Регулировка развала-схождения грузовых автомобилей
Безопасность эксплуатации любого транспортного средства, а также комфорт езды зависят от исправности автомобиля. Порой достаточно незначительного отклонения, чтобы управляемость ТС ухудшилась и повлекла за собой плачевные последствия. К таким отклонениям относят развал схождение, которое станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Оглавление
Если авто стало уводить в сторону на ровной и прямой дороге, если наметился неравномерный износ шин, они стали приходить в негодность быстрее, чем это было ранее, если заметно изменение положения руля, не исключено, что придется выполнять регулировку развала схождения.
Пытаться сделать ее самостоятельно категорически не рекомендуем – перед проведением процедуры необходимо провести диагностику авто. К тому же регулировать развал должен грамотный специалист, с применением специального оборудования, именуемого стендом. Но обо всем по порядку.
Физический смысл понятия «развал» и понятия «схождение»
Под понятием «сход-развал» подразумевают регулировку колес механического транспортного средства относительно положения его кузова. Процесс состоит из двух этапов – схода и развала, отсюда и название.
ВажноОт того, правильно ли выполнен развал схождения колес, зависит управляемость авто, а значит, и уровень безопасности всех участников дорожного движения.
Выше мы упомянули лишь некоторые последствия неправильной регулировки, на деле их больше, они куда более серьезны. Так, если сход-развал сделан ненадлежащим образом, машина плохо входит в повороты, неадекватно реагирует на действия водителя и пр.
Развал – это угол, образованный между вертикальной прямой и плоскостью колеса. Говоря иными словами, имеется в виду угол отклонения колеса по вертикали. О т.н. положительном развале свидетельствует определенное местоположение верхних и нижних частей колес, находящихся на одной оси. Верхние части должны быть дальше друг от друга, нежели нижние. Особенно это актуально при грузовом развал схождении, что позволяет им «выходить в ноль» при высоких нагрузках.
Отрицательный развал – это когда верхние части находящихся на одной оси колес расположены ближе по отношению друг к другу, нежели нижние. Чаще всего такой развал встречается в спортивных автомобилях, для которых актуально точное вхождение в повороты без снижения скорости движения.
Если расстояние между частями колес одинаковое (имеется в виду одна ось), можно говорить о нулевом развале, который гарантирует минимальный износ покрышек. Схождение с физической точки зрения – это угол, образованный между продольным сечением транспортного средства и плоскостью, в которой колеса вращаются.
Когда расстояние между передними колесами меньше, чем между задними, имеет место положительное схождение. Если расстояние между задними колесами меньше, чем между передними, схождение отрицательное. Если схождение неправильное, шины от этого страдают сильнее, чем от неправильного развала.
Неправильная или нарушенная регулировка
Как понять, что пришло время сделать развал схождение? О необходимости регулировки углов расположения колес свидетельствуют такие признаки:
- Когда водитель убирает руки с руля, машина меняет траекторию движения и начинает двигаться вправо или влево.
- Появляется визг колес во время вхождения в повороты, даже если скорость движения минимальна.
- Для того, чтобы авто ехало прямо, приходится слегка поворачивать руль влево или вправо.
- После завершения маневра руль сложно вернуть в первоначальное положение.
- Наблюдается ускоренный износ автопокрышек.
Плановая регулировка сход-развала осуществляется каждые 20 тыс. км пробега – таковы рекомендации специалистов. Нужно ли делать развал схождение чаще? Да, если:
- Колесо попало в большую выбоину, и повредился диск.
- После монтажа укороченных пружин претерпел изменения дорожный просвет.
- Если были заменены ШРУС, рулевой наконечник или шаровые опоры.
В таких ситуациях эксперты рекомендуют выполнить внеплановую регулировку сход-развала, в противном случае могут возникнуть проблемы с управляемостью автомобиля.
Последствия неправильной регулировки
Как уже говорилось выше, регулировать развал схождение колес должны опытные специалисты с применением необходимого оборудования. Некоторые автомобилисты пытаются справиться с этой задачей самостоятельно, однако делать этого без должных умений категорически нельзя.
Неправильная регулировка чревата целым рядом проблем. Если на ровной и сухой дороге машина управляется более-менее нормально, то на мокром или обледенелом покрытии ее начнет заносить в стороны.
Для сохранения курсовой устойчивости водителю приходится постоянно воздействовать на руль, при этом поведение авто все равно будет непредсказуемым, а вероятность аварии возрастет в разы. Неопытные автолюбители нередко пытаются справиться с проблемой самостоятельно.
Специалисты крайне не рекомендуют так делать, поскольку от ваших действий зависит безопасность всех участников дорожного движения. Практика показывает, что неправильный угол колес становится распространенной причиной выезда ТС на встречную полосу движения, что чревато фатальными последствиями.
Стенды для регулировки
Раньше настройка угла колес выполнялась на свесах, но сегодня для этого используется стенд развал схождения, который оборудован специальными датчиками, позволяющими выполнить требуемый спектр работ с максимальной точностью.
Говоря о том, как делают развал схождение, отметим, что процедура выполняется в следующей последовательности:
- Осмотр транспортного средства, проверка давления в колесах, диагностика ходовой.
- Измерение компенсации биения обода.
- Определение общего состояния геометрии ходовой, обнаружение дефектов, способных повлиять на управляемость автомобиля.
Далее машина загоняется на стенд – оснащенную компьютерным оборудованием платформу, которая выполняет обследование угла наклона колес и отображает полученные данные на мониторе с предельной точностью – до доли миллиметров.
Стенды для диагностики и регулировки сход-развала бывают разными:
- оптическими (лазерными);
- компьютерными;
- 3D.
Работа лазерного стенда базируется на отражении лазерного луча, посредством которого на шкале отображается отклонение. Это старая технология, которая в последнее время используется крайне редко.
В основе компьютерного развала лежит применение СDD-датчиков, обеспечивающих высочайшую точность регулировки. Отклонение отображается благодаря инфракрасному лучу. В последних моделях внедрена база данных от производителей ТС, в которой приведены нормы по паспорту конкретного грузового авто.
Полученные в результате измерений данные передаются на компьютер, что позволяет оперативно привести показатели в норму. 3D-стенды – новейшая технология, заключающаяся в установке на автомобиль т.н. «мишеней».
На них с компьютера поступает сигнал, благодаря которому осуществляется компьютерное моделирование и точная оценка угла колес. Данные выводятся в цифрах и в схематическом изображении. Датчики находятся за пределами автомобиля, поэтому диагностика и настройка отнимают минимум времени.
Что такое кастр (кастер)
В процессе технического обслуживания ТС, и регулировка сход-развал – не исключение, специалисты оперируют узкими терминами. Один из них – кастер, под которым подразумевается угол установки колес, подлежащий корректировке.
Кастр образовывается между линией наклона оси колеса и вертикальной плоскостью, оказывая непосредственное влияние на параметры развала спереди. Если кастер выбран правильно, площадь контакта шины с дорожным полотном увеличивается, что положительно сказывается на устойчивости автомобиля и его управляемости.
Заключение
Подводя итог под сказанным выше, необходимо обратить внимание на то, что регулировка развал схождения грузовых авто является обязательной процедурой, от которой напрямую зависит безопасность всех участников дорожного движения.
Она должна выполняться не реже одного раза в каждые 20 тыс. км пробега, а если имели место внештатные ситуации и замена ряда важных деталей ходовой, то непосредственно после их возникновения. Современные стенды позволяют настраивать сход-развал с завидной оперативностью и максимальной точностью.
- Грузовые шины - секреты долголетия
- Как сэкономить топливо при организации грузоперевозок?
- Дизельный самосвал Газ-3309
- Камаз для ралли Дакар
- Наконечники рулевых тяг
Не правильный развал/схождение можно увидеть по стёртости резины (шин). У меня на МАЗ (Зубренок) с завода одну сторону стирало сильно, два раза на регулировку ездил, только со второго раза исправили.
Мне, как не опытному водителю, была очень полезна эта статья. Конечно, поверхностная информация и так была известна, но многие важные вещи стали понятны только после прочтения.
Согласен, что просто необходимо периодически регулировать развал-схождения автомобиля. Как специалисты считают, после каждых наезженных 20 тысяч километров и доверить это можно только профессионалам!
Интересная статья о важности развал-схождения. Я как-то даже не задумывался, насколько это важно, пока не столкнулся с проблемами в управляемости машины. В статье правильно подмечено, что это влияет на безопасность на дороге. Например, в США давно используют современные 3D-стенды, и это действительно помогает добиться максимальной точности. У нас тоже начинают внедрять такие технологии, но пока не везде. Важно, чтобы специалисты, делающие развал-схождение, были грамотными, ведь от этого зависит не только долговечность шин, но и жизнь водителя и пассажиров. Хорошо, что в статье подробно объяснили, что такое положительный и отрицательный развал, и как это влияет на поведение автомобиля. Сравнивая с опытом других стран, можно сказать, что у нас есть куда расти в плане осведомленности водителей об этих нюансах. Многие автолюбители стараются сэкономить, делая развал-схождение сами, но это, как я понял, не лучшая идея. Надеюсь, что такие статьи помогут повысить культуру обслуживания автомобилей и обратить внимание на важность правильной настройки колес. Экспертный подход и современные технологии действительно могут сделать наши дороги безопаснее.
Согласен с автором, что правильная регулировка сход-развала критически важна. У меня был случай, когда после замены рулевых наконечников не сделал развал, и машина стала вести себя непредсказуемо. Хорошо, что вовремя заметил. Теперь доверяю только проверенным специалистам.
Недавно сделал развал-схождение на 3D-стенде. Разница ощутима! Машина стала ехать ровнее, и даже расход топлива снизился. Рекомендую всем не экономить на этой процедуре, ведь безопасность и комфорт стоят того. Статья хорошо подчеркивает эти моменты.