Подушки безопасности в кабине грузовика
Как и в случае с легковыми автомобилями, производители грузовых транспортных средств заботятся о безопасности водителя и прочих людей, находящихся в кабине, а также пешеходов и других участников дорожного движения.
Оглавление
Они конструируют свои машины таким образом, чтобы в случае ДТП исключить полностью либо свести к минимуму риск получения травм. О составляющих системы безопасности грузовика и, в частности, о его подушках безопасности пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Составляющие системы безопасности автомобиля
Список конструктивных решений, направленных на снижение травматизма при возникновении аварийной ситуации с участием грузового авто, состоит из следующих пунктов:
- Кабина изготовлена таким образом, чтобы противостоять огромному давлению больших сил при аварии. Вокруг водителя и пассажира конструируется т.н. каркас безопасности, а форма кабины выполнена так, чтоб при ДТП часть энергии от удара принимали на себя руль и колонка. Это позволяет создать максимум пространства для зажатых в кабине людей. Важную роль играют материалы, которые подбираются с учетом того, чтобы при сильном ударе не нанести серьезных травм.
- Ремни безопасности, которые в обязательном порядке должны присутствовать в оснащении грузовиков с весны 2009-го года. То же самое касается преднатяжителей, обеспечивающих более надежную фиксацию человека на сиденье.
- Подушки безопасности для водителя и пассажира. Этот элемент системы в разы снижает риск получения черепно-мозговых травм, но при условии, что используется он в паре с ремнями, иначе высок риск нанесения более серьезных увечий.
- Система против сна шофера. Это прибор, мониторящий состояние водителя по нескольким параметрам и издающий сигналы, если человек засыпает.
- Система пожаротушения, которая сигнализирует при появлении в кабине дыма или огня. Работает она от отдельного аккумулятора и не потребляет энергию основной АКБ авто.
- Круиз-контроль – система, состоящая из множества камер, оценивающих препятствия, возникающие во время движения, а также расстояние до них. Датчики срабатывают при приближении к преграде и автоматически замедляют ТС, снижая его скорость путем воздействия на педаль тормоза и интенсивность подачи топлива.
- Система стабилизации курсовой устойчивости, помогающая водителю на поворотах, в которые грузовик входит на большой скорости. Она предотвращает заносы на мокрой и скользкой трассе, способствует более четкому взаимодействию тягача с прицепом, сокращению тормозного пути, улучшению сцепления с полотном.
- Противоподкатные брусья, устанавливаемые спереди и сзади. Они необходимы для обеспечения безопасности иных участников движения – предотвращают риск попадания под огромный грузовик обычной легковушки, ведь именно в таких авариях наивысший процент летальных исходов.
Появление первых подушек безопасности
Первые в истории подушки безопасности запатентовало одновременно двое ученых – американец Джон Хетрик и инженер из Германии Вальтер Линдерер. В основу обоих изобретений лег сжатый воздух, которым заполнялся мягкий корпус. Позже выяснилось, что устройства не гарантируют должной степени безопасности, так как срабатывают они не сразу после удара, поэтому от их использования отказались.
ВажноКуда более эффективным решением оказались изделия с пиропатронами, которые, срабатывая, выделяют сильнейший поток газов и тем самым мгновенно надувают мешок. Именно такими подушками пользуются сегодня во всем мире.
Их изобрел японский ученый Ясузобуро Кобори, произошло это в 1963-м году. Примечательно то, что внутри подушек воздуха не было вообще – корпус наполнялся токсичными газами, которые способны нанести вред здоровью человека.
Однако в конструкцию автомобилей незаменимые сегодня составляющие системы безопасности были внедрены гораздо позже – в 70-х годах прошлого века. Впервые их начали устанавливать на автомобили марки Ford, и «первой ласточкой» в этом плане стал Ford Taunus 20M P7b.
Первым автомобилем, выходившим серийно с блоком подушек безопасности, был Oldsmobile Toronado, выпускающийся с 1973-го года. Что касается грузовиков, то на них подушки начали устанавливать намного позже, с конца 90-х годов прошлого века.
Первопроходцем в этом плане стал Volvo Trucks, который в 1994-м году продемонстрировал собственную разработку – надувную подушку, монтируемую в кабинах грузовых транспортных средств. С 95-го года такие подушки по умолчанию устанавливаются на все грузовики данного производителя.
Принцип работы подушек Air Bag
Подушки безопасности срабатывают при ударе автомобиля, если он двигался со скоростью, превышающей 20 км/час. В момент столкновения срабатывают датчики, установленные по разные стороны машины.
Сигналы от них обрабатываются блоком управления, который при определенных условиях дает команду на срабатывание подушек. Специальный алгоритм указывает блоку, что возникла необходимость в активизации подушек, оттуда на исполнение передается электросигнал.
Он поступает в газовый генератор подушки, после чего выстреливает пиропатрон. Как результат – находящаяся в газогенераторе натриевая кислота сгорает, выделяется азот, который необходим для того, чтобы сработала подушка безопасности.
Количество и места расположения подушек безопасности
Отвечая на вопрос о том, где находятся подушки безопасности, важно отметить, что существует несколько их разновидностей. Фронтальные монтируются в руле и справа на передней панели. Они предотвращают получение черепно-мозговой травмы водителем и пассажиром. Такие подушки устанавливаются в базовых комплектациях всех грузовиков от известных мировых брендов.
Подушки-шторки исключают риск получения травмы головы при боковых ударах. Устанавливаются они в крыше (в центральной ее части) либо между стойками. Некоторые модели ТС оснащаются коленными подушками, но это уже дополнительная опция, за которую придется заплатить. Количество подушек может у разных производителей быть разным, до десяти штук.
Статистика ДТП, сравнение автомобилей с подушками и без
Согласно результатам исследований выяснилось, что только за первые 10 лет серийного выпуска машин с подушками последние спасли не менее 8 тысяч человеческих жизней.
Позже оказалось, что при условии того, что водитель и пассажир грузового ТС будут пристегнуты, при аварии риск смертности благодаря срабатыванию подушки снизится на 11 процентов. Причем, наличие этих элементов в комплектации машины снижает риск гибели людей в 17 раз, а если кроме фронтальной в кабине установлены еще и боковые подушки, то смертность снижается в 51 раз.
Выводы
Как видим, эффективность применения современных систем и, в частности, подушек, доказана на практике. Безусловно, ошибки подушки безопасности иногда случаются, но такие случаи крайне редкие, поэтому если выбор стоит между тем, чтобы брать машину с ними или без, ответ однозначно будет утвердительным.
- Обеспечения безопасности и целостности товара
- Размер автобуса и безопасность?
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Ремень безопасности в маршрутном такси
- Как заставить пассажира пристёгивать ремень безопасности?
- Спецтехника после ДТП: брать или не брать, как определить?
- "ГАЗель Next" начнут оснащать подушками безопасности в 2019 году
- Самые безопасные машины категории «C» и «D»
- Безопасный и комфортабельный Volkswagen Crafter второго поколения
- Стандарты безопасности спецтехники ROPC/FOPS
Логично и сомнений не вызывает, что подушка снижает травмоопасность при аварии. А мне вот всегда было интересно, как инженеры свели к нулю риск случайного срабатывания подушек, представляю их внезапное открытие на большой скорости, это был бы ужас.
Считаю, что в связи с такой высокой эффективностью нужно законодательно обязать всех производителей грузовой техники снабжать все машины полным комплектом подушек.
Необходимость наличия подушек безопасности в салоне автомобиля сейчас практически не оспаривается, и грузовики в этом вопросе не могут быть исключением.
На самом деле, в нашем мире, где всех интересуют только прибыль, только выгода, видеть заботу о безопасности жизни водителя неожиданно, но приятно. Считаю, что вообще в каждой машине должны быть современные средства безопасности.
Не всегда подушка безопасности спасает человека. Знаю случаи когда из-за того, что она не сработала ,человек просто вылетал из машины. И тем самым оставался жив, т.к машина летела в столб и разрывало на пополам. Тем не менте всегда выбираю машину с современными подушками безопасности.
Интересная статья, которая подчеркивает важность безопасности в грузовых автомобилях. Как человек, работающий в транспортной отрасли, могу сказать, что безопасность водителей и пассажиров — это приоритет номер один. Приятно видеть, что технологии, которые начали применяться в легковых авто, теперь активно внедряются и в грузовиках. Особенно впечатляет система стабилизации курсовой устойчивости. Это напоминает мне о системах, которые используются в авиации для предотвращения заносов самолета при посадке. Также, противоподкатные брусья — это отличное решение, учитывая высокие риски в авариях с участием легковушек и грузовиков. Как и в случае с эволюцией подушек безопасности, где от сжатого воздуха перешли к пиропатронам, в грузовых авто постоянно совершенствуются технологии для повышения безопасности. Это, безусловно, важный шаг вперед для всей отрасли. Надеюсь, что в будущем мы увидим еще больше инноваций, которые сделают дороги безопаснее, а работа водителей — более комфортной и защищенной.
Отличная статья! Приятно видеть, что безопасность грузовиков становится такой же приоритетной, как и для легковых авто. Особенно впечатляет интеграция круиз-контроля и противоподкатных брусьев. Это реально спасает жизни.
Спасибо за информацию! Теперь понимаю, насколько важны подушки безопасности для грузовиков. Это действительно может спасти жизнь в критический момент, особенно в сочетании с ремнями безопасности и системой стабилизации.