Перспективы развития строительной спецтехники
В строительной отрасли абсолютно новые конструкции спецтехники появляются редко. Работающее сегодня оборудование изобретено 50 – 100 лет назад. Изменения, которые происходят – непринципиальны.
Возьмем, к примеру, грейдер. Изначально это был простой механизм на конной тяге. Сейчас эта машина имеет мощный двигатель, гидросистему, GPS-наведение. Но принцип его работы не изменился.
Справедливости ради надо сказать, что в области строительной спецтехники все-таки было несколько по-настоящему революционных нововведений. Прежде всего, это колесный экскаватор-погрузчик с фронтальным ковшом. Он появился в 60-х годах и сразу вытеснил некоторые другие типы машин. Еще можно назвать шарнирно-сочлененный самосвал. Он опередил свое время и потому не сразу стал популярным. Но впоследствии многие поняли, что эта машина в сложных карьерных условиях оказывается более эффективной, чем обычные самосвалы. Ей не нужны специальные подъездные дороги, и она превосходно работает в паре с гидравлическим экскаватором.
Еще одна новация, которая стала популярной с 80-х годов – мини-спецтехника. Первыми ее начали использовать японцы и европейцы. Объяснение этому факту довольно простое. В указанных регионах сильно развита городская инфраструктура и потому машины, хорошо себя чувствующие в стесненных условиях, жизненно необходимы. По той же причине США, СССР, Австралия и другие географические гиганты несколько отстали в данном направлении. Хотя потом быстро подтянулись. Сегодня уже никому не надо доказывать, что мини-экскаватор не только эффективен, но еще и более экономичен, чем бригада землекопов с лопатами.
До 20-х годов прошлого столетия строительные машины были, в большинстве своем, паровыми или кабельными, ненадежными, сложными в эксплуатации и тихоходными. Они отличались ограниченной функциональностью. Толчком для очередного этапа развития стала Вторая Мировая война. Она принесла большие разрушения, для ликвидации которых нужен был научно-технический прорыв.
Но совершение открытий требует времени. Поэтому основные новации приходятся на 60-е и 70-е годы. Заключались они, прежде всего, в усовершенствовании дизелей. С тех пор прошло полвека, а строительные машины все еще работают на моторах данного типа. Да, они более эффективны, экономичны, экологичны, но это не принципиально. Это, все равно, все те же дизельные моторы.
Правда, сегодня специалисты ведущих компаний серьезно занимаются разработкой двигателей, работающих на альтернативных видах топлива. Причиной тому являются не только «электрические изобретения» и успешная работа газовых движков, но также конфликты между странами-экспортерами нефти. Эти факторы обязательно будут влиять на развитие моторостроения. Поэтому не нужно удивляться, если в обозримом будущем строительные машины будут приводиться в движение не дизелями, а двигателями иного типа.
Следующее направление – размеры техники. В 60-х годах габариты были средними. В настоящее время в горнодобывающей отрасли работают такие монстры, которые по высоте можно сравнить с жилым домом. Что будет дальше, в смысле дальнейшего роста? Скорее всего – ничего. Рекорд установлен 400-тонным БелАЗом и это, по всей видимости, предел. Потому что для дальнейшего серьезного увеличения габаритов, при сохранении сегодняшней эффективности машины, требуются принципиально новые решения по моторам и системам управления. Поэтому с большой вероятностью можно предположить, что новые мастодонты, конечно же, будут время от времени выпускаться (иногда – в рекламных целях), но их окажется немного и вообще, рост габаритов не станет одной из основных задач производителей спецтехники.
В 70-80-е годы прошлого века нововведения касались трансмиссии и системы распределения мощности. Гусеничная ходовая часть получила надежную защиту, сократилось время на замену узлов и деталей. Благодаря дифференциальному управлению, техника теперь может развернуться на месте. В это же время начался процесс укрупнения фирм-производителей. Причиной стало арабское эмбарго на нефть 1973 года. Из-за него резко подскочил спрос на ископаемый уголь. И, как следствие, наблюдалось серьезное увеличение продаж карьерной спецтехники.
Однако, в 80-е годы наступила рецессия. Многие производители строительных машин обанкротились. А те, что остались, переориентировались на выпуск продукции, которая отличалась бы экономичностью и безопасной работой, легкостью эксплуатации, экологичностью. Появились компактные агрегаты. С другой стороны, техника стала более эффективной, выносливой и устойчивой против износа – и это несмотря на то, что в системах управления начали широко использовать электронику. Некоторые модели могут работать без ремонта до 20 000 мото-часов. 30 лет назад этот показатель был в 2 раза меньше.
В 90-е годы человечество окончательно поняло, что с экологией «надо что-то решать». Иначе скоро придет время, когда некому будет ни производить, ни потреблять. В итоге международные и национальные организации стали принимать жесткие стандарты по выбросам в атмосферу, шумо- и виброзащите, а также другим параметрам. На заводах начали выпускать более «чистые» дизельные моторы. Эта тенденция длится и поныне, и нет никаких оснований думать, что она скоро закончится.
Среди последствий кризиса 2008-го года были и такие, которые коснулись строительной техники. Производство значительно упало. А продажа спецтехники активно вытесняется арендой. 20 лет назад на мировом рынке в наем сдавалось только 20% парка. А сегодня – до сорока! Подобный тренд влияет на рост популярности универсальных машин. Арендатору техники выгодно иметь не пять или десять единиц, а только одну-две, на которые можно, по необходимости, навешивать то или иное рабочее оборудование. Тенденция создания как раз таких универсальных продуктов наверняка сохранится на ближайшие десятилетия.
Помимо перечисленных основных направлений развития спецтехники, есть и другие. Для того, чтобы их определить, надо анализировать политическое и экономическое состояние общества. И делать выводы о том, как глобальные перемены могут повлиять на состояние строительной отрасли вообще и потребность в спецтехнике в частности. Такой подход даст преимущество перед конкурентами.
- Перевезти объемную конструкцию
- Ваши советы по спецтехнике
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Нужен надёжный диспетчер для спецтехники
- Поиск диспетчера по аренде спецтехники, где найти?
- Новые специальные установки для бестраншейной прокладки труб
- Bobcat продвигает на российский рынок новые модели спецтехники
- Новинка на российском рынке — мобильный автокран Grove GBT35
- Новая разработка Mercedes-Benz Trucks для коммунального хозяйства
- Новые сюрпризы от китайской спецтехники
Все меняется и развивается, но в плане строительной техники простому обывателю особых изменений не видно: как была на стойках техника 20 лет назад, так на такой же и сегодня работает большинство строительных компаний, особенно государственных.
Я думаю, что на протяжении ближайших десятилетий ничего революционно-нового среди строительной спецтехники мы также не сможем увидеть. Единственное, что продолжит развиваться, как я думаю, это универсальная техника, на которую можно прицепить нужное оборудование, это выгодно, экономично, и пользуется высоким спросом.
То, что сегодня инженеры всерьез взялись за разработку двигателей, эффективно работающих на альтернативном топливе, - интересное направление, но не стоит рассчитывать, что в ближайшие годы они представят спецтехнику, которая сможет вытеснить технику на дизельном топливе. Это, скорее, работа на перспективу.
Перспективы развития строительной спецтехники обещают быть впечатляющими. С развитием технологий ожидается более эффективное использование ресурсов, улучшение экологических показателей и повышение безопасности работ. Инновации включают в себя автоматизацию процессов, использование сенсоров и искусственного интеллекта. Гибридные и электрические модели также будут играть важную роль в снижении выбросов и экономии топлива.
Видно, что в статье подчеркивается консервативный характер строительной отрасли, но, на мой взгляд, это не всегда плохо. Посмотрите на автомобильную промышленность: инновации вроде электромобилей и автономного вождения звучат круто, но классические двигатели внутреннего сгорания все еще доминируют. В строительной технике ситуация схожа. Да, принципы остаются прежними, как в случае с грейдером, но ведь и стабильность – это тоже важная характеристика. Мне кажется, что нынешние разработки в области альтернативных видов топлива и уменьшения габаритов техники – это шаги в правильном направлении. Они напоминают мне о стремлении к экологичности в других отраслях, что стало особенно актуально в последние десятилетия. Мировые тренды на аренду техники и универсальность машин также выглядят логично, учитывая экономическую ситуацию и необходимость оптимизации затрат. Это как переход от владения автомобилем к каршерингу – удобство и экономия на лицо. В общем, хотя строительная техника и развивается медленно, она все же движется в сторону прогресса, и важно, чтобы это движение было осознанным и устойчивым.
Статья хорошо иллюстрирует, как исторические события, вроде Второй мировой войны и нефтяного кризиса 1973 года, влияли на развитие строительной техники. Это напоминает мне, как кризисы часто приводят к технологическим прорывам в других сферах, например, в медицине или IT. Интересно, как такие внешние факторы могут изменить целую индустрию.
Меня удивило, насколько важную роль играет аренда в современном рынке спецтехники. Это напоминает мне о том, как в IT-сфере всё больше компаний переходят на SaaS-модели. Универсальность и многофункциональность – это действительно тренд, который может сэкономить много ресурсов и повысить эффективность использования техники.