Новинки «БелАЗ» для автономной работы на карьерах
В настоящий момент большое количество автопроизводителей по всему миру и ряд ведущих IT-компаний стали делать серьезную ставку на беспилотные автомобили. Эксперты считают, что отрасль в ближайшее время ожидает настоящий бум. По последним прогнозам Boston Consulting Group (BCG), всего через 10 лет общий объем рынка беспилотных машин может составить около $42 млрд.
Ожидается, что доля беспилотных автомобилей в общей структуре мировых продаж достигнет отметки в 12-13%. Иными словами, на рынок будет выпущено около 14 млн беспилотных автомобилей. 500 тыс. из них будут полностью автономными. Специалисты McKinsey Global Institute еще более оптимистичны в своих прогнозах, полагая, что общая доля беспилотных машин к 2025 году достигнет 15-20%.
Следит за тенденциями развития рынка автономной спецтехники и компания «БелАЗ». Не так давно белорусские машиностроители представили полностью автономные машины для работы в горнопромышленной отрасли. Самостоятельно работать научились 130-тонник БелАЗ-7513R и фронтальный погрузчик БелАЗ-78250. Позже беспилотными станут и другие модели компании.
Техника «будущего» была разработана в партнерстве с российской компанией «ВИСТ Групп», работающей в области разработки и внедрения информационных технологий для горнодобывающей промышленности и металлургии. Также в проекте приняла участие фирма «Цифра», специализирующаяся на искусственном интеллекте и оптимизации технологических процессов.
Исключить человеческий фактор
Сегодня добыча горных ископаемых ведется во все более сложных условиях. Во многих регионах трудности работы возникают из-за загазованности, пыли и даже тумана. Человеческий фактор невольно становится причиной снижения эффективности работы в сфере добычи ископаемых. К примеру, после взрыва горной породы поднявшаяся пыль останавливает работу на несколько часов, а иногда и несколько суток. Человек просто не в состоянии физически работать в таких условиях. И тут на помощь должны прийти машины, которые обучились передвигаться и полноценно работать без человека в кабине.
Стоит отметить, что на БелАЗе уже давно работают в направлении создания автономной техники. В 2010 году белорусский производитель представил модель с возможностью дистанционного управления. Управлять многотонным самосвалом приходится с удаленного места оператора. Оно повторяет кабину водителя, но находится далеко от машины. Картинка на мониторы транслируется с камер, расположенных на самосвале. Связь осуществляется посредством интернет соединения. В случае, каких либо накладок с интернетом, машина застынет в том же положении, в котором была до обрыва связи.
В 2013—2015 годах БелАЗ тестировал прототип самосвала, который автономно колесил по заданной траектории. Здесь уже техника самостоятельно рулила, разгонялась и тормозила. Испытания проводились на заводском полигоне, и в 2015-м был показан полностью готовый самосвал, способный передвигаться без участия человека. Сегодня аббревиатуру РКС можно встретить в самых значимых проектах БелАЗа. РКС — это роботизированный карьерный самосвал. На машинах нового поколения - инновационные системы управления, которые готовы к работе на реальных объектах.
Самосвал БелАЗ-7513R
Роботизированные карьерные самосвалы БелАЗ-7513R предназначены для транспортирования горной массы в разрыхленном состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых. Машины способны работать в любых климатических условиях.
Технические характеристики:
- Грузоподъемность - 130-136 тонн
- Двигатель - Cummins KTA 50-C
- Мощность двигателя - 1194 кВт
- Трансмиссия - электромеханическая, переменно-постоянного тока
- Полная масса - 237 100-243 100 кг
- Максимальная скорость - 50 км/ч
Автономные самосвалы могут работать в командном, а также дистанционном режиме в составе роботизированных горнодобывающих комплексов. В зависимости от удельного веса перевозимого груза наибольшая эффективность достигается при эксплуатации с экскаваторами и погрузчиками с ковшами емкостью 12-20м3.
Фронтальный погрузчик БелАЗ-78250
Стоит упомянуть, что БелАЗ-78250 - самый большой погрузчик в линейке автозавода. В новом погрузчике изменена компоновка, в результате снижена масса машины, уменьшена база, что позволило сделать машину более маневренной. С целью увеличения высоты погрузки и вырывного усилия, изменена кинематика рабочего оборудования, благодаря чему БелАЗ-78250 может грузить самосвалы грузоподъемностью до 136 тонн.
Технические характеристики:
- Грузоподъемность – 22 тонны
- Двигатель - Cummins QST 30-C
- Мощность двигателя – 1050 л. с.
- Трансмиссия – электрическая, переменного тока
- Полная масса – 132 000 кг
- Объем ковша – 11,5 м3
На погрузчике установлена электрическая трансмиссия переменного тока, позволившая увеличить производительность машины, а также сократить стоимость и время ее техобслуживания. Техника получила систему автоматического позиционирования оборудования, которая позволяет с минимальным количеством операций поднимать ковш на предустановленные высоты и возвращать его в рабочее положение.
Как это работает
Внешне автономный самосвал похож на обычную серийную модель БелАЗ-7513R, на базе которой и построен. Одно визуальное отличие – белый ящик на борту. Это блок управления, отвечающий за автономную работу техники. Электронные устройства продублированы, и три независимых бортовых компьютера постоянно взаимодействуют, проверяя друг друга на корректность работы. В машину внедрен обучающийся искусственный интеллект.
Кроме блока управления по обе стороны кузова установлены антенны и лидары. Они анализируют расстояние до объекта и в случае внештатной ситуации останавливают машину. Для внедрения системы автопилота были доработаны рулевое управление, тормоза, гидравлика и система управления тяговым приводом. В стандартные агрегаты встроены небольшие блоки, отвечающие за работу конкретного узла. Автопилот БелАЗа — это 5-е поколение автопилота по стандартной международной классификации.
По материалам с официального сайта автозавода БелАЗ и портала АвтоТрансИнфо.
- Машина просто перестала ехать
- Ведет машину в сторону
- Сроки заказа машины
- Услуги Ас-машины. Документация.
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Лучший сервис для карьерной спецтехники обеспечит телескопический погрузчик
- Ближайшие перспективы беспилотных грузовиков
- Отличия «северной» спецтехники
- Роботизированный самосвал БЕЛАЗ-7513R будет работать в паре с беспилотным экскаватором «Уралмаш»
- Новинки «БелАЗ» для автономной работы на карьерах
Как же приятно понимать то, что наше настоящее не стоит на месте, постоянно развивается и усовершенствовуется. Это прекрасно что выпускаются новые модели, помогающие облегчить труд человека.
Ставка на развитие беспилотной техники сейчас вполне оправданна, но вопрос в том, насколько будут весомы аргументы белорусских производителей в соперничестве с другими компаниями.
Полностью исключить человеческий фактор от управления такой техникой не получится, а значит и будут человеческие ошибки. к сожалению. Но вот свести их к минимуму этого и нужно добиваться..