Необходимо списание экскаватора, когда он теряет производительность
Горнодобывающие предприятия, равно как и компании, работающие в других отраслях, нуждаются в своевременном обновлении автопарка.
Но прежде чем поднять вопрос о необходимости приобретения новой спецтехники, от руководителей участка требуется серьёзное обоснование невозможности применения имеющихся машин и оборудования.
В настоящее время существует серьёзная проблема списания спецтехники, в частности экскаваторов. Их высокая стоимость зачастую вынуждает первых лиц предприятия закрывать глаза на фактическое состояние машины и продолжать откладывать вопрос о приобретении или аренде новой спецтехники.
Для того, чтобы списать экскаватор официально учитывается два критерия: календарный период эксплуатации и объём переработанной горной породы. Однако фактическая оценка машины весьма редко соответствует общепринятым показателям.
В наибольшей степени на состояние спецтехники, используемой в сфере добычи угля, влияют условия эксплуатации: степень блочности горной породы, уровень взрывоподготовки, качество технического обслуживания машины и нарушение руководства по эксплуатации экскаватора. Сегодня в карьере продолжают работать экскаваторы, нормативный ресурс которых уже давно исчерпан.
При этом увеличивается период ремонтных простоев, падает производительность. Компании вынуждены увеличивать затраты на ремонт. Таким образом, работоспособность спецтехники снижается до критического уровня, а списать экскаватор не представляется возможным, поскольку выработка машины не соответствует установленным критериям.
Подходы для определения необходимости списания
- Экономический – затраты на обслуживание превышают доходы от прибыли;
- Технологический – производительность труда не соответствует установленным нормам;
- Технический – отсутствует возможность безаварийной эксплуатации спецтехники.
После приобретения нового экскаватора, владелец нередко сталкивается с необходимостью ремонта уже в первые годы эксплуатации. Это связано с качеством исполнения отечественных образцов спецтехники. Максимальную производительность машина демонстрирует лишь после постепенного и последовательного устранения заводских дефектов.
Спецтехника начинает работать с наибольшей отдачей. Однако, дальнейшее увеличение эксплуатационного периода приводит к накоплению повреждений. Операторы всё чаще сталкиваются с отказом машины. Обеспечить её безаварийную эксплуатацию становится всё сложнее, растут затраты на ремонт.
Период стабильной работы безвозвратно уходит в прошлое. Причём, специалисты отмечают, что шагающие экскаваторы обладают большей надёжностью по сравнению с карьерными. Чтобы избежать преждевременного старения спецтехники и дотянуть до окончания календарного периода эксплуатации, который позволит безболезненно списать экскаватор, необходимо организовать качественное техническое обслуживание, особенно в период стабильной работы машины.
Важно применять планово- предупредительный подход к ремонту экскаватора. Если ремонтировать спецтехнику только по факту аварии, то не стоит рассчитывать на её длительную эксплуатацию. Особенное внимание следует уделять взрывной подготовке, предшествующей процессу механизированной разработке карьера. Все эти меры одинаково актуальны для импортных машин и спецтехники отечественного производства.
Жалуясь на качество экскаваторов ЧЕТРА, которые повсеместно используются в российских карьерах, добывающее предприятие нередко «забывает» о собственном халатном отношении к новой спецтехнике, а это незамедлительно отразится на состоянии металлических конструкций машин, двигателе, трансмиссии и гидравлической системы.
Сбой в работе всех вышеперечисленных систем и агрегатов является основной причиной отказа экскаватора. Чтобы отремонтировать спецтехнику в короткие сроки и вновь запустить её в карьер, бригады техобслуживания нередко идут на замену металлических конструкций, которые изнашиваются наиболее быстро.
Установка новой надстройки, поворотной платформы или ходовой тележки нецелесообразно, поскольку использование новых металлических элементов несовместимо с изношенными конструкциями. Это чревато возникновением аварии и влечёт за собой дорогостоящий ремонт всех компонентов спецтехники.
Показатели рентабельности техники
Одним из показателей рентабельности экскаватора является число аварийных простоев. Самой распространённой причиной поломки металлических конструкций техники является преждевременное появление трещин на поверхности металлического элемента. Для их устранения используется мобильная электродуговая сварка. Образовавшийся сварной шов становится самым уязвимым местом в конструкции экскаватора.
Отремонтированный таким способом элемент, не способен выносить заявленную производителем нагрузку. На месте старых повреждений появляются новые, причём скорость их распространения заметно увеличивается. В какой-то момент наступает критический уровень выносливости металла. Затраты на поддержание металлического элемента в рабочем состоянии, в том числе и на проведение капитального ремонта, выходят за пределы допустимого финансирования технического обслуживания спецтехники.
Последующая эксплуатация машины относится к так называемому периоду нерентабельности, когда расходы на содержание превышают доходы от её использования. Таким образом, появляется настоятельная необходимость списать экскаватор, поскольку степень накопления дефектов металлоконструкций превысила допустимый уровень.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- Экскаватор Kobelco SK140RD: неожиданное применение
- ЖКХ нуждается в обновлении землеройной техники
- Обновление парка спецтехники за счёт малогабаритных моделей
- Необходимо списание экскаватора, когда он теряет производительность
- Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Можно придираться к качеству продукции от ЧЕТРА, но многое зависит от условий эксплуатации и ухода за экскаваторами.
Понятно, что экскаватор будет снашиваться. Поэтому в общем можно было бы просо, ввести срок эксплуатации такой техники.
В советское время много лет работали только на отечественной технике и ничего, не жаловались. Сейчас, конечно, Катерпиллер избаловал. С другой стороны, сравните цены. Так что, если нет денег на Катерпиллер, то нечего роптать.
В большинстве случаев все-таки ремонт не такой уж и дорогой, и не обязательно хвататься за голову и уже думать, как из оборота компании вытащить деньги на покупку новой спецтехники. Это если уж она совсем старенькая, то тянуть с покупкой смысла нет никакого.
Читая статью о проблемах списания спецтехники, не могу не вспомнить про аналогичные ситуации в других отраслях, таких как авиация. Там, например, также сталкиваются с проблемами устаревания и износа техники, но подходы к списанию и обновлению автопарка более структурированные. В горнодобывающей отрасли особое внимание стоит уделить не только календарному периоду эксплуатации, но и реальному состоянию техники. Факторы, такие как степень блочности горной породы и взрывоподготовка, действительно могут значительно влиять на износ экскаваторов. Думаю, что если бы больше внимания уделялось качеству технического обслуживания и соблюдению норм эксплуатации, многие проблемы можно было бы предотвратить. К тому же, использование планово-предупредительного ремонта могло бы значительно сократить простои и увеличить общую производительность. Однако, с другой стороны, я понимаю, что экономические реалии часто вынуждают предприятия закрывать глаза на необходимость обновления техники. Но стоит помнить, что в конечном итоге, это может обернуться большими затратами на ремонт и потерей прибыли из-за простоев. Важно найти баланс между экономией и эффективностью, чтобы не доводить технику до критического состояния, когда ремонт становится бессмысленным. В этом плане опыт зарубежных компаний, которые активно применяют превентивное обслуживание и регулярное обновление автопарка, может быть полезным. В конечном счете, безопасность и эффективность работы на карьере зависят от качества техники и условий её эксплуатации.
Согласен с тем, что списание техники – сложный вопрос. Важно учитывать не только износ, но и условия, в которых техника работает. В горнодобывающей отрасли это особенно актуально. Да, экскаваторы ЧЕТРА часто критикуют, но иногда проблема не в них, а в том, как их используют. Главное, не забывать о качестве техобслуживания и своевременно устранять мелкие неисправности, чтобы не доводить до серьёзных поломок.
Прочитал статью и сразу вспомнил, как в строительстве часто сталкиваются с вопросами списания техники. Здесь, как и в горнодобывающей отрасли, важно не забывать про регулярное техобслуживание. Если вовремя всё делать, проблем будет намного меньше. А ещё, интересно, что проблема с отечественными и импортными экскаваторами везде одна и та же. Конечно, качество сборки иногда подводит, но ведь и эксплуатация должна быть на уровне.