Оформление ДТП по Европротоколу
Если избежать аварийной ситуации на дороге не удалось, и произошло ДТП, важно правильно действовать сразу после происшествия, а также соответствующим образом оформить повреждения, которые были нанесены транспортному средству. Это позволит свести к минимуму расходы, особенно в том случае, если виновником аварии являетесь не вы.
В последние годы отечественные страховщики делают все для упрощения процесса регистрации ДТП. Если авария не повлекла за собой вреда жизни и здоровью людей, а ее участники отделались лишь незначительными повреждениями машин и легким испугом, они имеют полное право оформить европротокол и договориться полюбовно, не вызывая на место событий сотрудников правоохранительных органов.
Оглавление
Однако не стоит думать, что европротокол при ДТП является этакой палочкой-выручалочкой: он применим далеко не в каждой аварии. О том, что представляет собой данный документ, когда и как его следует заполнять, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Что такое европротокол
ВажноПонятие «европейский протокол» как таковое в действующих нормативных актах РФ отсутствует. Так называют не документ, а процедуру оформления дорожно-транспортного происшествия без вызова ДПС.
По обоюдному согласию водители, попавшие в такую неприятность, заполняют извещение об аварии и разъезжаются, не тратя свое время и, что немаловажно, не создавая препятствий для других участников дорожного движения. Аналогичная практика давно и весьма успешно применяется в разных европейских государствах, поэтому процедура и получила такое название.
Когда можно пользоваться
Заполнять бланк европротокола можно только в строго ограниченном ряде случаев, а именно:
- Когда в аварии участвовало не больше 2 транспортных средств.
- Если ДТП произошло на территории РФ. Полис ОСАГО за пределами государства не имеет никакой юридической силы, там действует международный страховой полис, именуемый «Зеленой картой».
- Если в результате аварии никто не пострадал. То есть, когда повреждения получили исключительно автомобили, можно обойтись заполнением европротокола, но если вам не повезло въехать в фонарный столб или сбить дорожный знак, не говоря уже о людях, придется вызывать полицию.
- Когда стоимость ремонта, необходимость которого возникла в результате ДТП, не превышает 100 тыс. руб. Однако если участники аварии договорились, лимит страховой компенсации может достигать 400 тыс. руб. То же самое касается случаев, когда водители зафиксировали повреждения ТС на фото, сделанные посредством специального приложения.
- Если у обоих участников событий имеется оформленный согласно закону полис ОСАГО. Когда один из участников является нерезидентом, а его машина зарегистрирована не в России, на нее должна быть выдана Зеленая карта.
- Если характер ДТП позволяет обойтись европротоколом, и вторая сторона с этим согласна, можно приступать к заполнению бланка, однако в случае возникновения малейших претензий или вопросов следует вызывать сотрудников правоохранительных органов.
Как составить европротокол
Выше мы уже писали о том, что оформление европротокола разрешается исключительно при условии, когда авария произошла в РФ. Причем, регион не имеет никакого значения. Даже если машина зарегистрирована в Санкт-Петербурге, а авария случилась под Белгородом, можно обойтись упрощенной процедурой. Она выполняется любым из двух описанных ниже способов:
- На бумажном бланке, который водителю выдают во время получения им полиса автострахования.
- В электронном виде посредством специального приложения, которое можно установить на смартфон.
Если выбор пал на бумажный бланк, его следует собственноручно передать страховщику, но важно помнить, что максимальный размер компенсации в таком случае ограничен суммой в 100 тыс. руб.
Если использовалось приложение, передача данных в страховую компанию осуществляется автоматически – через современные системы слежения, а также посредством фотографий, сделанных водителем и отправленных посредством указанного программного продукта.
Что касается лимитов, то при отсутствии разногласий и существенного материального ущерба одной из сторон они составляют 400 тыс. руб. Заполнение европротокола занимает обычно не более получаса. По закону бумажные и электронные бланки абсолютно равнозначны.
Алгоритм действий после аварии
Опишем алгоритм действий пошагово (процедура одинакова во всех случаях, независимо от того, кто является виновником аварии):
- Останавливаемся, соблюдая правила безопасности и не создавая угрозы для других участников дорожного движения.
- Включаем аварийку и выставляем знак аварийной остановки.
- Не притрагиваемся к предметам, которые пострадали при ДТП.
- Выясняем обстоятельства и последствия (есть ли пострадавшие, сколько машин столкнулось и пр.). Если никто не пострадал, а участниками аварии стали всего две машины, при этом не были повреждены объекты дорожной инфраструктуры, договариваемся о заполнении европротокола. Во всех остальных случаях необходимо вызывать полицию.
- Принимаем меры, способствующие сохранению следов ДТП (обеспечиваем ограждение места происшествия, чтобы беспрепятственно зафиксировать повреждения на фото). На сделанных снимках должны быть видны не только автомобили, но и прочие объекты, позволяющие идентифицировать место аварии (дорожные знаки и разметка, таблички с названием улиц и номерами домов и пр.). Если ведется видеозапись, необходимо четко проговорить дату и время происходящего, название населенного пункта и точный адрес, назвать марки и модели авто, их госномера, цвет. Если будет хотя бы малейшая неопределенность или неточность, страховщик может отказать в выплате компенсации.
Как оформить протокол на бумаге
Для оформления страхового европротокола в бумажном виде необходимо заполнить так называемое извещение об аварии, выдаваемое при покупке полиса автострахования. При желании бланк можно распечатать и самому (в интернете предостаточно шаблонов) и всегда иметь под рукой пару экземпляров.
Если бланка нет, его можно попросить у другого участника или же у водителя проезжающей мимо машины. Бумага заполняется исключительно шариковой ручкой (она также всегда должна быть в машине). Карандаши, фломастеры, маркеры, даже гелевые ручки для этого не подходят.
Заполнение оборотной стороны бланка
Важное значение имеет соблюдение правил заполнения тыльной стороны бланка. Каждый участник аварии заполняет ее по-своему, ведь здесь существуют серьезные различия:
- Выбрать, о каком именно транспортном средстве идет речь – А или В.
- Описать обстоятельства аварии (каждый пишет то, что видел сам), начиная с четкого указания собственных действий и последствий, к которым они привели.
- Указать, кто управлял машиной – владелец или иное лицо.
- Поставить галочку, подтверждающую, что авто способно перемещаться своим ходом.
- В примечаниях указать детали, которые кажутся важными (к примеру, о наличии записи с видеорегистратора, о расположенных поблизости камерах видеонаблюдения, о погоде, если она как-то повлияла на обстоятельства аварии).
Строчки, которые остались незаполненными, необходимо перечеркнуть, как на фото в иллюстрации, чтобы никто ничего там не дописал.
Происшествие нужно описать подробнее, чтобы каждый, кто будет это читать, получил четкое понимание случившегося. Если места на бланке оказалось недостаточно, можно использовать чистый лист, на котором затем указать, что это Приложение к извещению об аварии, поставить дату и подпись. На бланке же следует дописать, что подробности о ДТП – в Приложении.
Оформление европротокола через приложение
Если используется приложение, это значит, что данные об аварии передаются в единую систему страхования. Европротокол 2023 предусматривает возможность использования для этого разных программных решений – «Госуслуги Авто», «Помощник ОСАГО» и пр.
Важно помнить, что данные, которые были переданы страховой компании посредством приложения, корректировке не подлежат. Пользоваться приложением можно лишь в таких случаях:
- У участников ДТП нет разногласий, или же пострадавшая сторона уверена, что возмещение ущерба обойдется не более чем в 100 тыс. руб.
- Владельцы обоих автомобилей – физлица.
- Оба водителя являются авторизованными пользователями портала Госуслуг.
Итак, порядок действий следующий:
- Проходим авторизацию в приложении (установить его и зарегистрироваться нужно заранее).
- Заполняем бланк извещения в соответствии с пошаговой инструкцией. Делается это с одного смартфона.
- Указываем данные другого водителя, затем получаем QR-код и предоставляем его для считывания второму участнику аварии.
- Последний получает электронное извещение и проверяет данные, которые мы указали.
- Вводим адрес места, где произошла авария. Точные его координаты программа определит автоматически.
- Рисуем схему аварии на бумаге, затем фотографируем ее через приложение.
- Точно так же делаем фото обеих машин с четырех ракурсов, фиксируя повреждения, расположение ТС относительно друг друга. Приложение предоставит подсказки о том, как это сделать правильно.
- Если необходимые поля заполнены корректно, и второй участник ДТП со всем согласен, тапаем на кнопку «Подписать» и дожидаемся, когда то же самое сделает второй водитель через уведомление портала.
- Ждем сообщения о регистрации извещения и получения номера ДТП, который нужно сохранить, а затем сообщить страховщику.
Если второй участник аварии не зарегистрирован на Госуслугах, придется заполнять европротокол в бумажном виде.
Размер выплат, куда подавать документы
Чтобы получить страховую выплату, заполненный европротокол следует передать страховику, у которого покупался полис ОСАГО. Если извещение составлялось в электронном виде, оно попадает страховщику автоматически, участникам ДТП не стоит об этом беспокоиться.
Виновник аварии, оформивший европротокол, обязан в пятидневный срок уведомить о случившемся страховую, однако невыполнение этого требования никакой ответственности, включая административную, за собой не несет.
Документы на получение страховой выплаты можно подать онлайн, даже если извещение заполнялось на бумажном бланке. Фото последнего легко загрузить на сайт страховой компании посредством личного кабинета. Оригинал передается во время осмотра транспортного средства.
Что касается суммы страховой выплаты, то она зависит от размера ущерба. Максимальная цифра определяется государством. При наличии пострадавших каждый из них может получить до 500 тыс. руб., однако европротокол в таком случае оформить будет нельзя, придется вызывать на место происшествия полицию.
А вот что касается европротокола, то предельно допустимая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (цифра актуальна на 2023 год). Если сумма ущерба выше указанной, требовать ее возмещения следует в судебном порядке.
Заключение
Европротокол значительно упрощает жизнь участникам ДТП и страховщикам, так как позволяет оформить извещение об аварии и степени повреждения авто всего за полчаса и без привлечения сотрудников правоохранительных органов. Однако если ДТП серьезное, с потерпевшими или с участием более двух транспортных средств, придется вызывать полицию.
- Сейчас покупают/продают автомобили по техпаспорту?
- Ответственность по договору перевозки пассажира
- Вопрос по износу резины
- Регистрация ИП по грузоперевозкам
- Поиск диспетчера по аренде спецтехники, где найти?
- Система ГЛОНАСС для транспортного контроля отключит зажигание на ходу
- Компенсация пострадавшим в ДТП растёт
- С 1 июля водителям придется самостоятельно заполнять европротокол при ДТП
- Правила прямого возмещения ущерба
- Оформление ДТП по Европротоколу
Хорошая и самое главное нужная статья, с полезной информацией по составлению европротокола. Везде есть нюансы и очень подробно здесь это всё прописано, в том числе оформление через приложение. Однажды столкнулась с данной ситуацией и если бы ранее прочла, то времени затраченного было намного меньше.
Достаточно много полезной информации. Кратко, но главное доступно все описано. При попадании в ДТП, можно будет быстро и легко все оформить. Эта статья полностью описывает все необходимые действия.
Много интересной для меня информации получил. Стали понятны вопросы, которые раньше казались запутанными. Действительно важная статья, актуальная для многих людей тематика. Главное с суммой не ошибиться. Иначе оформление уже не через европротокол идет.
Интересная статья, и я полностью согласен с тем, что европротокол — это своего рода спасательный круг в определенных ситуациях. Мне нравится аналогия с европейскими странами, где такая практика давно и успешно применяется. Однако стоит учитывать, что в России есть свои нюансы, которые важно не упускать из виду. Например, у нас есть ограничения по сумме компенсации — 100 тысяч рублей, если европротокол оформляется в бумажном виде. Это может быть проблемой, если повреждения автомобиля оцениваются выше, особенно если учесть растущие цены на запчасти и ремонтные работы. В таких случаях лучше иметь приложение на смартфоне, которое значительно ускоряет и упрощает процесс, увеличивая лимит до 400 тысяч рублей. Однако, опять же, все это работает только в том случае, если обе стороны согласны и нет разногласий. Это напоминает мне о ситуации с внедрением безбумажных технологий в банковской сфере: удобно, быстро, но не всегда подходит для сложных случаев. Европротокол — это не панацея, но хороший инструмент в определенных рамках. Главное, чтобы все участники дорожного движения были в курсе того, как им правильно пользоваться, и не забывали о необходимости фиксировать все детали происшествия. В противном случае можно столкнуться с отказом в выплате от страховщика. В общем, европротокол — это шаг в правильном направлении, но требует внимательности и соблюдения всех нюансов.
Статья хорошо объясняет все тонкости использования европротокола. Особенно полезна информация о том, когда его можно применять. Однако, я заметил, что многие водители не всегда обращают внимание на обязательное наличие полиса ОСАГО у обоих участников ДТП. Это важный момент, который может сыграть ключевую роль в получении компенсации.
Отличная статья, но мне кажется, было бы полезно добавить больше примеров из жизни. Меня всегда интересовало, как часто на практике возникают ситуации, когда европротокол оказывается недостаточным, и приходится все же вызывать полицию. Это помогло бы лучше понять границы применения этого документа.