Ода дальнобойщикам
«Дорога без конца, дорога без начала и конца…»
Хмуро бредущие паломники, физически выносливые бурлаки, лихие ямщики, души не чаявшие в своих саврасках, и современные водители-дальнобойщики: что же их объединяет?
А общее у них – желание достигнуть намеченного места, находясь в тяжелейших условиях, имя которым - дорога. Дорога длиною в жизнь.
И кто бы ни выбирал для них маршруты, эту дорогу приходится корректировать им. Тяготы и лишения, падающие на них, часто остаются «за кадром», ведь не имеют они привычку жаловаться и скулить. Одна из самых мужских и суровых профессий гарантирует полный экстрим, сразу исключающий слабовольных и изнеженных маменькиных сынков, и выковывает колоритных личностей, рисковых, настойчивых и упорных, ежеминутно ставящих на карту многое в этом мире, нередко и собственную жизнь.
Итак, работа дальнобойщиков считается востребованной профессией - в РФ автодорогами перевозят от 6 до 10 млрд. тонн груза ежегодно, соответственно, автопарки пополняются все новыми и новыми мощными красавцами-грузовиками. Это, конечно же, актуально, ведь только 35% грузовиков из всех имеющихся в России соответствуют требованиям евростандартов, это значит, что остальным в Европу путь заказан из-за стремительного устаревания техники. Тут-то, на наших российских дорогах, полностью исчезает флер стереотипной романтики жизни дальнобойщиков.
Если сравнивать с более высокими стандартами жизни представителей этой профессии в США, наши ребята лишены четкого 14-тичасового графика работы, с последующим 10-часовым отдыхом. Нет у них и специализированных пит-стопов с наличием душа, возможности полноценного отдыха и еды, отсутствуют и сервисные линии для ремонта машины вдоль трасс, как в Европе. Тем не менее, дальнобойщики, которым приходится любой ценой выжить и сберечь груз в нечеловеческих условиях, являются неотъемлемой частью пейзажа российских путей автомобильного сообщения.
Громадные фуры не прекращают движение в самых сложных условиях, далеко не располагающих к подобным, привычным для них, марафонским броскам. Пустынные шоссе, горные серпантины, обледенелый асфальт или полное отсутствие такового, но это - движение, это - тысячи километров, отдаляющие от или приближающие к заветной цели, где промедление может быть смерти подобно. Для ребят, привыкших к вечному движению, это лучше, чем вынужденная остановка в пути. Здесь важно лишь одно - добраться до пункта назначения с наименьшими потерями, и живыми вернуться обратно.
Кстати, то, что называют обывательскими суевериями, для дальнобойщиков – интуитивный способ остаться в живых при высокой степени ответственности, подкрепленный неоспоримыми фактами, когда интуиция срабатывает для самосохранения, спасения машины и перевозимого груза. Например, трогательные вещицы, хранящие тепло родного дома, подаренные или взятые «на фарт», в кабине работают оберегом для многих из них долгие годы и приносят видимую удачу. Лишаясь подобного талисмана, водитель как бы утрачивает защиту ангела-хранителя, без которой выезжать обоснованно не станет, чтобы надолго или навсегда не сойти с дистанции.
Из примеров дальновидности и осторожности – их уклончивый ответ на вопрос «когда вы прибудете?». Этот вопрос пугает многих из них, ведь график предполагает, ну а Бог располагает. И примерное время прибытия работает без учета возможных ежесекундных неприятностей, которых в их работе вдосталь хватает. Ночные заморозки и неожиданный выезд на участок дороги с ледяной пленкой в переходный сезон от лета к зиме, провалы на уклонах полуприцепа в слабый асфальт или грунт, как следствие, возможное смещение груза, деформация рамы и падение спасительного тягача на контейнеровоз, частичная или полная утрата груза, риск жизнью на ночных пустынных автострадах – да мало ли неприятностей случалось с каждым из них. Поэтому, и довольно-таки часто, приходится быть для самого себя автослесарем, грузчиком, бодигардом и суперменом в одном лице.
Ведь шанс уже не услышать «реквием клаксонов» в память о себе для дальнобойщиков присутствует всегда. Поэтому их первый тост всегда радостно звучит : «За приехали!», а третий с грустью – за тех, кто в пути, и кого уже с ними нет.
Еще из распространенных предрассудков профессиональных водителей существует поверье, что, как ни сложно от любимой женщины отказываться и возвращаться в одиночество и холод ватного одеяла полуразбитой миллионами километров кабины, но до рейса - «ни-ни». Иначе наперекосяк пойдет весь рейс. Только после возвращения могут они себе позволить близость и тепло возлюбленной. И верность для водителей – не пустой звук. Потому что святость семьи может быть оценена только в многомесячном одиночестве.
Часто они себя сравнивают с бродячими собаками, с которыми только «морды разные, а судьба - одна». Братство шоферов – оставшийся в прошлом миф, и помощи, кроме как от родного человека им ждать неоткуда. Роль жены и подруги в работе дальнобойщиков невозможно переоценить, для них - это тыл, надежный очаг, отогревающий покрытую изморозью многодневную щетину, чистый родник, бережно омывающий грязь многих тысяч километров лишений с души и лица! Сколько волнений за благополучное возвращение приходится переживать их семьям! И сколько из них, садясь за завтрак в своих уютных домах, думают об одиноком «пикнике на обочине» своей второй половинки, и кусок при этом в горло не лезет.
Кстати, о пикниках и отдыхе: стоянки, как громко называются карманы-отстойники при въезде в города, и то - не всегда оборудованы элементарными сантехническими удобствами и насчитывают, в лучшем случае, одну торговую палатку. Там из горячих блюд зимой найдется, в лучшем случае, только кофе и чай, а летом, в условиях раскаленного воздуха и асфальта температура «охлажденных» напитков - не многим ниже естественной температуры тела. С изнуряющими очередями из фур у въездов в города, при полном отсутствии условий для ждущих водителей, многие знакомы не понаслышке.
И развернуться уже не получается, если заняты три из четырех полос на трассе, поэтому приходится водителям круглогодично мучиться у обочины, наживая в жару и холод букет профессиональных заболеваний, среди которых не редки сердечнососудистые, со страшными последствиями в виде инфарктов и инсультов. Не многие могут долгое время выдержать такую работу, и часто покидают ее не по прихоти, а по состоянию подорванного здоровья.
Конечно, при вынужденном одиночестве ребята занимают себя на паузе или при загрузке как могут: в дорогу берут и портативные DVD-плееры, и планшеты, и, конечно же, книги, которые взахлеб глотаются во время вынужденного простоя. Многие из них начитаны гораздо более иных студентов филологических специальностей. И очередной стереотип, что, кроме баранки, двигателя, качества дорог и коррупции представителей ГИБДД, вряд ли найдется общая тема для диалога, развеивается как пыль, летящая из-под колес большегруза, при очередной беседе с рядовым дальнобойщиком.
А уж какие они рассказчики – заслушаться можно, поражаясь тонкости их психологизма, количеству лихо заверченных ситуаций и проявленной житейской мудрости! Тут впору писать путевые заметки и публиковать расходящиеся широкими тиражами эссе по реальным событиям по аккомпанемент печальных аккордов. Музыка, зачастую доносящаяся из кабин, большей частью - так называемая тюремно-дворовая лирика или песни военных лет. Это те же экстремальные условия и обстоятельства сложной жизни, попадая в которые, люди обнажают как самые возвышенные, так и низменные стороны своего внутреннего «Я», те сюжетные места, где любое притворство – легко разоблачаемая фальшь.
Та фальшь, которую дальнобойщики со стажем за версту чуют и стараются всеми силами от нее избавиться, чтобы не замараться, чтобы все было правильно и честно. Отсюда, кстати, и ядреная нецензурная лексика с высокохудожественными оборотами, являемая ими в наиболее критических ситуациях. Кроме такой психологической разрядки, других способов сбросить негатив, накопившийся в многочисленные адреса тех, кому и наполовину неведомы их тяготы, у них попросту нет. И адресатов, уж поверьте, хватает.
Штрафы из-за перегрузов по вине транспортных компаний машины им приходится платить из собственного кармана. Например, на просторах бывшего СНГ это влетает в «копеечку», равную, по приблизительным подсчетам, в пределах 7-10 тысяч долларов ежегодно каждому водителю. Представители «нашей доблестной», после красноречивых взмахов жезлами и перетряхивания всех имеющихся личных и грузовых документов, тоже редко желают удачного пути и доброй ночи.
Часто те, кто исчерпал ресурс производительности на трассах, сами становятся во главе автотранспортных компаний, при этом многие из них отмечают низкий уровень профессионализма при выполнении дальних рейсов.
Как выход, они предлагают должную теоретическую подготовку водителей, практическое применение их навыков и высокую мотивацию, которая, несомненно, повлечет и дисциплинированность, и ответственность, и духовную зрелость водителя. Каждый из них знает на собственном опыте, как важно вникнуть и помочь разобраться в затруднительной ситуации, порою возникающей в жизни и профессиональной деятельности каждого, ведь случайных людей в этой профессии нет. А возрождать ее престижность и способствовать соблюдению негласного кодекса чести водителей-дальнобойщиков остается только руководителю людей с такими сложными судьбами и сильным характером.
Ведь грузоперевозки - это не просто перспективная отрасль экономики, управляемая из кабинетов с кондиционерами и полным набором офисной техники, это, в первую очередь, стремление получить большое количество профессионалов, хорошо подготовленных теоретически и практически, зрелых морально и духовно представителей (когда-то элитного) класса водителей дальних рейсов, сделанного из самого прочного и выносливого материала под названием опыт и мудрость.
Поэтому, в добрый путь, транспортники, и, как говорят сами ребята:
«Всем шершавенькой дороги! И ни монтажки, ни фуражки» в ваших благих начинаниях!
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Какие существуют требования при приеме водителей на работу? Они соблюдаются? как контролируются?
- Дальнобойщик Евгений уверен, что работа в Канаде дает большие преимущества
- Дальнобойщики, попавшие в аварию, не могут рассчитывать на бескорыстную помощь местных властей
- Дальнобойщики логистической компании Girteka Logistics против снижения зарплат
- Ода дальнобойщикам
- Дальнобойщик становится дефицитной профессией
Мне 58 лет 39 из них провел на дороге, начинал с маз 200 это такой авто, молодежь даже и не слышали о таком. Человек писавший эту статью не понаслышке знает нашу тяжелую жизнь, спасибо огромное за поддержку.
Уж точно, дорога длиною в жизнь. Работа конечно тяжелая, зато зарплата неплохая. Да и не каждый водитель дальнобойщик, зато каждый дальнобойщик-водитель и не простой.
Да это действительно очень сложная работа и иногда даже и очень опасная. Как известно не малое количество краж происходят тогда, когда груз ( который подлежит краже ) находиться в пути.
Написано всё правильно и в точку, но как сказал кот Леопольд, ребята давайте жить дружно и не бросаться грубыми словами в эфире. В общем ни гвоздя ни жезла удачи всем!
Да работа шафера дальнобойщика очень не легка и выдерживают на ней только настоящие профессионалы и стойкие люди.
Это точно! Отец моего друга, всю жизнь работает дальнобойщиком. Недавно делал три рейса с Владикавказа в Монголию, по месяцу не бывает дома. Есть праздник - День водителя, нужно учредить еще один - День водителя Дальнобойщика, потому что из всех водительских специальностей - это самый тяжелый и не редко опасный труд.