Раздаточная коробка грузового автомобиля

Раздаточная коробка (раздатка) — ключевой элемент трансмиссии большинства полноприводных грузовиков.

Она играет важную роль в распределении момента от ДВС между передним и задним мостами, а также позволяет менять передаточное число. Ниже разберемся, какие функции выполняет механизм, для чего он нужен, и из чего состоит. Отдельно опишем основные виды и их особенности.

Назначение раздаточной коробки (РК)

Раздаточная коробка

Раздатка грузовика имеет широкий функционал и способна выполнять ряд задач:

  1. Распределение момента. РК равномерно разделяет потенциал, поступающий от КПП, между передним и задним мостами. При этом гарантируется постоянный полный привод. Это улучшает проходимость, а особенно на бездорожье.
  2. Изменение передаточного числа. Большинство раздаток имеют понижающую передачу. При ее активации момент подскакивает, что важно при преодолении сложных участков, подъемов или буксировки.
  3. Межосевой дифференциал. Базируется внутри, позволяя колесам оси спереди и сзади вращаться с разной скоростью при поворотах. Это предотвращает пробуксовку и повышает управляемость.
  4. Подключение и отключение переднего моста. Некоторые РК позволяют водителю включать и выключатьмост спереди в зависимости от ситуации. Это короткий путь к экономии горючего при движении по хорошему покрытию.
Важно

РК позволяет грузовику уверенно преодолевать бездорожье. Кроме того, понижающая передача позволяет увеличить тягу для работы в тяжелых условиях.

Устройство

Раздаточная коробка

При эксплуатации грузовика важно знать устройство раздаточной коробки. Это важно не только для понимания принципов ее работы, но и для повышения ресурса. К основным компонентам стоит отнести следующие:

  1. Корпус. Служит для размещения внутренних механизмов и герметичности. Часто делается из прочного чугуна или алюминиевого сплава.
  2. Вал привода раздаточной коробки. Передает момент от КПП на внутренние механизмы РК.
  3. ВОМ. Используется для привода дополнительных агрегатов, таких как лебедка, компрессор и т.д.
  4. Межосевой дифференциал. Позволяет колесам передней и задней осей вращаться с разной скоростью при поворотах.
  5. Демультипликатор. Представляет собой набор шестерен, позволяющих изменять передаточное число и включать понижающую передачу.
  6. Шестерни. Гарантируют передачу момента между различными валами и механизмами.
  7. Подшипники. Нужны для плавного вращения валов и снижения трения.
  8. Синхронизаторы. Обеспечивают плавное включение скоростей.
  9. Блокировка дифференциала. Механизм, позволяющий жестко соединить полуоси, что повышает проходимость авто.
  10. Управляющие механизмы. Рычаги, тросы или пневматические приводы, используемые для включения и отключения различных режимов работы РК.

Принцип работы прост. Момент от КПП поступает на входной вал РК. Далее он распределяется между передним и задним мостами через межосевой дифференциал. При включении понижающей скорости активируется демультипликатор, что повышает момент на валах. Блокировка жестко соединяет полуоси, что обеспечивает лучшие показатели.

Классификация раздаточных коробок

При изучении раздатки важно учитывать их виды и классификацию. Условно они делятся оп типу переключения и варианту подключения ведущих осей.

Раздаточная коробка

По способу переключения

Вариант переключений в раздатке напрямую влияет на удобство управления авто и его проходимость. Выделим базовые варианты:

  1. Механическое — наиболее распространенное и надежное решение. Осуществляется вручную с помощью рычага или тросов.Требует определенных навыков от водителя.
  2. Электронное. Контроль осуществляется с помощью блоков управления и клавиш на приборной панели. Такой метод обеспечивает больший комфорт. Он может быть полностью автоматическим или с возможностью ручного выбора.
  3. Гидравлическое. Предусматривает применение гидроцилиндров. Часто применяется в сочетании с электронным управлением.Обеспечивает плавность и удобство.
  4. Комбинированное. Сочетание нескольких способов переключения для достижения оптимальных характеристик.

По способу подключения ведущих осей

Эта особенность определяет, когда и как будет задействован полный привод. На выбор доступны разные варианты:

  1. Part-time. Подключение осуществляется вручную водителем, если это необходимо. Обычно используется на бездорожье или при буксировке.Требует внимательности водителя при переключении режимов.
  2. Full-time. Полный привод подключен постоянно.Межосевой дифференциал распределяет момент между машины. Дает лучшую управляемость на дороге с различными покрытиями.
  3. On-demand. Система автоматически подключает полный привод при пробуксовке ведущих колес.Обеспечивает экономичность горючего при движении по дорогам с твердым покрытием.
  4. Auto. Режим управления раздаточной коробкой подбирается автоматически с учетом дорожных условий и стиля вождения.

Режимы постоянного полного привода

Раздаточная коробка

Функция AWD используется для улучшения управляемости, тяги и стабильности грузовика в различных дорожных условиях: бездорожье, мокрый асфальт или скользкие поверхности.

Основные варианты работы для постоянного полного привода:

  1. Обычный. Момент распределяется равномерно между передней и задней осями. Актуален на дорогах с твердым покрытием и при нормальных условиях. Обеспечивает плавность без повышенного расхода.
  2. Режим пониженной передачи. Дает повышенный момент на всех колесах.Используется в условиях тяжелого бездорожья, на крутых подъемах или при буксировке грузов.  Включение пониженной скорости повышает тягу и контроль над грузовиком на сложных участках.
  3. Блокировка дифференциала раздаточной коробки. Используется для равного распределения мощности между передними и задними колесами. Подходит для сложных условий: грязь, снег, песок или лед.Блокировка защищает от пробуксовки и дает максимальное сцепление с дорогой.

Плюсы:

  • удерживание грузовика на дороге;
  • снижение вероятности заносов и улучшение управляемости;
  • способность преодолевать сложные участки.

Режимы подключаемого полного привода

Наличие подключаемого полноприводного режима является важной функцией, позволяющей адаптировать авто к различным дорожным условиям и задачам. Механизм часто управляется с помощью раздатки, которая передает мощность от ДВС к обеим осям. Она может иметь несколько режимов, обеспечивающих различный уровень сцепления и тяги.

Раздаточная коробка

Основные режимы:

  • 2H. Привод идет только на задние колеса. Применяется на ровных и твердых покрытиях (асфальт, сухой грунт). Преимущества — экономия топлива, снижение износа КПП.
  • 4H.  Включает полноприводный режим, распределяя момент между передней и задней осями пополам. Применяется на скользких, неровных или грязных дорогах. Дает улучшенное сцепление, более уверенную управляемость на плохой дороге.
  • 4L. Здесь также активируется полный привод, но с использованием пониженной передачи. Последняя повышает момент и снижает скорость движения. Применяется для преодоления сложных препятствий, таких как крутые подъемы, глубокая грязь или снег. Плюсы — максимальное тяговое усилие, контроль при движении в экстремальных условиях.
  • 4A. Доступен на некоторых грузовиках и автоматически регулирует распределение момента между осями с учетом покрытия. Плюсы — простота применения, оптимизация сцепления и управляемости без необходимости ручного переключения.

Блокировка дифференциала может активироваться в некоторых режимах для равномерного распределения мощности между колесами одной оси. Результат — улучшение проходимости. Есть также антипробуксовочная система (TractionControl). Она работает совместно с раздаткой, предотвращая пробуксовку колес в условиях пониженного сцепления.

Раздаточные коробки с приводом на три и более осей

К этой категории относятся специализированные трансмиссионные узлы. Они используются в тяжелых грузовиках, армейской технике и некоторых видах специального транспорта. Предназначены для распределения момента от ДВС на три или более ведущих мостов.

Раздаточная коробка

Особенности:

  • Многоступенчатые конструкции. Такие раздатки имеют несколько ступеней понижения, позволяющих адаптировать передаточное число под различные дорожные условия.
  • Несколько выходных валов. Каждый выходной вал передает момент на свой ведущий мост.
  • Сложные системы дифференциалов. Применяются межосевые и межколесныеустройства для обеспечения плавности и предотвращения пробуксовки.
  • Блокировки дифференциалов. Позволяют жестко соединить полуоси, увеличивая проходимость в сложных условиях.
  • Централизованная система управления. Дает возможность выбора различных режимов работы и управления блокировками дифференциалов.

Варианты приводов:

  • 6х6 —6-осный грузовик тремя ведущими мостами. Схема используется в военной технике, лесовозах и иных специализированных ТС.
  • 8х8 — 8-осный транспорт с четырьмя ведущими мостами. Подходит для сложных условий: карьеры, стройплощадки и т.д.
  • 10х10 и более — 10-осные и более тяжелые авто с пятью и более ведущими мостами. Применяются в уникальных проектах и специальных ТС.

Итог

Раздаточная коробка

Важность раздаточной коробки сложно переоценить. При этом ее конструкция может быть весьма разнообразной: от простых двухступенчатых механизмов до сложных систем с электронным управлением и группой выходных валов для привода трех и более осей. Выбор конкретной модели зависит от условий, требуемой проходимости и грузоподъемности.

Современные РК позволяют устанавливать различные режимы движения, такие как постоянный или подключаемый полный привод, блокировка дифференциалов и понижающая передача. В комплексе это гарантирует максимальную адаптивность к различным условиям.Главное — проводить регулярную замену масла в раздаточной коробке, чтобы продлить ее ресурс.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 49
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 16-10-2024 / Обновлено: 17-10-2024
Поиск запроса "раздаточная коробка грузового автомобиля" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Станислав Александрович Саратов 16.10.2024

Сейчас начинаю изучать грузовые автомобили более подробно для того, чтоб открыть соответствующую категорию в правах, в статье все коротко и по существу. Современные грузовики отличаются тем, что управлять ими гораздо проще и комфортнее, но и обслуживать необходимо более скрупулезно и всегда вовремя. 

0
0
Ответить
Арсен Ростов 16.10.2024

Хапнуть горя можно даже с "простой" механической раздаткой. Работал на Урале с двухступенчатой РК, когда перестала работать блокировка раздатки наши штатные механики так и не докопались до причины неисправности. Хорошо, что в соседней организации нашёлся человек, хорошо знающий устройство таких РК, а так бы Урал о сих пор на ремонте стоял.)

0
0
Ответить
Сергей Тверь 17.10.2024

Наконец-то я узнал для себя как работает раздатка и какие проблемы могут произойти в процессе эксплуатации, главное это уход и своевременная замена масла, многие пренебрегают и потому ремонт выходит в значительную сумму.

0
0
Ответить
Иса 14.11.2024

Раздаточная коробка, безусловно, является важным элементом трансмиссии грузовиков, особенно в условиях бездорожья. Мне нравится, как в статье подробно описаны её функции и особенности. Например, распределение момента между передним и задним мостами – это ключевой аспект, который обеспечивает лучшую проходимость и стабильность на дороге. Сравнивая с легковыми автомобилями, можно заметить, что у них часто используется система полного привода с вискомуфтой, которая не всегда может обеспечить тот же уровень контроля и надежности, что и РК в грузовике. Также интересно, что большинство раздаток оснащены понижающей передачей, что действительно необходимо для преодоления сложных участков. Это напоминает мне о внедорожниках, где такая функция также играет ключевую роль. Устройство раздаточной коробки, описанное в статье, впечатляет своей сложностью и продуманностью. Например, использование демультипликатора и блокировки дифференциала – это черты, которые делают механизм адаптивным и эффективным. В статье также удачно подмечено значение регулярной замены масла для продления ресурса устройства, что актуально и для других элементов трансмиссии. Сравнивая с рынком, можно вспомнить о раздатках с электронным управлением, которые предоставляют больший комфорт и легкость в управлении, как у современных внедорожников. Эти технологические решения действительно делают грузовики более универсальными и надежными, что особенно важно для профессионалов, работающих в сложных условиях.

0
0
Ответить
Филип 15.11.2024

Интересно было узнать о различных способах подключения ведущих осей. Part-time и Full-time режимы имеют свои плюсы и минусы, и выбор зависит от конкретных условий эксплуатации. Хорошо, что статья делает акцент на этом аспекте.

0
0
Ответить
Максим 16.11.2024

Очень подробно и понятно расписаны функции и устройство раздаточной коробки. Особенно понравилось сравнение режимов полного привода. Это действительно важная информация для тех, кто работает с грузовиками на бездорожье.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: