Peugeot DMA — старинный развозной грузовичок
Peugeot DMA — небольшой грузовик, выпускаемый в период 1941-1948 годов.
Оглавление
Отличается компактностью, мощным 2.1-литровым мотором и грузоподъемностью на две тонны. Считается представителем первых коммерческих автомобилей. Ниже кратко рассмотрим историю машины, поговорим о ее назначении и технических характеристиках. Выделим особенности двигателя, подвески, кабины и других элементов.
История создания машины
Грузовик DMA — продукт компании Пежо, выпускаемый с 1941 года и переживший фашистскую оккупацию. После начала Второй мировой войны завод находился в «Зоне интердита» и контролировался немцами. Многие грузовики, которые выпускались в этот период, использовались захватчиками для решения собственных задач на фронте.
В активную боевую фазу завод в Монбельяр подвергся бомбардировкам и разграблению. Сначала на него падали снаряды союзников, а все, что сохранилось после этих событий, вывезли немцы. С середины 1944-го они ежедневно перевозили в страну целые поезда, которые были загружены заводским оборудованием.
ВажноПосле завершения военных действий и восстановления производства появилась обновленная версия DMAN. Ее особенностью была видоизмененная кабина, опускающиеся окна, амортизаторы и гидравлические тормоза. В остальном конструкция и трансмиссия не изменились.
В 1948-м машина была в очередной раз модернизирована, но получила новое название — Q3A. Разработчики уменьшили грузоподъемность до 1.4 т, что позволило управлять грузовиком без открытия отдельной водительской категории. В новой модификации поменялись размеры, диаметр колесных дисков и шины, появился более экономичный мотор.
За все время выпуска Peugeot DMA было произведено 11045 единиц техники. Что касается оптимизированной версии Q3A, этот грузовой автомобиль был выпущен в количестве 4207 единиц и снята с производства в 1950-м.
Назначение и область использования малотоннажного грузовика Peugeot DMA
Вместительный кузов и грузоподъемность до 2-х тонн сделали автомобиль популярном. В условиях дефицита транспорта из-за войны он использовался для почтовых и курьерских перевозок, в качестве пожарного транспорта и иных гражданских нужд. Грузовики часто использовался для доставки раненых бойцов в больницу и в качестве машины для сбора урожая.
Транспортировка грузов осуществлялась в кузове, имеющем откидные борта-штамповки. Они имели откидную конструкцию или надежно прикреплялись гвоздями к основанию с помощью дощатых бортов.
После оккупации Peugeot DMA красился в мышино-серый оттенок и часто использовался военными для решения внутренних задач. Немцы завезли такой объем краски, что ее хватало для окрашивания кабины и кузова до 1950-х годов, когда закончилось производство оптимизированной версии. На ее место пришел закрытый фургон D4A.
Технические характеристики Peugeot DMA
Популярность транспорта обусловлена продуманными параметрами. К основным стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Годы производства | 1941-1948 |
Расположение двигателя | переднее |
Привод | задний |
Колесная формула | 4х2 |
Габариты (ДхШхВ), м | 4.68х1.76х2.25 |
Колесная база, м | 2,8 |
Грузоподъемность, т | 2 |
Скорость, км/ч | 70 |
Двигатель | 2.142 л, 50 л. с |
Расход топлива, л / 100 км | 20 |
Двигатель
За время выпуска автомобиля двигатели Пежо периодически модернизировались с позиции экологичности и надежности. В качестве основного используется 2.142-литровый мотор, который взят из грузовика Peugeot 402. Производитель заявил о мощности в 50 лошадиных сил и скорости в 70 км/час. На практике мощность была немного ниже, а средний расход составлял около 20-25 литров на 100 км.
На некоторых модификациях устанавливались другие моторы:
- 2.1-литровый на 30-34 лошадиные силы;
- 1.29-литровый мощностью 40 л. с.
Как отмечалось, версия двигателя Peugeot на 2.142 л взята от 402-го,1.29-литровый мотор от 203-го. Все виды силовых агрегатов являются 4-цилиндровыми и работают вместе с карбюраторами.
Трансмиссия, подвеска и ходовая часть
Все двигатели работают в паре с 4-ступенчатой механической и полностью синхронизированной трансмиссией. Она отличается неприхотливостью и почти не требует дополнительного обслуживания. В первые годы выпуска на грузовике встречалась 4 АКПП, но с началом военных действий от нее решили отказаться.
Передача вращения осуществляется на задний привод с применением кардана. Мост является неразрезным, комплектуется дифференциалом и двумя передачами: гипоидной и цилиндрической.
Отдельное внимание уделено подвеске:
- Спереди установлена независимая конструкция на рессорах. Комплектуется парой поперечных рычагов и амортизаторами.
- Сзади. Зависимая, также на многолистовых рессорах и амортизаторах.
Конструктивно разработчики ориентировались на перевозку до двух тонн грузов. При этом учитывалась возможность эксплуатации в условиях плохих дорог. Как и двигатель, подвеску взяли с 402-го грузовика, но впоследствии усилии и оптимизировали. Сделанная работа позволила улучшить управляемость и повысить уровень комфорта. Плавность хода сделала грузовик популярным при перевозке раненных с поля боя.
Шасси рассматриваемой модели имеет большой ресурс и надежность. Владельцы Peugeot DMA часто не соблюдали требования по грузоподъемности и перевозили до 3-4 тонн. При этом подвеска справлялась с нагрузкой и не подводила владельцев. Этот факт подтверждается и тем, что последняя машина из серии DMAH отправилась на «отдых» только в 2001-м.
Кабина Peugeot DMA
Первоначально кабина грузовика имела упрощенную форму в виде классической призмы. С учетом бескапотного исполнения такой вариант является оптимальным. В состав кабины входит минимум деталей, поэтому при сборке не нужны сложные элементы. Основной процесс осуществлялся с помощью сварочного аппарата и металлических элементов.
Несмотря на продуманность проекта, военное время внесло множество корректив. Сначала требование военных, а потом и дефицит материалов привели к упрощению конструкции. В процессе производства использовалась фанера и дерево, которые сколачивались с помощью гвоздей. Достаточно взглянуть на автомобили военного и довоенного времени, разница очевидна.
Внутри кабины все максимально упрощено без намека на комфорт для водителя. Единственным прибором стал спидометр, который в военное время могли и не ставить. Также на панели нашлось место нескольким тумблерам для управления освещением и вентилятор.
Из элементов удобства стоит выделить ручку на рулевой колонке, что перешла от Пежо 402. Здесь же размещался селектор 4-ступенчатой АКПП на моделях, на которых он был предусмотрен.
Особенности кабины:
- трехместное исполнение;
- максимально упрощенные сидения, а в военных версиях фанерный сундук, оббитый дерматиновой тканью;
- отсутствие отопительной системы — был только вентилятор.
В холодное время года главным источником тепла был двигатель, который находился рядом с салоном. Именно он спасал водителя и пассажиров от замерзания. После окончания войны разработчиком было некогда заниматься элементами комфорта, да и теплый французский климат позволял не тратить на это время.
Заключение
Сегодня купить Peugeot DMA уже не получится, но в свое время он стал спасителем компании. Именно благодаря этому грузовику заводу Пежо удалось уберечься от бомбежки со стороны немцев. Кроме того, завод прожил все время оккупации и не запятнал имя сотрудничеством с фашистами. После войны компания быстро восстановилась и продолжила развиваться.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
- Peugeot DMA — старинный развозной грузовичок
Грузовая машина, видимо было для своего времени хороша. Сейчас смотришь на эти фотографии и читаешь, думаешь что это как металл с не обогретым салоном. Если говорить о современных автомобилях, то в них есть печка и куча приборов, для комфортной езды. А тут мешок и деревянное сиденье, краска заржавела в салоне.
Был в Германии и заходили в музей автомобильной техники. видел такой грузовичок. Интересно выглядит и у этого автомобиля были интересные наработки ходовой. По моему где то даже есть рабочие лошадки которые ездят до сих пор. А вообще веселая машина).
Грузовик Peugeot DMA был одним из первых в своем классе автомобилей. Сейчас смешно выглядят 2,1 литровый двигатель мощностью 50 л.с. и кабина водителя с минимумом приборов управления и полным отсутствием комфорта. Но машина была очень популярна в свое время и внесла свой вклад в развитие компании Peugeot.
Мне кажется, Peugeot DMA был настоящей рабочей лошадкой своего времени. Это был грузовик, который прошел через Великую Отечественную войну и все равно остался востребованным. Сравнивая его с другими машинами того периода, например, с Opel Blitz, который также использовался на фронте, можно увидеть, насколько важно было иметь надежный транспорт. Интересно, что, несмотря на все невзгоды, завод сумел сохранить производство и даже улучшить модель, выпустив Q3A. Да, мощность двигателя не поражает воображение по современным меркам, но для своего времени 50 л.с. было вполне прилично. Это доказывает, что хорошая инженерия и грамотный подход к проектированию могут преодолеть даже самые сложные обстоятельства. В условиях дефицита материалов и постоянных бомбежек создать что-то долговечное — это, безусловно, подвиг. Даже тот факт, что многие владельцы перегружали грузовик, не соблюдая требования по грузоподъемности, говорит о его надежности. Подвеска и шасси действительно были на высоте. Впечатляет также и история завода, который смог избежать полного разрушения благодаря этому грузовику. Думаю, для современных автолюбителей и историков это пример того, как техника и человеческий дух могут противостоять любым трудностям. Возможно, именно такие машины как Peugeot DMA вдохновили многие современные компании на разработку надежных и универсальных автомобилей.
Peugeot DMA — это классика в мире малотоннажных грузовиков. Удивительно, как машина, разработанная в сложнейших условиях, смогла стать столь популярной и востребованной. Даже через десятилетия подвеска и шасси остаются примером надежности. Это действительно достойно уважения.
Читая про Peugeot DMA, сразу вспоминается Ford Model TT, который тоже был пионером в своем классе. Оба грузовика показали, как важно иметь универсальный и надежный транспорт в тяжелые времена. Удивительно, как Peugeot удалось сохранить производство и даже развиваться в таких условиях.