Первый калининский экскаватор Э-255
Калининские экскаваторы — целая эпоха, которая началась в 1943 году и продолжается до сегодняшнего дня, но уже в новой форме. Техника производителя зарекомендовала себя с лучшей стороны, отличается универсальностью и наличием сменного оборудования.
Оглавление
Она устойчива, способна работать с разными видами устройств и проста в эксплуатации. Ниже кратко рассмотрим историю создания модели Э-255, приведем ее технические характеристики и особенности. Рассмотрим последователей и современный модельный ряд завода-изготовителя.
История создания экскаватора Э-255
Экскаваторный завод работает с начала 1943-го, когда была дана команда на строительство дорожной техники. К концу года на предприятии трудилось только два ИТР, один служащий и охранник, а площадь производства составляла 250 кв. метров. Для работы на заводе привлекались девушки из разных регионов РФ, ведь мужчины были на фронте.
Со временем количество сотрудников увеличивалось за счет набора молодых специалистов, увеличилась скорость выпуска. Летом 1944-го был выпущен экскаватор-кран на гусеницах ЛК-05А. К концу 1945 года на заводе трудилось около 280 человек. В 1946-м было поставлено задание реконструировать завод и выпустить 120 гусеничных экскаваторов Д-107 на гусеничном ходу.
С 1947-го запущен выпуск поворотных платформ для Э-252 и Э-251. В 1948-м завод купил Э-251 для обучения будущих испытателей и слесарей. В 1949-м были созданы и представлены для рассмотрения проекты экскаваторов Э-255 и Э-258. Уже к концу года представлены первые машины. В 1950-м они прошли необходимые испытания, доработаны с учетом замечаний и запущены в серию.
За короткое время Э-255 стал востребован в СССР, а число заказов значительно превышало возможности завода по выпуску техники. Предприятие расширяло производство, что позволило к октябрю 1954-го выпустить 1000-ю машину.
Описание экскаватора Э-255
Модель Э-255 стала спасением для страны, которая восстанавливалась после войны. Машина легко справлялась с добычей глины и песка, рытьем траншей и котлованов, погрузкой строительных материалов и т. д. В сравнении с конкурентами новый экскаватор имел ряд плюсов:
- пневмоколесный ход и способность разгоняться до 12 км/ч;
- универсальность и большой набор сменной аппаратуры: лопаты, грейфер, кран и другие;
- устойчивость и способность выполнять задачи с разными устройствами без применения домкратов и аутригеров;
- удобное управление на гидравлическом рычаге, гарантирующее высокую эффективность и высокую скорость передвижения;
- неприхотливый и надежный двигатель;
- хорошая производительность, которая на тот период была лучше, чем у многих конкурентов.
Конструктивно экскаватор состоит из ходовой рамы, переднего и заднего моста, рессоры, опорно-поворотного круга, ковша, рукояти, стрелы и двигателя.
В качестве привода используется дизельный агрегат Д-54, который по конструкции похож на Э-505.Это 4-тактный силовой агрегат, изготовленный из крепкого чугуна. Поршни сначала делались из стали, но после модернизации стал применяться алюминий. Это позволило облегчить конструкцию и продлить срок службы мотора.
Крепление осуществляется с помощью трех опор, обеспечивающих надежную фиксацию и отсутствие перекосов при выполнении работы. Для ходовой взята 2-осная подвеска с усиленной рамой на пневмоколесах и ведущими осями.
Особенности мостов:
- Спереди — управляемые колеса, закреплены на рессорах, отключаются с применением винтовых домкратов.Деактивируются при использовании функций экскаватора.
- Сзади — классическая версия от ЯАЗ-210, которая фиксируется к раме.
У машины предусмотрено две скорости поворота с регулировкой от 2.39 до 7.65 оборотов в минуту. Для изменения скорости предусмотрено четыре позиции. Основные устройства имеют рычажное управление, а тормоза, функция поворота и КПП тележки работает на гидравлике. В кабине находится один оператор, который контролирует ситуацию вокруг и управляет техникой.
Скорость движения транспорта — 1.5-12.1 км/ч, что упрощает перемещение по разным видам дорог. При переброске на большие расстояния используется грузовик с прицепом или ж/д транспорт.По необходимости к Э-255 можно крепить ковш на 0,25 куб. м и кран длиной от 8 до 18 м.
В сравнении с современными моделями Тверской экскаватор имел слабые технические характеристики, а производительность в 60 куб. м/ч далека от современных параметров. На тот период это была одна из самых продвинутых моделей.
Представители предприятий ехали с разных городов России и преодолевали тысячи километров, чтобы купить технику. Из-за высокого спроса производители были вынуждены расширять производство, которое с 153 машин в 1951-м увеличилось до 515 в 1955-м.
Технические характеристики
К основным параметрам Э-255 стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | Д-54 |
Мощность, л. с. | 54 |
Глубина компания траншей / котлованов, м | 4.7 / 2.8 |
Предельный наклон стрелы, град | 45 |
Радиус резания / выгрузки, м | 7.3 / 4.2 |
Вес, т | 13 |
Высота выгрузки, м | 2,7 |
Производительность с ковшом 0.25 / 0.35 куб. м | 25-50 / 40-70 куб. м / час |
Грузоподъемность, т | 5 |
Скорость своим ходом / в грузовике, км/ч | 12 / 30 |
Управление | смешанное |
Последующие модели
Спустя год был выпущена новая модель Э-353, которая находилась на конвейере до 1957 года. Вместо этой машины стартовал выпуск Э-302. Машина является модернизированной версией слабой и неконкурентной модели. Разработчики торопились из-за планов правительства объединить три завода. Экскаватор имел множество недоработок, но в течение нескольких лет был доведен до оптимального уровня. К 1957-му было выпущено около 600 экземпляров.
В 1957-м появился экскаватор-кран Э-305, который по параметрам относился к среднему классу и мог разгоняться до 70 км/ч. Такая особенность позволяла использовать машины для устранения последствий землетрясений, наводнений и иных катаклизмов. С 1959-го выпускается Э-305 с ковшом на 0,4 куб. метра.
В 60-х годах прошлого века производились модели Э-302 / 304 / 305 серии «А» с ковшом 0,4 куб. м. В дальнейшем эти машины были оптимизированы, и к началу 70-х объем выпуска исчислялся тысячами таких экземпляров.
В конце 60-х началась разработка ЭО-3322, а в 1972-м стартовал серийный выпуск. Спустя четыре года появилась модернизированная версия с улучшенной устойчивостью, меньшим уровнем шума и надежностью. В 1986-м машина получила Государственный Знак качества.
Современный модельный ряд "Тверского экскаватора"
На современном этапе завод "Тверских экскаваторов" показывает отличную производительность. На его мощностях выпускается следующая техника:
- Гусеничные модели. История модификации началась с ЛК-05А, которая выпускалась в 1944 году. В 1995-м налажен выпуск машин 3-го поколения, а одной из новых моделей стала ЕТ-20. Спустя два года появились экскаваторы с 4-м размером — ЕТ-26. С 2002-го на ряд гусеничных экскаваторов устанавливаются зарубежные моторы Perkins, гидравлическая система Бош-Рехрот, независимые отопителиАиртроник и т. д. Всего в линейке около 20 моделей. Наиболее «младшая» версия — ЕТ-14, старшая — ТХ-210.
- Колесные экскаваторы. Отличаются универсальностью и способностью перемещаться по дорогам общего пользования. Представлены модификациями ЕК — 8, 12, 14, 18 и 20 разных версий, а также ЭО-3322 / 3323 / 3326 и другие. Одна из наиболее популярных версий — ЕК-12. Колесный экскаватор имеет вес 12,5 т, радиус копания 8 м и максимальную высоту выгрузки 6,4 м. Габаритные размеры 8х2,5х3,15 м. Двигатель — Д-243 на 81 лошадиную силу.
- Нестандартные экскаваторы. В эту группу входит модель 5846 и ЭОВ-3521 М-1. Первая машина представляет собой 1-ковшевой экскаватор на базе «Урал-5557» со специальным рабочим оборудованием, поворотной платформой и накладной рамой. Имеет эксплуатационный вес 17.5 т, объем ковша 0.65 куб. м, двигатель Д-243 и мощность 59.6 кВт.
- Экскаваторы-планировщики. Представлены моделями ЕА-17У, 17К и 18. Например, ЕА-17К — 1-ковшовый экскаватор на базе «Камаз», имеющий современную гидравлическую схему, поворотную платформу и прочную раму. Машина разгоняется до 90 км/ч и имеет ковш на 0.65 куб. м.
ЗАО «Тверской экскаватор» выпускает перегружатели металлолома, вилочные автопогрузчики и другое оборудование. Завод занимается производством рабочего оборудования, запчастей и комплектующих.
Итоги
Экскаватор Э-255 быстро получил популярность и стал новаторской техникой для своего времени.
Он универсален, имеет большой объем ковша и хорошую производительность. Несмотря на появление новых моделей, машина долго применялась в промышленности и не имела достойных аналогов. За все время было выпущено тысячи экскаваторов, которые десятилетия применялись в разных городах СССР.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- Первый калининский экскаватор Э-255
Вся наша техника, которая начала производиться достаточно давно, показывает себя, как самая надежная в мире. В этом я ещё раз убеждаюсь после прочтения этой статьи. Экскаватор Э-255 даже сейчас, спустя столько лет, пользуется огромной популярностью.
Если смотреть то время, тогда и машин не было для строительная домов и дорог, что бы нужно было вырыть ямы и под фундамент и котлованы. Так что эта машина была для того времени в самый раз. Тем более что не было у такой машины аналогов, по этому это как один экскаватор на всех. Машина работала целыми десятилетиями.
Данная техника всю СССР помогла построить и не только так как является самой лучшей. Вот умели у нас технику делать как говориться на века и без всякой электроники, не то что сейчас. Теперь конечно это металлолом и как говориться пережиток прошлого.
Производство началось с одной модели экскаватора, сейчас предлагают десятки других моделей. "Тверской экскаватор" выпускает специализированную технику для гражданского и промышленного строительства. Недавно была реализована масштабная реконструкция сборочного цеха, так что предприятие во всю развивается.
Читал статью и не удержался от комментария, ведь история Калининских экскаваторов действительно впечатляет. Начать с того, что в условиях послевоенного времени, когда технологические решения были ограничены, завод смог создать модель Э-255, которая стала настоящим спасением. Это похоже на то, как Caterpillar в свое время представил D9, ставший символом мощи и надежности. Э-255 с его универсальностью и надежностью в эксплуатации напоминал о том, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно создать технику, которая будет востребована на протяжении десятилетий. Смена материалов для поршней с стали на алюминий – это классический пример инженерного подхода к улучшению конструкции, что также использовалось в автомобилестроении для снижения веса и увеличения эффективности. Интересно, что несмотря на ограниченные мощности завода в те годы, спрос на экскаваторы был настолько велик, что производство расширялось стремительными темпами – это говорит о том, что продукт действительно отвечал нуждам того времени. Хочется надеяться, что современные модели, такие как ЕТ-20 или ЕК-12, продолжают традиции качества и надежности, заложенные еще в 40-е годы. В целом, статья отлично иллюстрирует эволюцию экскаваторов от простых, но надежных машин до современных технологичных решений, что напоминает путь, пройденный многими мировыми производителями спецтехники.
Интересно было узнать, что Э-255 мог выполнять множество задач без применения дополнительных опор, тогда как современные машины часто требуют сложных стабилизационных систем. Это показывает, как меняются технологии, но основа в виде надежности остаётся неизменной.
Отличная статья! Калининские экскаваторы действительно оставили след в истории. Вспоминая модель Э-255, нельзя не отметить её универсальность и надежность. Это был настоящий прорыв для своего времени, особенно если учитывать, что тогда были ограничены ресурсы и технологии. Как говорится, простота – залог успеха.