Вождение грузовика с прицепом
Передвижение на различных видах транспортных средств вполне логично требует разного уровня навыков и умений. К числу наиболее сложной для управления техники относится грузовик с прицепом. Вождение фуры заслуженно считается непростой задачей, эффективное решение которой предусматривает профессионализм водителя.
Только в этом случае удается сбалансированно совместить скорость и безопасность передвижения. Причем второй параметр крайне важен не только для самого водителя грузовика, но и для остальных участников дорожного движения.
Оглавление
Что вполне логично, если учесть потенциально высокую опасность, которая неизбежно возникает при попадании тяжелой и габаритной грузовой машины в ДТП. Рассмотрим более подробно основные принципы безопасного движения с грузовым прицепом на дороге и несколько сопутствующих этой теме дополнительных вопросов.
Подготовка к движению
Грузовик с 1 или даже 2 прицепами – сложное с технической точки зрения транспортное средство. Которое требуется подготовить к началу движения, что попросту необходимо для достижения безопасности. Тем более – в сложных погодных и дорожных условиях.
К числу наиболее важных подготовительных мероприятий относятся такие:
- Проверка наличия на руках необходимых документов (от водительского удостоверения до путевого лица и накладной на груз). Что позволит избежать неуверенности и сомнений за рулем, способных помешать спокойному управлению машиной.
- Прохождение инструктажа по технике безопасности. Осуществляется в рамках внутреннего распорядка транспортного предприятия (для штатных водителей).
- Стандартная проверка исправности грузового автомобиля. Для этого проводится визуальный осмотр наиболее ответственных рабочих узлов и деталей. Проверяется давление в шинах, работоспособность тормозов и системы освещение, надежность фиксации крепежа, наличие сигнальных знаков и т.д.
- Проверка надежности соединения прицепа с грузовиком. Выполняется в рамках предыдущего пункта. Выделена в отдельный из-за особой важности мероприятия.
- Регулярное техническое обслуживание (проводится по мере необходимости в соответствии с установленным графиком). Включает заправку топливом, долив масла, тормозной жидкости и воды (в зимнее время – антифриза).
- Обнаружение неисправностей или других проблем означает невозможность выезда на трассу. Который допускается только после устранения выявленных дефектов и полного восстановления работоспособности транспортного средства.
- Завершающим этапом подготовки к движению с грузовым прицепом по дороге является прогрев двигателя машины до температур +70 градусов или выше. Он позволяет тронуться плавно, без пробуксовки колес и рывков. Что минимизирует износ резины и расход бензина. Это в случае с фурой становится критически важным, так как речь идет о достаточно крупных расходах.
Начало движения
Как было отмечено выше, начало движения грузовика с прицепом должно быть максимально плавным. Что особенно актуально для поездки в сложных дорожных условиях (гололед, снег, дождь). Перемещение начинается только с первой передачи (для механической КПП). Выжимание сцепления начинается несколько раньше растормаживания транспортного средства.
Причем необходимо учитывать специфику конкретной марки грузовика. Например, для некоторых моделей Volvo и DAF передачи переключаются по убыванию, так КПП машины оснащена синхронизатором. Отдельно стоит сказать про седельный тягач первого из указанных производителей, на котором используются повышенные и пониженные передачи.
Еще одним немаловажным техническим нюансом становится необходимость двойного выключения сцепления, когда выполняется переход со второй на первую передачу. Одновременно следуют два нажатия на педаль газа, что позволит избежать выхода из строя шестерни. Перед началом движения задним ходом требуется полная остановка грузового автомобиля.
Факторы безопасного движения автопоезда на трассе
Первым и обязательным условием допуска к вождению автопоезда, то есть грузового автомобиля с 1 или 2 прицепами, выступает наличие водительского удостоверения соответствующей категории (процедура получения описывается ниже).
ВажноДля по-настоящему безопасного передвижения по дороге требуются не только теоретические знания, но и практические навыки, овладение которыми происходит вместе накоплением опыта. Несколько самых важных для обеспечения безопасности на трассе факторов целесообразно рассмотреть более внимательно.
Запрет резких маневров
Устройство автопоезда предусматривает объединение тягача и прицепа в одной целое. Причем очень массивное, а потому обладающее большой инерцией. Из-за наличия которой крайне не рекомендуется совершать резкие маневры. Как в части изменения траектории (выкручивание руля), так и в отношении скорости (выживание педали газа) движения.
Подобные действия способны привести к потере контроля над грузовым автомобилем. Результатом чего может стать ДТП с мало предсказуемыми, но в любом случае очень неприятными последствиями.
Погода и состояние дороги
Опытный и профессиональный водитель всегда оценивает и обязательно учитывает сложность дорожных условий. Которые определяются двумя ключевыми факторами: качество покрытия (наличие выбоин, ям и т.д.) и погодные условия (снег, дождь, туман и т.д.).
Важность перечисленных параметров очевидна и не требует доказательств: длина тормозного пути на сухой и мокрой трассе различается очень сильно. Тем более – если речь идет о гололеде или заснеженном дорожном покрытии.
Невозможность быстро остановиться, повышенный риск движения в условиях недостаточной видимости, опасность попадания колеса в большую выбоину – типичные примеры негативных последствий плохих погоды и состояния дороги. На которые необходимо делать поправку при управлении фурой.
Подготовка к повороту, выбирать правильный радиус
Главным отличием автопоезда от обычного грузовика выступает серьезная длина. Она проявляется в разных ситуациях. Прежде всего – при поворотах, где на первый план выходит маневренность транспортного средства, сильно сниженная из-за больших габаритов.
Чтобы избежать очевидной опасности попадания в занос или снос с риском попросту сложиться пополам, к повороту необходимо готовиться заблаговременно. Выполнение маневра осуществляется плавно и постепенно, без резких торможений или ускорений.
Очень важно подобрать оптимальный радиус перемещения. Если избежать пробуксовки или заноса не удается, необходимо вернуть управляемость машины плавными и очень аккуратными движениями рулям без существенных изменений оборотов двигателя.
Учет длины прицепа при маневрах
Как было отмечено ранее, длина сцепки заметно превосходит значение аналогичного параметра у обычного грузовика. Что приводит к разным траекториям движения тягача и прицепа.
Опытный водитель заранее просчитывает каждую – еще до начала маневра. Это позволяет исключить риск для остальных участников движения, включая пешеходов и другие транспортные средства.
Общей рекомендацией выступает увеличение радиуса поворота. Что дает возможность успешно завершить маневр с небольшим запасом по времени, мощности и месту. Обязательным условием его безопасного выполнения становится постоянный контроль с помощью зеркал.
Неопытный водитель практически всегда стремится «срезать» угол, то есть проехать по более краткому пути. Такое – часто неосознанное - желание сэкономить время и топливо видится вполне разумным. Но только в том случае, если речь идет о небольшом по размерам и маневренном автомобиле.
Когда по дороге движется автопоезд, уменьшать радиус поворота не стоит. Напротив, в большинстве случаев лучше подбирать его с некоторым запасом, что исключает риски потери управляемости.
Что становится особенно актуальным, так как исправить траекторию движения сцепки не так просто: сделать это одним поворотом руля точно не получится. Прежде всего, из-за серьезной инерции и большой массы прицепа грузового автомобиля.
Контроль скорости
Ключевой фактор безопасности – это скорость движения грузового автомобиля с прицепом. Контроль скоростного режима перемещения осуществляется непрерывно. Что необходимо для небольшого торможения, перестроения, поворотов или выполнения других маневров.
Важно помнить, что снижение скорости приводит к заметному сокращению длины тормозного пути. Одновременно улучшается управляемость автопоезда, в том числе – устойчивость на дороге. Избежать проблем, возникающих в процессе движения, намного проще на низкой скорости, чем на высокой.
Внимание при обгоне
Стремление сэкономить время в дороге нередко приводит к совершению еще одного потенциально опасного маневра – обгона. Его выполнение требует и увеличения скорости, и изменения траектории движении. Сочетание сразу двух факторов повышенного риска требует максимально внимательного отношения к планированию и осуществлению обгона.
Основными рекомендациями для водителя автопоезда становятся такие:
- Никогда не совершать обгон в условиях недостаточной видимости.
- При принятии решения обязательно учитывать мощность двигателя и загруженность автопоезда.
- Начинать маневр только при полной уверенности его успешного завершения исходя из фактической длины сцепки.
Обучение вождению грузовика с прицепом
Длительное время классификация водительских удостоверений была предельно простой и состояла из 5 категорий. Управлять грузовиком с прицепом могли водители с правами категории «Е». Сегодня действует несколько более сложная классификация. В ней присутствует 5 основных категорий, 4 подкатегории и 5 специальных категорий. Именно последние предназначены для водителей автомобилей с прицепом. В отношении грузовиков используются две из них:
- СЕ – грузовые авто с прицепом (без ограничений по массе);
- С1Е – средние грузовые авто с прицепом (общей массой до 12 тонн).
Обучение на права проводится в автошколах. Чтобы получить водительское удостоверение категории СЕ или С1Е, необходимо иметь годовой опыт вождения обычного грузового автомобиля (без прицепа).
Особенность подготовки водителей грузовиков состоит в добавлении около 5 десятков специальных экзаменационных билетов. Длительность обучения составляет около 2-3,5 месяцев. Сдача экзаменов происходит в ГИБДД и включает как ответы на задания в билетах, так и вождение с инспектором.
Итог
Управлять грузовиком с прицепом намного сложнее, чем обычным автомобилем. Что объясняется большими габаритами и массой автопоезда. Поэтому при движении по трассе необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, включая обязательный учет состояния дорожного покрытия и погодные условия.
К управлению сцепкой допускаются только водители с правами категории СЕ или С1Е. Обучение ведется в автошколах по специальной программе. Обязательным условием допуска к подготовке выступает годовой опыт вождения грузовым автомобилем.
- Помогите разобраться с Hyundai Porter 2
- Брат хочет возить пассажиров, с чего начать?
- Банкротство с/х предприятия
- Увеличение стоимости проезда в такси по факту в сравнении с заявленной ранее на сайте организации
- Мини комбайн с пресс-подборщиком.
- Opel Vivaro – новый близнец Citroen Jumper
- Всевидящее око Mercedes-Benz
- Новый подход к управлению газовым грузовиком
- Перспективный грузовик с большими возможностями
- Водитель-дальнобойщик: квалификация имеет значение
При обучении водителей грузовых автомобилей нужно особое внимание уделять вождению с прицепом. Неоднократно наблюдал на дорогах как водители нарушают правила дорожного движения, особенно на поворотах. Не всегда прицепы закреплены должным образом как положено. К таким грузовикам даже приближаться опасно.
Вождение грузовика с прицепом требует большего внимания, ответственности и осторожности, но при правильной подготовке и практике многие водители безопасно и эффективно управляют таким транспортным средством. При подготовке к поездке также важно убедиться, что грузовик загружен безопасно и сбалансированно.
По началу, многим, кто не ездил с прицепом может показаться, что это на уровне невозможного, мол как управлять такой неповоротливой махиной по узким дорогам, но на самом деле все довольно просто. Человек привыкает ко всему. У меня все сразу начало получаться.