Пневматическая подвеска на грузовиках

Эксплуатационные качества транспортного средства зависят от многих факторов, и далеко не последнюю роль здесь играет подвеска, ее характеристики. От нее зависит плавность хода, устойчивость машины на дороге, комфорт езды, срок эксплуатации как автомобиля в целом, так и отдельных его узлов. 

В сложных дорожных условиях именно подвеска, а не мотор, как принято считать, диктует максимальные скоростные показатели. Практика показывает, что когда речь идет о грузовиках, во время езды по дорожному полотну низкого качества скорость снижается не менее, чем на 40 процентов. Это влечет за собой заметное повышение расхода топлива, сокращает период межремонтного пробега и более чем вдвое повышает транспортные расходы.

Чтобы этого избежать, ведутся работы по усовершенствованию автомобильных подвесок. Именно благодаря такому стремлению в свое время была создана пневматическая подвеска автомобиля, которая станет темой нашего сегодняшнего разговора.

Что такое пневматическая подвеска, для чего она нужна?

Пневмоподвеска

Пневмоподвеска грузовиков – это особый тип подвески ТС, главное назначение которой сводится к регулировке подъема кузова относительно уровня дорожного полотна. От качества этого элемента конструкции зависит эффективность авто, продолжительность его эксплуатации, срок службы комплектующих и узлов. 

Как уже говорилось выше, характеристики подвески оказывают непосредственное влияние на общую грузоподъемность автомобиля, а также косвенно воздействуют на стоимость транспортных услуг. За регулировку кузова отвечают упругие элементы пневматической подвески.

Элементы пневмоподвески и их работа

Пневматическая подвеска грузовых транспортных средств бывает разных видов, но строение всех их практически одинаково. В основе конструкции лежат следующие элементы:

  •  Специальная емкость, накапливающая воздух.
  •  Воздухоотвод.
  •  Запасная емкость для воздуха.
  •  Пружины.
  •  Устройство, отвечающая за регулировку положения кузова.

ПневмоподвескаЕсли в работе пневмоподвески начинаются проблемы, когда выходят из строя ее детали, нормальное функционирование транспортного средства становится невозможным. Состояние дорожного полотна в нашей стране очень далеко от идеала, а чем больше ям и колдобин, тем ниже скорость движения. Бывают ситуации, когда она падает до минимума, тогда как расход топлива, потраченного на преодоление проблемных участков, увеличивается в разы.

Это приводит к подорожанию грузоперевозок, к тому же повышается также стоимость обслуживания машины, ведь ее комплектующие изнашиваются заметно быстрее, приходится тратить крупные суммы на ремонт пневмоподвески.

Особенности работы подвески

Хоть конструкция всех разновидностей пневматической подвески практически одинакова, их функционал заметно рознится. Есть устройства, характеризующиеся более широкими функциями, так как в их строении существуют определенные нюансы. Рассмотрим принцип работы механизма на примере 4-контурной пневмоподвески, в состав которой входят:

  •  Датчики, измеряющие ускорение автомобиля и отслеживающие положение кузова. Говоря иными словами, они представляют собой глаза системы, задача которых – регулировать угол наклона ТС относительно асфальта. 
  •  Стойки, регулируемые автоматически.
  •  Компрессор, в котором образуется воздушный поток, поступающий на ресивер и оттуда подающийся на весь узел. 
  •  Ресивер, который регулирует клиренс.
  •  Механизм, который управляет антиблокировочной системой.
  •  «Мозг» детали, то есть устройство, который управляет работой всего узла в целом. На него поступают данные, которые считывают датчики, а с него отправляются электрические импульсы, приводящие в движение остальные элементы системы. 

О том, каково назначение каждого из перечисленных выше элементов, догадаться несложно. Компрессор пневмоподвески необходим для того, чтобы нагнетать воздух и поддерживать его давление, ресиверы способствуют накапливанию воздуха, это что-то сродни аккумуляторов, пневмобаллоны играют роль упругих элементов, а механизмы распределения, контролируемые блоком управления, в нужный момент наполняют баллоны воздухом

Пневмоподвеска

Если хотя бы одна деталь выйдет из строя или начнет работать неправильно, начнутся серьезные проблемы в работе пневмоподвески.

Чтобы этого не произошло, необходимо систематически проходить техобслуживание, а при обнаружении малейшего намека на неисправность незамедлительно обращаться за помощью к специалистам, которые выполнят диагностику, определят причину и отремонтируют деталь, гарантируя дальнейшую ее работоспособность.

Отличия пневмоподвески легковых и грузовых автомобилей

Пневматическая подвеска в легковых автомобилях – это что-то сродни предмета роскоши, деталь, обеспечивающая плавность хода и повышающая комфорт езды, тогда как с грузовиками дела обстоят абсолютно иначе.

Разница состоит не только в размерах и количестве осей – в грузовых транспортных средствах она выполняет функции важнейшего узла, обеспечивающего минимальный просвет между осями и шасси. Именно подвеска поддерживает высоту пола на одном уровне, когда загрузка изменяется, она способна выдерживать высокие нагрузки и тем самым гарантировать продолжительный срок эксплуатации машины.

Важно

Ключевые особенности пневмопоподвески грузовых автомобилей состоят в способе управления. Так, чтобы поддерживать на одинаковом уровне высоту шасси, необходимо контролировать давление воздуха в баллонах, выпуская излишки и нагнетая его в случае нехватки.

За это отвечает устройство, которое называется краном уровня пола. Управляться оно может посредством электронной, электромеханической либо механической системы. 

Кроме этого крана, в конструкции грузовиков присутствует еще один, обеспечивающий ручное управление пневматическими подушками. Его конструкция может быть разной, начиная с самой простой – ручной и заканчивая совершенствованной, выполненной в виде клапанов, которые управляются современной электроникой или непосредственно водителем прямо из кабины. 

Часто для улучшения эксплуатационных характеристик на грузовых транспортных средствах используют комбинированные решения, сочетая пневматическую и рессорную подвеску, которая считается своего рода «классикой жанра». 

Ручное и автоматическое управление пневмоподвеской

Системы, устанавливаемые на грузовики по состоянию на сегодняшний день, с точки зрения управления делятся на 3 типа – электронные (используются на ТС марки Scania, Mercedes, Renault, MAN и пр.), электромеханические (Volvo и некоторые модели Scania), а также механические (встречаются на устаревших моделях тягачей и на прицепах).

Конструкции, управляемые посредством электронных и электромеханических систем, принято считать деталями с автоматическим управлением. Устаревшие системы управляются механически, то есть вручную. 

К электронному управлению относятся системы, приводимые в действие посредством электрических сигналов. Сюда относятся и проводные, и беспроводные блоки управления. В электронном управлении выделяются системы с ручным и автоматическим управлением, причем, последнее характеризуется такими преимуществами, как высокая точность, контроль высоты расположения подвески в процентах.

А также автоматическое ее изменение в зависимости от уровня загрузки транспортного средства, возможность задать требуемые предустановки. Беспрецедентная точность систем автоматического управления гарантируется внедрением в их конструкцию датчиков, мониторящих положение кузова. 

Преимущества и недостатки пневматической подвески на грузовиках

Выше мы уже говорили о том, что в грузовых ТС пневмоподвеска автомобиля является необходимостью, ведь грузовики год от года становятся легче, а вот нагрузка, которую они должны выдерживать, наоборот увеличивается. В таких условиях классические рессорные конструкции не способны справиться со своими задачами, поэтому производители большегрузов практически полностью перешли на пневмоподвески, отличающиеся следующими достоинствами:

  •  плавность хода;
  •  возможность регулировки высоты шасси;
  •  отсутствие видимых смещений между осями авто и шасси;
  •  поддержание на одном уровне высоты кузова, не зависимо от его загруженности;
  •  минимизирование колебаний шасси.

Что касается недостатков, то их не так уж и много, это более высокая, по сравнению с рессорными, стоимость, а также сложность конструкции.

Заключение

Изобретение пневмоподвески и ее активное внедрение в конструкцию большегрузов позволило решить массу проблем, начиная с повышения плавности хода и заканчивая продлением срока службы важнейших узлов и механизмов транспортного средства. 

Эти конструкции обеспечили продление продолжительности эксплуатации машин между капремонтом, снижение расхода топлива, а значит, оптимизацию транспортных расходов. Если использование таких конструкций на легковушках является вопросом комфорта, то в грузовиках они являются чем-то сродни производственной необходимости.

Рейтинг: 16
Всего оценок: 8 Комментариев: 6 Просмотров: 3492
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-07-2021 / Обновлено: 28-07-2021
Поиск запроса "пневмоподвеска в грузовиках" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Артем СПб 29.07.2021

На грузовиках гораздо лучше себя подвеска ведет, там как раз она оптимально задействована и выполняет в полной мере свою функцию. Только с ремонтом много геморроя.

0
0
Ответить
Анна Иваново 29.07.2021

Пневмоподвеска - великое изобретение, которое помогает продлить срок службы автомобиля. Чем качественнее подвеска, тем выше эффективность авто и продолжительность его эксплуатации. Благодаря ей снижаются расходы на обслуживание автомобиля.

0
0
Ответить
Семен Москва 13.08.2021

Конечно в обслуживании пневматическая подвеска дороже и сложнее устроена, в отличии от рессорной или пружинной подвесок. При этом значительно увеличивается плавность хода на бездорожье. Так, что выбор остается индивидуальным.

0
0
Ответить
Норд 06.12.2024

Читая статью, не могу не согласиться с тем, что пневмоподвеска – это настоящее спасение для грузовых автомобилей, особенно в условиях наших дорог. Часто приходится слышать мнение, что пневматика – это роскошь, но, как показывает практика, для грузовиков это необходимость. Если сравнивать с классическими рессорами, то пневмоподвеска выигрывает по всем параметрам. Да, стоит она дороже, но сколько экономии на ремонте и топливе в долгосрочной перспективе! Удивительно, как много общего у пневмоподвески и современных систем активной подвески в легковых авто: обе стремятся к максимальной стабилизации кузова, только вот задачи у них разные. В легковых авто это комфорт и управляемость, а в грузовых – сохранение груза и оптимизация перевозок. К тому же, системы автоматического управления значительно упрощают жизнь водителям, особенно когда речь идет о таких брендах, как Scania или Mercedes, где технологии управления доведены до совершенства. Интересно, что в статье отмечено о комбинированных решениях – пневматика плюс рессоры. Это действительно работоспособный вариант, особенно для тех, кто не готов полностью отказаться от проверенных временем решений. В общем, без пневмоподвески сложно представить себе будущее грузовых перевозок, и, честно говоря, уже сейчас видно, что это не просто тренд, а необходимость. Надеюсь, что в будущем такие системы будут еще доступнее и надежнее, чтобы каждый перевозчик мог оценить все их преимущества.

0
0
Ответить
Хлодвиг 07.12.2024

Статья напомнила мне о том, как важна пневмоподвеска для грузовиков. Это не просто элемент конструкции, а целая система, обеспечивающая стабильность и безопасность на дороге. Особенно впечатляет автоматическое регулирование высоты, которое значительно упрощает управление.

0
0
Ответить
Зосима 08.12.2024

Пневматическая подвеска – это как гаджет для смартфона: кажется, можно и без него, но с ним жизнь становится намного проще и комфортнее. Для грузовиков, где важен каждый миллиметр клиренса, это просто незаменимая вещь. Даже удивительно, что раньше обходились без нее.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: