Регулировка зеркал заднего вида грузовых автомобилей
Зеркала заднего вида— устройства, установленные в салоне грузовика и за его пределами.
Оглавление
Используются для повышения обзорности иобеспечения дополнительной безопасности. На современных грузовых автомобилях их может быть до шести: одно внутреннее и пять внешних. Ниже рассмотрим, что это за устройство, для чего оно необходимо, какие бывают виды, и по каким правилам выполнять настройку.
Автомобильные зеркала и безопасность движения
История зеркал заднего вида началась в 1911-м. В этом году на автомобиле, участвующем водной из гонок Индианаполиса, была установлена новая конструкция. До этого водители возили с собой переносные механизмы в виде карманных зеркал. Со временем на обычных автопоявились внутренние зеркала, а с 50-х годов прошлого века добавились наружные с водительской, а потом и с пассажирской стороны.
Задача зеркал заднего вида грузовых автомобилей, как и легкового транспорта —повышение безопасности. Их задачи:
- Улучшение обзорности во время движения вперед или задним ходом.
- Контроль дорожной обстановки при развороте, повороте, перестроении, объезде чего-либо и т. д.
ВажноУстановка зеркал заднего вида при правильной настройке снижает риск ДТП и несчастных случаев, связанных с плохой обзорностью. Водитель получает информацию о происходящем спереди, по бокам и сзади автомобиля.
Для дополнительной безопасности устанавливается зеркало заднего вида с видеорегистратором.
Конструкция крепится в салоне, а ее особенность — ведение записи дороги во время движения. В зависимости от типа видео может иметь разные углы обзора, разрешение и настройки. К некоторым моделям можно подключить камеру заднего вида и вывести изображение на экран.
Требования к зеркалам заднего вида
Конструктивно автомобильные зеркала состоят из нескольких элементов: корпуса разной формы, отражающей поверхности, регулирующего механизма и крепежной части. В боковых устройствах предусмотрена возможность складывания, необходимая во время стоянки.
Требования прописаны в Правилах ЕЭК ООН под номером 46 и являются едиными для всех видов машин.
К обязательным относятся следующие зеркала с учетом места установки:
- Наружное основное — слева и справа.
- Внешнее для бокового обзора — с правой стороны.
- Наружное переднее — спереди.
Дополнительные:
- Салонное — внутри.
- Наружное широкоугольное — с левой и правой стороны.
- Внешнее бокового обзора — с левой стороны.
Зеркало заднего вида устанавливается так, чтобы водитель видел дорогу сзади и по бокам грузовика. Наружные устройства должны быть видны через лобовое или боковое стекло. В первом случае поверхность должна очищаться дворниками для отсутствия помех для водителя.
Базовые требования:
- Запрещено, чтобы изделие выходило за наружные габариты кузовной части авто. Если верх устройства на нагруженном грузовике расположен на высоте до двух метров, зеркало не может выступать свыше 25 см от ширины грузовика.
- Наружное переднее / боковое зеркало ставятся так, чтобы одна из опор при загруженном грузовике была на расстоянии более двух метров от дорожного покрытия. При невозможности реализовать условие установка конструкции запрещена.
- Регулировка салонного зеркала должна осуществляться водителям с рабочего места и находиться на расстоянии вытянутой руки.
- Изменение положения зеркала, находящегося с наружной стороны, должно производиться с водительского места и без открытия дверцы. Крепление может осуществляться изнутри или снаружи. Требование касается ситуаций, когда при складывании зеркала из-за механического воздействия требуется его вернуть в прежнюю позицию без регулировки.
В нормах СТБ 1641-2006 указано, что зеркала заднего вида должны иметь утвержденную конструкцию. Обязательно наличие козырьков и штор для защиты от солнца, наличие функционирующей системы обдува и нагрева лобового стекла.
С позиции функциональности зеркала заднего вида должны соответствовать ряду требований:
- Отсутствие искажений типа или оттенка объекта, отображаемого в зеркальной части.
- Достаточная прочность и способность выдерживать механические воздействия.
- Наличие опции складывания, которая должна срабатывать даже при незначительном внешнем толчке или контакте с предметом.
- Правильная настройка, обеспечивающая оптимальную обзорность всего участка до горизонта.
- Четкость и отсутствие искажений при движении по неровным дорогам.
Зеркало заднего вида должно быть безопасным с позиции получения травм. При повреждении изделия не должны появляться осколки с острыми краями. Это касается как внешних, так и салонного зеркала. В случае удара головой изделие должно сложиться или отломаться, но без риска для автовладельца.
Виды зеркал
Все зеркала заднего вида условно делятся на шесть классов:
- I — внутреннее;
- II и III — наружное основное с левой и правой стороны;
- IV — внешнее широкоугольное слева и справа;
- V — наружное боковое с левой и правой стороны;
- VI — внешнее переднее.
Описание классов:
- Устройства 1-го класса ставятся внутри салона и редко предусматриваются на грузовиках. Как правило, их можно встретить в фургонах или машинах, где в этом есть необходимость. Такие зеркала упрощают работу на эвакуаторе.
- Ко 2-му и 3-му классу относятся стандартные боковые зеркала. Они устанавливаются на всех автомобилях. С их помощью можно контролировать положение прицепа, безошибочно сдавать задним ходом и контролировать дорогу во время движения.
- Остальные классы зеркал являются дополнительными. Необходимость из установки обеспечена большими габаритами грузовиков, высотой и наличием множества «мертвых зон». Устройства 4-го класса помогают контролировать ситуацию с водительской стороны, а 5-го — видеть расположение грузовика по отношению к бордюру или разделительной полосе. Такие зеркала, как правило, имеют выпуклую поверхность для улучшения обзорности.
- Изделия 6-го класса ставятся перед кабиной и имеют панорамный вид. Они нужны для контроля происходящего перед бампером транспортного средства. С их помощью человек за рулем высокого грузовика своевременно видит пешеходов, а также людей за рулем велосипеда или мотоцикла.
Устройства для установки в салоне различаются и по функциональной начинке. Последнее время востребованы зеркала-видеорегистраторы с камерой заднего вида, обеспечивающие дополнительную обзорность сзади автомобиля. Изображение выводится на специальный экран устройства. Одновременно с этим снимается и записывается обстановка спереди автомобиля. В некоторых устройствах предусмотрено две камеры для записи обстановки в салоне грузовика.
Зеркала заднего вида отличаются не только по классу и дополнительным функциям, но и по типу поверхности. Доступные варианты:
- Плоские. Устанавливаются на машинах старого образца. Преимуществом является отсутствие искажений и возможность оценить реальное расстояние до объекта. Из минусов — небольшой радиус обзора и увеличенная «мертвая зона». Устанавливаются на транспортных средствах, которые эксплуатируются на хороших и ровных дорогах.
- Сферические. Имеют слегка выпуклую поверхность, устанавливаются на бюджетный транспорт, а также большую часть иномарок возрастом от 15 лет и более. Конструкция зеркал обеспечивает лучшую обзорность. Радиус кривизны может отличаться в зависимости от типа транспорта. Для грузовиков поле обзора должно быть от 150 см, а для легковых машин — от 120 см. К недостаткам сферических поверхностей относится искажение расстояния. Водителю кажется, что объект находится дальше, чем это на самом деле. Такая особенность может привести к неправильной оценке дорожной обстановки.
- Асферические. Особенность — разные виды искривления. Около 70% поверхности является сферической, а 30% — выгнутой для лучшей обзорности. Такие конструкции легко распознать по вертикальной полоске, которая разделяет два участка. Как правило, асферические зеркала предусмотрены для левого зеркала заднего вида со стороны водителя. Они позволяют устранить «мертвую зону» и улучшить обзорность. Устройство изготовлено таким образом, чтобы изображение в зеркальной поверхности плавно перемещалось с одного участка на другой по мере приближения транспортного средства.
На новых грузовиках, как правило, устанавливаются асферический вид зеркал, исключающий «мертвые зоны» и повышающий безопасность движения. На втором месте по популярности сферический вариант, а плоский почти не используется.
Как правильно настраивать
Для достижения желаемого эффекта важна правильная регулировка зеркал заднего вида и настройка с учетом роста водителя. Базовые моменты:
- Салонное. В зеркальной поверхности должно быть видно заднее стекло, в том числе нижняя часть. Допускается, чтобы в изображении захватывался подголовник кресла водителя или пассажира. На грузовых автомобилях или в фургонах салонное зеркало настраивается с учетом контроля перевозимого груза в качестве дополнительного помощника.
- Левое боковое зеркало. Регулируется механически вручнуюили с помощью кнопок и электрического привода. При настройке необходимо следить, чтобы в отражении была видна часть заднего крыла или прицепа. Для достижения такого результата требуется сесть на кресло водителя, наклонить голову к лобовому стеклу и настроить зеркало так, чтобы в отражении была видна большая часть крыла. После возвращения в стандартную позицию будет отображаться та часть, которая нужна.
- Правое зеркало заднего вида. При настройке используется иной алгоритм. Необходимо разместить голову где-то в центре кабины грузовика и отрегулировать зеркальную поверхность так, чтобы в ней было видна правый бок машины. После возвращения на место отражение будет таким, как это необходимо. В обзор попадает правый ряд и боковая часть дороги и небольшой промежуток своей полосы.
При размещении руля с правой стороны настройка осуществляется по такому же алгоритму. Разница в том, что для правильной установки зеркала справа голову нужно наклонить к боковому стеклу, а слева — к центру автомобиля.
Заключение
Важность зеркал заднего вида трудно переоценить, ведь они являются дополнительными «глазами» водителя. Это важно в грузовиках, где многие участки расположены в «мертвой зоне» и не видны из кабины. Для повышения безопасности движения важно использовать разные виды зеркал и правильно их настраивать.
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Вывоз строймусора, как вид бизнеса
- Какой грузовой автомобиль выбрать?
- Карьерный самосвал Тонар-45251
- Пикап Ford Super Duty
- Факты о техобслуживании, которые должен знать каждый водитель
- Opel Combo Cargo — популярный грузовой фургон
- Mercedes Benz Zetros - вседорожный дом на колесах
Очень интересная статья, в которой не только описано, как правильно настраивать зеркала заднего вида, требования к ним и их задачи, но раскрыта история возникновения подобных зеркал.
Грузовой автомобиль, это практически большой дом на колесах которым не так уж и просто управлять, и безопасности на дороге при управлении таким транспортным средством следует уделять первоначальное внимание, именно по этой причине рекомендуется прислушиваться ко всем очень полезным советам данной статьи.
Полезный материал. Помимо практических советов по регулировке получил много дополнительной интересной информации, даже видеоматериал в конце статьи посмотрел. Слегка удивился, увидев ссылку на нормы СТБ 1641-2006, компания российская, а стандарт Республики Беларусь.
Интересная статья, которая напоминает нам, насколько важны зеркала заднего вида в обеспечении безопасности на дороге. Когда речь идет о грузовых автомобилях, это становится особенно актуально из-за их больших габаритов и множества мертвых зон. Мне нравится, что здесь отмечено разнообразие типов зеркал — от плоских до асферических. Это действительно важно, ведь каждое из них выполняет свою уникальную функцию. Например, асферические зеркала, которые позволяют устранить мертвые зоны, становятся все более популярными. Это напоминает мне о внедрении подобных технологий в легковых автомобилях, где они также помогают улучшить безопасность. Кроме того, интересно упомянуты требования к установке зеркал, прописанные в Правилах ЕЭК ООН. Это подтверждает, что стандарты безопасности, установленные на международном уровне, действительно имеют значение. С другой стороны, не могу не заметить, что некоторые водители все еще недооценивают важность правильной настройки зеркал. Вспоминается случай, когда неудачная настройка одного зеркала привела к серьезному ДТП, потому что водитель не заметил машину в мертвой зоне. Поэтому важно, чтобы водители уделяли внимание не только наличию зеркал, но и их правильному использованию. В целом, статья полезна для всех, кто хочет улучшить свою осведомленность о безопасности на дорогах и узнать больше о том, как правильно использовать и настраивать зеркала заднего вида.
Статья хорошо описывает разнообразие зеркал заднего вида и их функции. Особенно понравилось, как объяснены различия между плоскими, сферическими и асферическими зеркалами. Это помогает понять, почему в современных грузовиках предпочтение отдается асферическим зеркалам, которые минимизируют мертвые зоны.
Прочитав статью, понял, насколько важно правильно настраивать зеркала заднего вида. Казалось бы, мелочь, но от этого зависит безопасность на дороге. Важно, чтобы настройка учитывала рост водителя и особенности транспортного средства. Об этом стоит помнить каждому водителю!