Дальнобойщик становится дефицитной профессией
В настоящее время недостаток дальнобойщиков – проблема от Владивостока до Лиссабона. Правда, причины дефицита кадров разные. В транспортной отрасли Украины дефицит водителей привел к кризису в этой отрасли. В России и Беларусь также несладко в этой сфере. Водители стремительно стареют, а молодежь в эту профессию не стремится. И если молодой человек получает права, то чаще всего стремится уехать на Запад в поисках лучшей жизни.
Больше всех в Европе иностранных водителей поляков. В 2013 году в Польше дорожная инспекция выдала 5 тысяч сертификатов приезжим водителям, через год уже 9 тысяч, затем 20 тысяч и в 2016 году было выдано 41 тысяча. А в прошлом 2018 году уже выдано свыше 65 тысяч сертификатов. Но все равно дефицит водителей не уменьшается.
Украина в этом отношении оказалась в самой сложной ситуации. В 2017 году там не хватало 120 тысяч человек. Массовый отток водителей на Запад и в страны Прибалтики идет до сих пор. И эта проблема прослеживается не только в транспортной отрасли. Миграция приведет к сокращению рабочей силы (до 30%) и населения, и все это произойдет, если экономическая ситуация не улучшится, в течение трех десятков лет.
В Белоруссии также ощущается нехватка рабочих кадров. 4,5 тысячи вакантных мест для водителей из 93 тысячи открытых вакансий. Не хватает водителей-международников и специалистов по экспедированию. Белорусы пытают счастье в Польше, Чехии, в Прибалтике. Раннее они уезжали в Россию, но после введения торгового эмбарго это направление не стало столь популярным. Не хватает шоферов и в России. Сегодня средний возраст водителя - 45 лет. Но при этом при возрасте старше 50 лет работу найти совсем непросто.
Перевозчики неохотно нанимают водителей в возрасте, опасаясь за их здоровье. А молодежь все меньше получает права на управление коммерческим транспортом. Впрочем, нехватка водителей вызвана демографической ситуацией. Попросту не хватает мужиков, отсюда и водителей мало. Ведь в профессии дальнобойщика женщина - большая редкость, скорее исключение из правил. Минтруд даже ввел в связи с этим сокращение списка запрещенных для женщин профессий, то есть теперь женщины могут спокойно устраиваться водителями.
Работа водителя тяжелая и однообразная, и романтика здесь лишь изредка выскальзывает наружу. Перевозчики видят выход из создавшейся ситуации в найме работников из стран третьего мира. Например, Прибалтика привлекает водителей из Боснии и Герцеговины. В России также мигрантов много, но дальнобойщиков среди них совсем немного.
Россияне-дальнобойщики чаще всего уезжают на заработки в США. Нужно господдержка в этом вопросе. В частности, обучение категории Е должно стать бесплатным, и не мешало бы ввести снижение пенсионного возраста для водителей-дальнобойщиков. По прогнозам экспертов, проблема нехватки кадров будет продолжаться вплоть до 2030 года. Её решение возможно за счёт активного внедрения беспилотного транспорта.
- Как не стать жертвой мошенников
- Если не хотите вытрепать себе нервы и спокойно переехать - статья для вас
- Выгодна ли работа дальнобойщика?
- Тяжело ли работать дальнобойщиком?
- Зарплата водителя-дальнобойщика
- Дальнобойщики в Европе получают лучшие условия труда
- Игра «Дальнобойщики-2» вырастила новое поколение водителей
- Дальнобойщик становится дефицитной профессией
- Российская пара Анна и её муж Алекс рассказали, о том как они устроились на работу в США
- Движение дальнобойщиков: кто поможет?
Как-то уж слишком сгустили краски, особенно с прогнозами на тридцать лет. Ведь на каждом углу только и трубят о беспилотниках и о том, что скоро водители не нужны будут вовсе. Может к нам это и дойдет через несколько десятков лет, но в Западной Европе уже полным ходом идет тестирование такого транспорта.
Я водитель погрузчика и иногда с улыбкой слышу про беспилотники, у нас проблема одна стандартизация.Поясню робот хорошо работает когда , почищен снег или палеты соответствуют размерам , дорожная разметка опять же. У нас страна ручного управления, наша русская смекалка или банальная жадность приводит к тому что каждому роботу нужен человек сопровождающий , так как роботы часто встают в ошибку. Умолчу про то что неправильная эксплуатация приводит к частым поломкам роботов. В такси если пассажир наблюет кто это будет убирать.))
Сложность демографической ситуации и отсутствие желающих работать там где оплата не соответствует потребностям и уровню жизни, как раз и приводит к такому дефицит кадров и не только в этой отрасли.
Одна из самых востребованных и ответственных профессий на рынке перевозок. Особенно грузовых. Склонен полностью не доверять изложенному в статье. Все же, и молодых водителей в данной сфере достаточно.
Профессия дальнобойщика в наше время очень востребована. Согласна, что водителей в данном направление достаточно и все время есть свободные вакансии.
В Тюмени шофера НЕ востребованы, безработных навалом.
У меня стаж шоферский С с 1987г., Е с 1993г. на Камазах, Мазах. Сейчас работодатели пишут опыт на Америке или на Европе обязателен без опыта не берут на работу. Где мне взять опыт, если не берут. Конечно будет не хватка водителей.
Читал статью и не могу не согласиться с тем, что проблема нехватки дальнобойщиков сейчас актуальна как никогда. Вспоминаю, как в Германии несколько лет назад начали активно внедрять программы по привлечению молодежи в профессию, и это дало свои плоды. Возможно, и в странах СНГ стоит пересмотреть подход к обучению и привлечению водителей. Предлагаемые меры, такие как бесплатное обучение категории Е и снижение пенсионного возраста, кажутся логичным шагом. Однако, нельзя забывать и о необходимости улучшения условий труда. Работа дальнобойщика действительно тяжелая и однообразная, и без улучшения социальных гарантий и условий на трассе, привлечь новую кровь в эту профессию будет сложно. При этом беспилотные технологии, о которых говорится в статье, могут стать частью решения проблемы, но это вопрос не ближайшего будущего. Важно понимать, что в странах, где миграция водителей на Запад стала массовым явлением, необходимо не только создавать рабочие места, но и обеспечивать конкурентные условия труда, чтобы удерживать кадры. Это касается и Украины, и Беларуси. В конце концов, проблема носит системный характер, и ее решение возможно только при комплексном подходе, который учитывает и демографические, и экономические, и социальные аспекты. Может быть, стоит взглянуть на пример той же Польши, которая активно принимает иностранных водителей, но не забывает и о своих гражданах, создавая для них привлекательные условия.
Интересно, что упоминается внедрение беспилотного транспорта как часть решения проблемы. Это, конечно, перспектива, но при текущем уровне технологий и инфраструктуры это скорее далекая мечта. Важно также работать над улучшением условий для водителей, чтобы сделать профессию более привлекательной.
Статья поднимает важную тему. Совсем недавно читал о том, как в США пытаются решить подобную проблему через автоматизацию и привлечение мигрантов. Однако, на мой взгляд, без господдержки и улучшения условий труда коренного населения обойтись сложно. Действительно, молодёжь не идет в профессию, если не видит перспектив.