Перегрев двигателя, причины и последствия

Во время работы любого ДВС производится большое количество тепла, что нередко приводит к столь неприятному явлению, как перегрев двигателя. Для его предотвращения машины оборудуют системой охлаждения, которая призвана поддерживать нормальную температуру силовой установки (как правило, она находится в пределах 85-105 градусов). 

Однако, как и любая другая система, которая сложна с технической точки зрения, охлаждение иногда выходит из строя, в результате чего температура мотора повышается до критических отметок, а это чревато серьезными неприятностями. О том, что приводит к перегреву, и как его избежать, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале. 

Технические и технологические причины перегрева двигателя

Чаще всего мотор перегревается по следующим причинам:

  •  вырабатываемое тепло отводится неправильно;
  •  температура растет там, где отсутствует охлаждение;
  •  тепло производится в чрезмерном количестве.

Как уже говорилось выше, рабочая температура двигателя – около 90 градусов, и если в ходе эксплуатации указанное значение повышается, в подавляющем большинстве случаев это связано с нарушениями в работе определенных узлов и агрегатов:

  • Низкий уровень антифриза или ненадлежащее его качество. Как это ни удивительно, некоторые автовладельцы поднимают капот только зимой – чтобы залить «незамерзайку», однако мониторить уровень антифриза, как, собственно, и количество масла в моторе, нужно всегда. 
  • Если охлаждающая жидкость находится на минимуме, высок риск образования воздушных пробок в системе охлаждения, из-за чего силовая установка постоянно будет находиться в зоне повышенного риска. 
  • Немаловажную роль играет и качество антифриза – часты случаи, когда недобросовестные продавцы его попросту разбавляют. Еще одна беда – нерадивые автолюбители, которые забывают купить так называемую «охлаждайку» и вместо этого раз за разом разбавляют ее водой. Ясное дело, что свойства такой «жижи» очень далеки от требуемых, она попросту не сможет выполнять свои функции.
  • Грязь в радиаторе системы охлаждения. Доступ к этой детали усложнен – она находится за фильтром кондиционера, поэтому визуально оценить состояние сот невозможно. Часто люди ездят с забитыми фильтрами, вследствие чего нарушается процесс теплообмена, риск перегрева автоматически повышается.
  • Некоторые пытаются выполнить очистку подающейся под высоким давлением струей воды, но это обычно не приносит никаких результатов – требуется демонтаж радиатора и его тщательная промывка. 
  • Выход из строя комплектующих системы охлаждения. У каждого ее элемента – своя функция, и если хотя бы одна из них нарушена, начинаются проблемы. Повышение температуры двигателя возможно из-за неработающей помпы, из-за течи в патрубке и т.д.

Иногда ломается датчик – он попросту не сигнализирует о проблеме, когда она уже присутствует. Если перегрев наблюдается преимущественно в заторах или во время движения на маленькой скорости, скорее всего, причина кроется в вышедшем из строя вентиляторе. 

Датчик температуры

О том, какая температура мотора в конкретный момент времени, водителя информирует важнейший элемент электронной системы - специальный датчик. Несмотря на критическую роль, которую эта деталь играет в работе транспортного средства, надежным ее назвать можно лишь с большой натяжкой, и не важно, о какой марке и модели авто идет речь. 

Датчик температуры охлаждающей жидкости отвечает за показания на приборной панели и за работу всей системы охлаждения в целом. От его работы напрямую зависит запуск силовой установки, процесс образования топливной смеси и даже ее расход. Как правило, о самом существовании данного элемента некоторые водители узнают тогда, когда уже начались проблемы – мотор либо «закипел», либо находится недалеко от этого явления. 

Важно

По словам специалистов, насторожиться следует в случаях, когда на приборной панели загорелась лампочка, свидетельствующая о неисправности двигателя, а также когда данные подозрительно высокие / низкие. Что касается косвенных признаков, то это «троение» мотора, снижение динамики авто, увеличенный расход топлива.

Обратить внимание на работу системы охлаждения необходимо также в случаях, когда вентилятор включается слишком часто, а то и вовсе не отключается. О том, что возникла необходимость замены прибора, свидетельствуют также подтеки охлаждающей жидкости в месте резьбового соединения. 

Проверить, работает ли датчик температур, совсем несложно. Нужно с помощью мультиметра промониторить его на предмет обрыва цепи, а также снять показатели при разных температурах и сравнить их с теми, которые считаются нормой

В Сети достаточно таблиц с соответствующими сведениями. Если был обнаружен обрыв цепи, либо датчик перестал реагировать на смену температуры, скорее всего, придется купить новую деталь и выполнить ее замену. 

Дополнительные источники тепла под капотом

Помимо того, что во время работы нагревается сам двигатель, рядом с ним находятся конструктивные элементы, которые также способствуют повышению температуры. Речь идет о каталитических нейтрализаторах, а также о кондиционере, выделяющем тепло и препятствующем попаданию воздушных потоков к радиатору.

Удивительно, но источником тепла являются даже галогенные фары – они греются куда сильнее, чем светодиоды. Далеко не на пользу охлаждения силовой установки работает стремление конструкторов сделать ее компактнее и легче.

По этой причине радиаторы стали тоньше, количество помещающегося в системе антифриза уменьшилось почти вдвое, а это негативно отразилось на так называемом «аварийном запасе». Помимо всего прочего, много тепла выделяют автоматическая коробка передач и турбонаддув. 

Степень перегрева, последствия

Если говорить о последствиях перегрева, прежде всего, необходимо отметить: все зависит от того, при какой температуре мотор «закипел». Иногда удается избежать критических последствий, но это возможно только при незначительной степени перегрева. Вообще степеней существует несколько, опишем их подробнее.

  1.  Слабый перегрев. О нем свидетельствует регулярное нахождение стрелки датчика в «красной» зоне. Заметили подобное – проверьте не только систему охлаждения, но и сам мотор.
  2.  Средний перегрев имеет место, если из-под капота уже идет пар. В подобных ситуациях необходимо немедленно остановиться, дождаться остывания охлаждающей жидкости, долить ее, если есть такая возможность, попробовать завестись и сразу же отправляться на СТО.
  3.  Сильный перегрев наблюдается обычно в результате неисправности системы охлаждения, он чреват серьезными последствиями для многих узлов и деталей. К наиболее распространенным относится появление трещин на головках блока цилиндров, вышедший из строя коленвал, расплавленные поршни, проворачивание вкладышей и пр. Также в результате перегрева деформируются сальники, ломается или отрывается шатун.

Действия водителя при перегреве

При первых признаках перегрева мотора необходимо сделать следующее:

  •  Включить обогреватель салона на полную мощность.
  •  Остановить транспортное средство, чтобы не создавать помех для других участников дорожного движения.
  •  Не глушить двигатель, но поднять капот и убедиться в работоспособности вентилятора, а также в том, что все ремни целы и находятся в исправном состоянии.
  •  Заглушить мотор, потрогать радиатор. Если он нагрет неравномерно либо вообще холодный, это свидетельствует о забитом фильтре либо о поломке датчика температуры.  При небольшом нагреве проблемы могут быть с насосом. 
  •  Дать силовой установке остыть, затем открутить крышку радиатора и проверить уровень антифриза. Если его мало, долить. 

Рекомендации для предотвращения перегрева

Чтобы свести к минимуму риск перегрева мотора, необходимо следить за состоянием автомобиля, своевременно посещать станцию техобслуживания и регулярно выполнять тщательную диагностику.

Также важно мониторить уровень охлаждающей жидкости, контролировать показатели датчика температур. При любых  отклонениях в работе мотора (появление стука, проблем с запуском и пр.) необходимо сразу обращаться за помощью к специалистам. 

Заключение

Как видим, последствия перегрева мотора могут быть весьма и весьма плачевными, вплоть до выхода из строя блока цилиндров и прочих ключевых деталей, что чревато дорогостоящим ремонтом. Поэтому важно следить за состоянием системы охлаждения, ведь проблему куда проще предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями.

Рейтинг: 11
Всего оценок: 4 Комментариев: 7 Просмотров: 2674
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-08-2021 / Обновлено: 02-08-2021
Поиск запроса "перегрев двигателя" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Волжский 02.08.2021

Про включение на полную мощность обогревателя салона при перегреве не додумался бы. При таком действии оттянешь какую-то часть нагрева в салон, но не думаю, что это сильно поможет.

0
2
Ответить
Пётр Петрин Москва 03.08.2021

Знаете, недавно столкнулся с подобной проблемой, и долго с ней разбирался. Но почитав статью на этом сайте почерпнул много новых и интересных вышей, однозначно всем владельцам машин, да и просто тем, кто интересуется, рекомендую и статью, и сайт в целом к ознакомлению!

0
0
Ответить
Vladimir541 Г.Ангарск 03.08.2021

Статья была очень полезной, недавно у супруги перегревалась машина, незнал прчину что может быть. Прочитал статую, разобрался и понял. Спасибо большое!

0
0
Ответить
Vlad12 Г.Ангарск 03.08.2021

Наткнулся на вашу статью и не случайно. Недавно у супруги стала часто перегреваться машина, не мог понять из за чего. Прочитав статью понял причину. Спасибо большое!

1
0
Ответить
Зия 06.12.2024

Интересная статья! Перегрев двигателя - это действительно серьезная проблема, и важно понимать, что система охлаждения играет ключевую роль в предотвращении таких ситуаций. Сравнивая с другими аспектами автомобилей, можно провести параллель с тормозной системой: оба эти компонента критически важны для безопасности и долговечности машины. Проблемы с антифризом напоминают мне ситуацию с тормозной жидкостью, когда ее качество или уровень прямо влияют на эффективность работы всей системы. Вообще, интересный момент, что конструктивные особенности, такие как расположение радиатора и другие компоненты под капотом, также влияют на вероятность перегрева. Вспоминаю, как в некоторых спортивных авто радиаторы специально выносят в нестандартные места для улучшения охлаждения. Что касается рекомендаций по предотвращению перегрева, то регулярное ТО и проверка ключевых узлов - это как профилактика в медицине. Всегда дешевле и проще предотвратить болезнь, чем лечить ее последствия. Обратите внимание на датчик температуры: его надежность под сомнением, но он остается важным элементом контроля. В целом, статья полезная для понимания причин перегрева и мер предосторожности.

0
0
Ответить
Зигмунд 07.12.2024

Согласен с автором, перегрев двигателя может стать настоящей головной болью. Особенно важно следить за уровнем антифриза и состоянием радиатора. Удивило, что даже галогенные фары могут влиять на нагрев под капотом, но это действительно логично. Надо чаще проверять датчик температуры и не забывать о регулярной диагностике.

0
0
Ответить
Василий 08.12.2024

Полностью поддерживаю, что регулярное обслуживание - залог долгой жизни автомобиля. Проверка уровня антифриза и состояния радиатора должна стать привычкой. Интересно, как современные технологии могут помочь в улучшении систем охлаждения, возможно, стоит обратить внимание на новые разработки в этой области.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: