договора перевозки. Принятие такого договорного решения приведет к искажению сути договора перевозки, и, как следствие, к необоснованному отказу в выплате базового вознаграждения за перевозку груза.

Мошенничество в процессе перевозки грузов

Мошенничество в процессе перевозки грузов

Упомянутые примеры являются наиболее распространенными попытками недобросовестных грузоотправителей сэкономить на перевозке. Впрочем, стоит обратить внимание на другие пункты договора, которые могут привести к негативным для перевозчика финансовым последствиям. Перевозчики зачастую сталкиваются с действиями мошенников, изначально направленных на кражу груза. Наиболее распространенными видами мошенничества подобного типа являются:

  • выдача себя за реальную компанию;
  • подделка документов;
  • изменение места разгрузки;
  • передача груза неуполномоченному лицу.

В последнее время мошенники собирают копии коммерческих реестров легально действующих компаний, подделывая документы и выдавая себя за эти компании. Как правило, эти компании зарегистрированы в другой стране, например, в Литве, Польше или Венгрии. После ввода номера NIP в соответствующем реестре оказывается, что компания работает на законных основаниях, но это бухгалтерская компания, а не транспортно-экспедиторская.

Чтобы противодействовать подобному мошенничеству, необходимо ставить «водяной знак» на отсканированных документах, проверять их соответствие тем, что получены в электронном виде, а также проверять комментарии и отзывы в сети интернет.

Мошенники, которые пытаются ввести в заблуждение добросовестных перевозчиков, используют адреса электронной почты, до определённой степени схожих с адресами электронной почты известных компаний и проверяют электронные письма, полученные с инструкцией по изменению банковского счета для оплаты заказа.

По статистике, наиболее часто мошеннические действия предпринимаются во второй половине дня в пятницу.  Это конец не только рабочего дня, но и окончание рабочей недели. В предвкушении двухдневного отдыха сотрудники недостаточно внимательны. Кроме того, сказывается накопившаяся за неделю усталость.

Важно обратить внимание на действия, связанные с изменением места доставки груза. Грузоотправитель имеет право распоряжаться грузом и, в частности, требовать, чтобы перевозчик приостановил процесс перевозку, изменил место, предусмотренное для разгрузки товара, или доставил его получателю, отличному от того, чьё имя указанно в накладной.

Однако, чтобы избежать обмана, необходимо заручиться письменным подтверждением изменения места разгрузки. Важно проверить, находится ли там лицо, которое передало данную информацию. В случае возникновения сомнений относительно законности требований, следует запросить письменное уведомление с печатью и подписью доверенного лица.

Проблема мошенничества в сфере перевозок грузов не может быть полностью решена. Сегодня изобретают новые способы вымогательства денег или груза у перевозчиков. Поэтому стоит принять превентивные меры и сохранять бдительность при заключении договоров о выполнении перевозки, чтобы избежать финансовых потерь
 

Видео: Как работает онлайн-сервис «Перевозка 24»

Рейтинг: 9
Всего оценок: 3 Комментариев: 2 Просмотров: 2051
Автор статьи: / Дата публикации: 11-12-2019
Поиск запроса "договор на перевозку груза без мошенничества" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Наталья Псков 16.03.2020

Очень полезная информативная статья. В работе приходится часто пользоваться услугами по перевозки грузов.Оказывается в этой сфере много подводных камней.

0
0
Ответить
Александр Москва 20.02.2021

На все эти правила оформления документов нужно обращать особое внимание. Просто любой груз обычно стоит дорого, а некоторые - очень дорого. Поэтому если с грузом что-то случится, должно быть документально прописано, кто за это ответит.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: