Россия – неблагоприятный рынок для спецтехники из Беларуси
Белорусско-Российский университет опубликовал исследование, касающееся российского рынка фронтальных погрузчиков с точки зрения перспектив продаж данного вида спецтехники белорусскими производителями в Россию. Проблема состоит в том, что главным российским импортёром фронтальных погрузчиков, начиная с 2013 года, остаётся Китай. И на сегодняшний день Поднебесная твёрдо удерживает свою долю.
В связи с этим, доля рынка белорусской спецтехники поступательно уменьшается. Белорусские производители вынуждены искать новые рынки сбыта, за пределами СНГ. Хотя, в своё время, главным потребителем являлись российские компании. Этому способствовало единое экономическое пространство, создание развитой системы ТО и сервисного ремонта, а также тесные связи, прочность которых проверена временем.
Фронтальный погрузчик – движущая сила экономики Беларуси
Производство фронтальных погрузчиков в Беларуси признано едва ли не самым перспективным в машиностроительной отрасли. Данная категория спецтехники входит в число наиболее распространённых типов дорожно-строительных машин и является лидером продаж наряду с экскаваторами и крано-манипуляторными установками. Это объясняется многофункциональностью техники и широким спектром её применения, включая коммунальное, сельское, портовое, лесное и транспортное хозяйство, а также добывающую отрасль. Наиболее востребованными остаются машины, грузоподъёмность которых варьируется от 3 до 5 тонн. Доля продаж приближается к 80%.
Признанным лидером в разработке и создании качественных и высокопроизводительных фронтальных погрузчиков в Беларуси является ОАО «Амкодор». Не столь популярны, но всё же заметны на национальном рынке спецтехника ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МоАЗ», а также ОАО «МТЗ». Главным конкурентом «Амкодора» в России был Орловский завод погрузчиков. Но 90-е годы вынудили «Орёл-погрузчик» сократить производство до минимума. С 2006 года собственником контрольного пакета акций стал орловский ЗАО «Дормаш».
Спецтехника из Китая – вне конкуренции
С 2007 года Россия испытывает бум поставок спецтехники импортного производства. Их доля на российском рынке в короткие сроки превысила 50-процентные показатели. Главным импортёром становится Китай. Его присутствие на российском рынке началось с 13% в 2005 году и было доведено до 75% за два последующих года. Именно в это время Беларусь теряет своё преимущество на длительный период. В те годы китайцы сумели очень быстро отреагировать на «товарный голод», который сложился в России по отношению к импортной спецтехнике. Фронтальные погрузчики, поставляемые из Китая в начале 2000-х, ничуть не превосходили по качеству отечественную спецтехнику. Но при этом отличались весьма доступной ценой, а также полным набором эффективных инструментов, включая дополнительное навесное оборудование, высокий уровень комфорта оператора, яркий дизайн. Широкая рекламная компания в короткое время обеспечила успешное вторжение Китая на российский рынок. На самом деле это был умелый маркетинговый ход, который за красивой впечатляющей внешностью скрывал дешёвую подделку. Её владение превращалось для наших подрядчиков в настоящий кошмар. Машины рассыпались на глазах, ремонту не поддавались, никакие гарантии не соблюдались. А главное – вложенные деньги себя так и не оправдали.
Впрочем, когда особый шик 90-х быстро сошёл на нет, китайские машиностроители сумели вовремя перестроиться, полностью заимствовав технологию производства, а также основные компоненты машин у признанных мировых лидеров, создавая таким образом конкурентоспособную спецтехнику.
В Беларуси никогда не отступали от качества. Но при этом продолжают рассчитывать на сотрудничество с российскими компаниями. Это позволило бы интенсифицировать деятельность в аспекте импортозамещения, что, в свою очередь, станет первым шагом на пути открытия собственных производственных площадках для создания отдельных узлов, трансмиссий и мостов по технологии известных мировых брендов.
Белорусские машиностроители продолжают поиск
Несмотря на сложившуюся устойчивую тенденцию вытеснения белорусских фронтальных погрузчиков с внутреннего рынка России, существует ряд способов, способных не только замедлить данный процесс, но и развернуть его в обратную сторону. Для этого необходимо предпринять следующие шаги:
- Продолжать поиск новых экспортных направлений, чтобы снизить зависимость от кризисных явлений в российской экономике.
- Создавать новые совместные предприятия по сборке и изготовлению фронтальных погрузчиков, соблюдая интересы и рассчитывая на поддержку ведущих мировых производителей спецтехники.
- Создавать на территории Беларуси фирменных предприятий, специализирующихся на производстве отдельных узлов фронтальных погрузчиков, изготовление которых в России сопряжено с большими трудностями.
- Поступательно снижать себестоимость собственной спецтехники, расширяя тем самым контингент потенциальных покупателей.
В заключение
При формировании спроса на фронтальные погрузчики из Беларуси следует принимать во внимание множество факторов. Один из них – политический. К сожалению, отношения двух стран находятся в тупиковой ситуации. Существует множество взаимных претензий, которые вполне обоснованы. В тоже время и в России, и в Беларуси не так уж много союзников среди сопредельных стран. А преодолеть негатив можно лишь построив доверительные отношения в политике и экономике, а также предпринимая совместные шаги, действуя в интересах обоих народов.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Как дешевле доставить бульдозер из Челябинска на Сахалин?
- Как перевезти автомобиль кроме как автовозом и эвакуатором и поездом (это все очень дорого) из Мурманска во Владимир?
- Кто лучше из производителей спецтехники?
- Из Дагестана нужна грузоперевозка, сколько будет стоить и как расскажите?
- Экскаватор-погрузчик ДЭМ-114
- Россия – неблагоприятный рынок для спецтехники из Беларуси
- Мировой рынок фронтальных погрузчиков. Обзор
- Новинки спецтехники на выставке «Демострой 2018»
- Погрузчики Амкодор раскрывают свои способности на Нижегородской ярмарке
Китай уже во всем мире скоро будет лидером в поставках спецтехники, потому как с каждым годом у них качество улучшается, а цена становится еще доступней. Так что, капитализм тут на лицо.
От количества к качеству, так модно назвать сенодняшний этап развития китайского производства техники. Конкуренция с ними сложная, но и наши белорусские соседи не стоят на месте, рынок мы для них привлекательный, дело в цене.
Вообще то на нашем рынкелидируют не только китайские пшрегаты, но и наши российские. Сейчас много заводов нацелены на изготовление сельскохозяйственной и промышленной спецтехники и цена у них не высокая, а качество куда получше "Китайца".
В России и так налажено производство спецтехники, поэтому нет смысла закупать продукцию как первостепенно важную, поэтому и цена соответствующая, думаю Китай в этом деле будет даже выгоднее, но самый главный фактор качество, тут пока не все так ясно.
Честно говоря, ситуация с рынком фронтальных погрузчиков в России кажется мне довольно сложной. С одной стороны, белорусские производители, такие как Амкодор, действительно предлагают качественную технику. Это подтверждается их устойчивым присутствием на рынке и признанием в Беларуси. Но вот беда - Китай быстро занял свою нишу, предлагая более дешевые и доступные варианты. Вспоминаю, как в начале 2000-х китайская техника была на слуху, но не всегда в хорошем смысле. Однако, со временем они улучшили качество своих машин, заимствовав технологии у мировых лидеров. Это напоминает мне ситуацию с автомобильной промышленностью, когда корейские марки, такие как Hyundai и Kia, вначале воспринимались скептически, но затем завоевали доверие благодаря улучшению качества. Белорусам, вероятно, стоит сосредоточиться на создании новых совместных предприятий, что может помочь вернуть утраченные позиции. Важно также не забывать про маркетинг и рекламу, ведь именно это помогло китайцам в свое время быстро завоевать рынок. Возможно, стоит задуматься о снижении себестоимости, чтобы сделать продукцию более конкурентоспособной. В общем, кажется, что для Беларуси ключ к успеху лежит в инновациях и партнерстве с мировыми брендами, а также в разнообразии рынков сбыта.
Проблема выхода на новые рынки всегда актуальна. Думаю, белорусским производителям стоит ориентироваться на страны, где китайская техника еще не так широко представлена. Это поможет не только снизить зависимость от российского рынка, но и найти новые возможности для роста.
Интересно, как быстро Китай смог завоевать российский рынок. Это показывает, насколько важны цена и маркетинг в продвижении товара. Белорусским компаниям, возможно, стоит пересмотреть свои стратегии, чтобы не уступать дальше.