Полуприцеп-цистерна для перевозки жидкостей
В процессе транспортировки жидкостей и газов используют особую разновидность спецтехники – цистерны, которые устанавливаются на прицепы или полуприцепы.
Оглавление
Они рознятся между собой материалами изготовления, формой, объемом, устройством и прочими параметрами, подбираемыми в зависимости от характеристик перевозимого груза. Сегодня поговорим о транспорте, предназначенном для транспортировки жидкостей, о его видах и особенностях.
Полуприцеп-цистерны и прицеп-цистерны - в чем разница
Цистерна-прицеп представляет собой полностью автономную емкость, установленную на 2+ осях и зафиксированную на грузовом шасси. Функцию буксира выполняет грузовой тягач, бочка фиксируется на нем с помощью специального механизма повышенной надежности и прочности.
ВажноПолуприцеп-цистерна опирается на раму транспортного средства-тягача лишь передней своей частью, крепление осуществляется посредством прицепного устройства, выполняющего двойственную функцию – надежный крепеж и приведение конструкции в движение.
К примеру, для перевозки продуктов питания, воды, строительного раствора или нефтепродуктов используют транспортные полуприцепы-цистерны, устанавливаемые на тягачах совершенно любого производителя. В ряде случаев доставка грузов возможна исключительно прицепными цистернами, которые агрегатируются с грузовиками повышенной проходимости.
Автоцистерны обоих видов предназначены для перевозки и кратковременного хранения не только жидких, но и сыпучих веществ. Выпускают тару из высокопрочной легированной стали, алюминия либо стекловолокна.
Учитывая тот факт, что некоторые грузы нуждаются в создании и соблюдении определенных условий транспортировки, производители используют в процессе изготовления дополнительные покрытия, наделяющие готовую продукцию требуемыми эксплуатационными свойствами. Если сравнивать прицепы с полуприцепами, последние обладают рядом преимуществ, в частности, простотой и оперативностью соединения «головы» грузовика и ведомой части.
Классификация полуприцепов-цистерн
Ключевым преимуществом как цистерн-прицепов, так и полуприцепов является возможность оперативного отсоединения оборудования от буксира, что сокращает время доставки и оптимизирует использование автотранспорта.
Отличием полуприцепов-цистерн, как уже говорилось выше, является тот факт, что передняя их часть размещается на опорный механизм тягача со сцепным устройством, а у задней есть собственные колеса. Это способствует равномерному распределению нагрузки.
На современном рынке представлены разные виды емкостей, которые различаются между собой типом шасси, вместительностью цистерны, грузоподъемностью, материалом изготовления, возможностью использования специальной навески. Поговорим об этом более детально.
По грузоподъемности
Во время организации перевозки полуприцепами-цистернами, в первую очередь, учитывается грузоподъемность транспортного средства. В этой связи все представленные в продаже модели делятся на 3 категории – малой, средней и большой вместительности.
При необходимости транспортировки грузов небольшого объема, в том числе и строительных растворов, на короткие расстояния лучше отдавать предпочтение компактной спецтехнике малой грузоподъемности. Для доставки крупных партий груза на внушительные отрезки пути с целью оптимизации транспортных расходов целесообразно заказывать объемные полуприцепы – это позволит сократить издержки.
По типу подвески
Важнейшей характеристикой прицепа-цистерны является тип подвески, от которой, как и от числа осей, напрямую зависит эффективность работы транспортного средства и удобство его применения. С данной точки зрения модели делятся на рамные, когда цистерна крепится на раме, и несущие, если подвеска с колесами фиксируется непосредственно к цистерне.
Модели с несущей конструкцией станут лучшим решением для автоцистерн, объем которых превышает 27 кубометров, так как их снаряженная масса меньше, чем у аналогов с рамной конструкцией. Центр тяжести у рамных полуприцепов-цистерн находится ниже, поэтому транспортное средство характеризуется большей устойчивостью. Однако из-за использования в процессе изготовления более толстого слоя металла, к примеру, той же нержавеющей стали, себестоимость полуприцепов с несущей конструкцией значительно выше.
Когда говорят о рамных моделях, подразумевают полуприцепы-цистерны, установленные непосредственно на раму, которая выполняет функции связующего элемента между подвеской и самой цистерной. Ее емкость (важно!) не превышает 27 кубометров. Преимущество этой разновидности заключается в финансовой доступности и простоте ремонта.
По числу колесных осей
Логистической отраслью используются модели с 2-6 и более колесными осями, но наибольшее распространение получили цистерны на трех или четырех осях. Они являются оптимальным соотношением с точки зрения удобства и экономичности эксплуатации.
По виду перевозимого груза
Сегодня все автоцистерны, привлекаемые для транспортировки грузов, делятся на две основных группы – специальные (предназначенные для перевозки отдельных видов жидкости) и общего назначения (подходят для обработки широкого номенклатурного ряда продукции).
Назначение полуприцепов-цистерн в зависимости от вида груза:
- Для жидкостей.
- Для газообразных веществ.
- Для порошкообразного груза.
- Для полужидкого груза.
- Для сыпучего груза.
Как устроена полуприцеп-цистерна
Форма, устройство и материал изготовления автоцистерн зависят от вида груза и его свойств. В подавляющем большинстве случаев емкости выполняют из малоуглеродистой листовой стали, обладающей коррозийной устойчивостью. Широкое распространение получили также сварные модели.
В связи со спецификой груза сварные цистерны могут покрываться изнутри антикоррозионными эмалями, а также пластмассой, цинком, свинцом, эпоксидными смолами и прочими веществами, наделяющими емкость требуемыми эксплуатационными свойствами. Распространены цистерны из алюминиевого сплава и пластмассы, для дополнительной прочности возможно армирование стекловолокном.
С точки зрения конструктивных признаков классификация цистерн осуществляется по:
- Форме продольного сечения (уменьшено в задней, передней части или посередине).
- Форме поперечного сечения (прямоугольные, именуемые также цистернами чемоданного типа, круглые, и эллиптические).
- Количеству отсеков (с одним, несколькими или с дополнительным отсеком).
- Виду материала (сталь обычная, сталь высокопрочная со специальным покрытием внутренней поверхности или без оного).
- Также существуют цистерны с волнорезами и без.
Рознятся предметы нашей беседы и особенностями установки (вертикально, горизонтально, под наклоном). К примеру, для доставки сыпучих грузов используются преимущественно вертикально установленные емкости, тогда как в горизонтальных перевозят различного рода жидкости и газы.
Конструкция емкостей и их оснастка зависит от свойств перевозимого груза. Так, к примеру, битум, асфальт, гудрон и прочие подобные жидкости нуждаются в поддержании определенного температурного режима, поэтому цистерны дополнительно оснащают системой подогрева. Емкости, предназначенные для горючих веществ, оборудуют противопожарными устройствами, а в горловины встраивают пламенегасители. Для загрузки/выгрузки используют спецоборудование.
Основные виды полуприцепов-цистерн
Выбор цистерны зависит от того, для транспортировки какого груза она будет использоваться. Это оказывает непосредственное влияние и на оснастку.
Полуприцеп-бензовоз
Полуприцеп-цистерна бензовоз применяется для транспортировки бензина и светлых нефтепродуктов, которые принадлежат к среднему классу опасности. Согласно действующим стандартам, такие емкости окрашиваются в оранжевый или красный цвет, что делает ТС заметным на дороге. На цистерну наносится соответствующая маркировка, в частности, надпись «Огнеопасно» с каждой стороны.
Полуприцеп-цистерны для транспортировки кислот
Кислоты перевозятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доставке грузов повышенной опасности. Корпус таких емкостей изготавливается листовой стали, характеризующейся повышенной устойчивостью перед воздействием агрессивных сред. Обязательно наличие в базовой оснастке технической площадки, смотровой лестницы, а также звуковой сигнализации и световых сигналов.
Автоцистерна полуприцеп для транспортировки неагрессивных жидкостей
В подавляющем большинстве случаев имеется в виду тракторный полуприцеп-цистерна, который используют в коммунальной, строительной и прочих сферах для доставки технической воды. Резервуар изготавливается из углеродистой стали, оборудуется лестницей и техплощадкой для простоты обслуживания. Благодаря наличию просечной опорной плоскости площадки исключается риск скольжения по ней даже в сильный мороз, что способствует безопасности эксплуатации.
Молочная цистерна
В отличие от обычных емкостей, цистерны для транспортировки молочных продуктов внутри разделены на несколько отсеков для раздельного сбора продукции в разных хозяйствах. Обязательно наличие охладителя, предотвращающего нагрев молока более чем на два градуса. Даже если температура «за бортом» превышает 30 градусов, перевозимый внутри молочной цистерны груз остается свежим на протяжении 10 и более часов.
Полуприцепы-цистерны для перевозки бетона
Бетоновоз является удобным способом транспортировки на стройплощадку свежеприготовленного цементного раствора. Преимущество такой тары - простота и оперативность погрузки/выгрузки. С помощью бетоновозов доставляют не только растворы, но и сухие строительные смеси, а также прочие сыпучие грузы.
Комплектация
Автоцистерны в большинстве своем выполнены в форме цилиндра. Для удобства загрузки вверху присутствуют люки, количество которых зависит от модели ТС. На внешней стороне резервуара в зависимости от особенностей конструкции могут находиться такие элементы:
- Лестница.
- Техническая площадка, упрощающая обслуживание.
- Воздуховод.
- Отделитель влаги/масла.
- Кран наддува.
- Шкворень и боковой бампер.
- Люки для разгрузки.
- Кнопки для выгрузки конусов.
- Выгружной канал.
- Компрессор и/или разъем для подключения внешнего компрессора.
- Мембранный датчик, регулирующий загрузку.
Техника безопасности при эксплуатации
В соответствии с требованиями техники безопасности бак для горючего должен находиться как можно дальше от мотора и электропроводов. Обязательно наличие металлической цепи для заземления и двух огнетушителей за пределами операторской кабины.
Выхлопная труба отводится в направлении радиатора под наклоном. Допускается выведение трубы вправо за пределы топливного бака и зоны цистерны. Электропровода должны помещаться в металлические трубки, дополняться предохранителями и автовыключателями.
Итог
Полуприцепы-цистерны – незаменимая спецтехника, без которой невозможно представить современную логистику.
Такие транспортные средства выполняют доставку жидкостей, в т.ч. опасных, газообразных веществ, сыпучих и прочих грузов, перевозка которых другой техникой невозможна. При выборе подходящей модели цистерны следует учитывать тип, объем груза и его свойства, немаловажное значение играет также дальность перевозки.
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Разрешительные документы для перевозки детей
- Что именно нужно для перевозки?
- Какой кузов на ГАЗЕЛИ лучше всего использовать для перевозки стройматериалов?
- Нужна ли специальная машина для перевозки пчел?
- Особенности оказания логистических услуг по Украине
- Цистерны полуприцепы ППЦ-20 и ППЦ-22 от «УралСпецМаш»
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- Спецтехника для перевозки грузов
- Виды цистерн
Полуприцеп в видео просто ослепляет своей красотой. Да в него, как в зеркало, можно смотреться! У меня дома зеркало не такое чистое) Да-а-а, это вам не советские помятые молоковозы, все в навозе... Автомобилестроение в грузоперевозках, конечно, колоссально продвинулось за последние 30-40 лет, что не может не радовать.
Полностью согласна с предыдущим оратором. Мы не стоим на месте, инженеры идут в правильном направлении, развиваются и усовершенствуется автомобилестроение, грузоперевозки и вообще наш отечественный автопром
Слава богу, что у нас много заводов, которые выпускают прицепы. Даже введя санкции, иностранцы не только не разрушили рынок, но и помогли нашим компаниям избавиться от европейских конкурентов. На китайские прицепы спроса пока нет, поэтому нашим заводам, можно увеличить выпуск прицепов.
Очень интересная статья! Тема полуприцепов-цистерн действительно важна для логистики. Из всего прочитанного, меня особо зацепил момент про материалы изготовления. Использование высокопрочной легированной стали, алюминия или даже стекловолокна для цистерн - это отличный подход, ведь каждый из этих материалов имеет свои преимущества. Например, алюминий легкий и устойчив к коррозии, что может снизить расход топлива при транспортировке. Также впечатляет разнообразие конструкций цистерн в зависимости от вида перевозимого груза. Например, молочные цистерны, разделенные на несколько отсеков, - это отличное решение для поддержания свежести молока. Интересно, что для перевозки битума и асфальта используются цистерны с системой подогрева. Это напоминает мне о том, как в других отраслях используют аналогичные решения, например, в нефтяной промышленности, где подогрев помогает поддерживать текучесть нефти. В целом, статья дала мне много нового для размышлений о том, как правильно выбирать и использовать цистерны в зависимости от особенностей груза и маршрута. Думаю, было бы полезно рассмотреть эти вопросы еще глубже, возможно, с примерами из реального опыта компаний, которые уже внедряют эти технологии.
Статья отлично обрисовывает основные моменты использования полуприцепов-цистерн. Особенно понравилось, что уделяется внимание технике безопасности, ведь это жизненно важно. Видно, что автор хорошо разбирается в теме.
Интересно было узнать о разнообразии конструкции цистерн в зависимости от типа груза. Прямо как в случае с контейнерами для морских перевозок, где каждое решение подбирается индивидуально под товар.