Подготовка дорожной техники к зиме: советы специалистов
Практика показывает, что уложенное при неблагоприятных погодных условиях покрытие стремительно разрушается. В результате такого ремонта покрытие становится пористым, в него попадает влага, которая зимой превращается в лед. Из-за этого асфальт начинает активно разрушаться. Согласно нормативам, запрещается проводить ремонтные работы с применением горячих смесей при температуре окружающего воздуха ниже +10С.
Поэтому зима в российских регионах – это время для профилактики и ремонта автотранспорта и спецтехники. Но – далеко не для всего парка дорожно-строительных машин. Значительная его часть остается в строю и в холодное время года. А вот насколько дорожная техника будет работоспособна, зависит, в первую очередь, от тщательности ее подготовки к холодному сезону.
Наибольшие нагрузки зимой испытывают шины, аккумуляторы и топливная система техники. Основным «поражающим» фактором является холод – он негативно влияет не только на резину шин, заставляя ее крошиться, но и существенно снижает энергоэффективность аккумулятора, делает более вязкими не только топливо, но и прочие ГСМ. Более подробно о подготовке спецтехники к зиме расскажут специалисты компании «ВИК95».
Замена шин на зимний вариант
Подготовки и выбора шин для эксплуатации техники в зимний период – традиционное занятие как для технических специалистов компаний, работающих в сфере дорожного строительства, так и для простых автовладельцев. Для грамотного выбора зимних шин наиболее важны такие характеристики оснащения, как:
- состав резины;
- рисунок протектора;
- ширина.
Состав резины, как таковой всегда является тайной, у всех производителей есть свои рецепты. Важно одно: резина должна быть мягкой. Чем мягче зимние шины, тем, как правило, более устойчивой на дороге будет техника. Но для этого шины от разных производителей нужно сравнивать, что не всегда возможно. Есть и более простой способ – узнать, на какой скоростной режим она рассчитана. Для спецтехники скорость не так важна: поэтому стоит ограничиться теми шинами, которые предназначены для работы на средних и низких скоростях (в маркировке должны быть буквы Q, P, M, N и L, соответствующие скоростям от 120 км/час).
Рисунок протектора влияет на прочность сцепления машины с дорожным покрытием, устойчивость и на скорость отведения снега и влаги от контактного пятна шины. Наиболее подходящими видами рисунка протектора специалисты считают диагональный и прямоугольный или ромбовидный. Диагональные тонкие канавки обеспечивают наиболее прочное сцепление с дорожным полотном, а ромбы или прямоугольники идеальны для работы техники в условиях гололеда и значительной толщины снежного покрова. Выбор шипованных шин для спецтехники, к сожалению, невелик. Правда, их всегда можно приварить, технической службе автопарка такое вполне по силам.
Уже ставший классическим вариант подготовки шин к зиме – установка на них металлических цепей. По мнению наших специалистов, цепи можно использовать только в случаях, когда технике приходится работать в гористой местности. Либо – если в разгар сезона зимние шины просто не удалось достать. Даже прочную резину цепи способны привести в негодность достаточно быстро. Хотя сцепление с дорожным покрытием они и повышают, быстрый износ резины не компенсируется понижением аварийности техники.
Готовим к зиме аккумуляторы
Подготовка к зиме аккумулятора начинается с подзарядки. Даже если в работе АКБ не наблюдается сбоев, холода она должна встречать заряженной на сто процентов – в противном случае возросшие объемы потребления электроэнергии и снижение скорости восстановления заряда могут сгубить АКБ очень быстро.
Профилактика АКБ:
- подзарядка, независимо от того, каков уровень зарядки;
- проверка плотности электролита: если она меньше 130 г/см куб., то проблемы с работой аккумулятора даже при не слишком сильном морозе будут – поэтому лучше заменить его на новый;
- после подзарядки и проверки состояния электролита измерения напряжения: оно не должно опускаться ниже 12,6 вольт.
Профилактика перед наступлением холодов обусловлена, во-первых, влиянием низкой температуры на скорость химических реакций в аккумуляторе – электролит «подмерзает», становясь более вязким, что, в свою очередь, приводит к меньшей его диффузии и уменьшению электропроводности.
Во-вторых, количество потребителей электроэнергии растет (из-за сокращения светового дня). В результате, при возросшем энергопотреблении уменьшается скорость восстановления заряда. Смягчить условия эксплуатации можно с помощью ряда мероприятий.
Например, выключать явно не нужные в данный момент электроприборы, если двигатель не работает. Раз в неделю-полторы стоит проверять привод генератора – от его натяжения напрямую завит скорость подзарядки аккумуляторной батареи. Наконец, провод «массы» лучше подсоединить к двигателю – ради уменьшения энергопотерь.
Подогрев
Специалисты рекомендуют пусковые подогреватели – они легко нагреют масло до нужной температуры, да и остальным магистралям подачи жидкостей достанется своя доля тепла. В результате не только снизится износ элементов систем водо- и маслоподачи, но и более бережно станет расходоваться энергия аккумулятора.
Впрочем, без дополнительного расхода заряда не обойтись: подача топлива тоже потребует подогрева. С помощью опять-таки пускового подогревателя, установленного на фильтр тонкой очистки. Этот, наиболее часто выходящий из строя элемент топливной магистрали, стоит дополнить подогревателем в первую очередь.
При необходимости, ряды подогревателей на топливной магистрали можно пополнить: на топливозаборниках, в топливопроводе, на сепараторах устанавливаются отдельные подогреватели, призванные поддерживать температуру на всем протяжении системы подачи топлива на стабильном уровне, обеспечивающем нормальную его работу.
Пневмосистема
Существенно страдает от холодов и пневмосистема. Точнее, не от холодов как таковых, а от неизбежного образования конденсата на клапанах пневмосистемы. Хотя на пути влаги из атмосферы и стоит фильтр, отводящий ее, он, как любое фильтрующее устройство, не вечен – и, как часто случается, ресурс его расходуется аккурат к началу холодов.
Совет специалистов прост: если фильтр не поставлен накануне холодов, лучше заменить его новым. Ремонт в специализированном сервисе, равно как и выбывание из строя даже одной единицы техники (а также ее доставка до ремонтной площадки) стоят куда дороже, чем замена фильтра-влагопоглотителя.
Не забываем про комфорт водителя
Самая совершенная техника – ничто, если управляющий ею человек не способен быстро, практически автоматически, принимать решения. А о каком автоматизме может идти речь, если в кабине холодно? Автономный обогреватель не менее важен, чем свежий аккумулятор или качественные зимние шины. К сожалению, далеко не всегда спецтехника, попадающая в автопарки дорожно-строительных компаний, оснащена этими полезными устройствами. Но ведь всегда можно их установить – причем, лучше именно в автономном варианте, со своими баками, иначе монтаж обогревателя будет осложнен еще и необходимостью утепления дополнительной топливной магистрали от основного бака.
- Нужно сделать возврат, но есть нюанс...
- Какая мне нужна техника?
- Техника для проведения труб, воды и скважины?
- Нужна техника для перевозки опасных грузов
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Подготовка дорожной техники к зиме: советы специалистов
Актуальная информация, так как при должной подготовке и обслуживании техники в зимний период удается избежать многих проблем при самой интенсивной работе.
Довольно ценные и практически рекомендации представлены в материалах данной статьи. Удалось почерпнуть для себя много нового и интересного. Даже не думала, что для подготовки спецтехники и дорожного оборудования к зимним условиям, необходимо прикладывать столько усилий и подходить так основательно.
Очень полезная статья, кое-что я конечно знал, но и новые знания приобрел. Например: во время использования цепей, даже не задумывался о то, что резина изнашивается довольно быстро. Так же о проверки плотности электролита не особо задумывался. Вообщем возьму статью на заметку. Спасибо большое автору!