Рулевая рейка: устройство, виды, неисправности
Рулевая рейка— ключевой элемент, обеспечивающий передачу усилия от руля к колесам для поворота автомобиля влево и вправо.
Оглавление
От его исправности и корректности обслуживания зависит безопасность движения. Ниже рассмотрим назначение узла и его устройство. Приведем распространенные поломки и их признаки. Выделим пошаговую инструкцию по замене этого элемента.
Назначение
Функция рассматриваемого узла состоит в передаче момента вращения между рулевой колонкой и тягой. Простыми словами, узел трансформирует движения водителя и поворот руля в изменение положения колес.
Благодаря такой системе машина поворачивает в левую или правую сторону, а при необходимости движется прямо. Это происходит посредством передачи момента между шестерней (червяком) и реечной зубчатой частью.
Устройство рулевой рейки
Конструктивно устройство рулевой рейки состоит из группы узлов:
- Вал. Изготовлен из качественного металла и предназначен для передачи момента вращения от руля, установленного в салоне, к распределителю. Имеет шлицы для фиксации рулевого колеса / колонки вверху и внизу соответственно.
- Рейка. Конструктивно состоит из зубчатого механизма и шестеренки. Имеет легкосплавный металлический корпус, который фиксируется к автомобилю.
- Распределитель. Элемент системы с ГУР, обеспечивающий подачу масла в полость гидравлического цилиндра.
- Тяги. Стержни, имеющие металлическое исполнение, выходящие из корпуса рейки. Имеют двухстороннюю резьбу, но с одной стороны предусмотрено шарнирное устройство.
- Наконечник. Используется для вкручивания, состоит из шарнира и резьбы. Последняя находится изнутри и позволяет вкрутить устройство.
- Цилиндр. Находится внутри рейки. Имеет алюминиевую структуру, обеспечивающую защиту от коррозии и долгий срок службы.
- Шланги (для ГУР). Используются для передачи рабочей жидкости от распределителя к корпусу рулевой рейки. Применяются на устройствах с ГУР.
- Подшипники. Защищают от люфтовых колебаний и гарантируют легкость маневрирования.
- Демпфер (устанавливается не всегда). Монтируется в промежутке между тягой и кожухом механизма. Несет амортизирующие свойства, обеспечивающие снятие вибраций с руля. Как правило, используется на внедорожных авто.
В зависимости от типа, производителя и особенностей исполнения в рулевой рейке могут быть и иные узлы.
ВажноВ некоторых моделях предусмотрены электрические моторы со группой дополнительных элементов или планетарные механизмы для увеличения или уменьшения передаточного отношения с учетом скорости движения. Такая система используется на BMW и машинах других производителей).
Виды реек
При обслуживании и ремонте рулевой рейки необходимо знать ее конструктивные особенности.
Они напрямую зависят от типа механизма, который может быть механическим, оборудоваться гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР). Каждый из видов индивидуален и имеет особенности, на которых остановимся ниже.
Механическая
Простейший вид рулевой рейки, обеспечивающий поворот колес за счет передачи вращения от рулевого колеса к исполнительному механизму. Предусматривает большие физические усилия из-за отсутствия дополнительных систем.
Для снижения нагрузки на некоторых авто предусмотрена опция изменения передаточного числа и, соответственно, требования к прикладываемому усилию.
Суть состоит в изменении шага зубцов, что позволяет сохранить управляемость, тяжесть и «остроту» руля при быстром движении. Узел обеспечивает легкость поворота руля при нахождении авто в статике, без движения. Система впервые использовалась на «десятке» и сегодня актуальна для многих других авто.
С гидроусилителем
Главное отличие такой системы от механической — наличие гидравлического усилителя, упрощающего вращение руля и сохраняющего управляемость при движении на больших скоростях. ГУР установлен на многих современных авто. Наличие системы обеспечивает безопасность, благодаря амортизации и уменьшению передачи неровностей на рулевое колесо. Даже при въезде в глубокую яму на скорости водитель сохраняет контроль за машиной.
На фоне преимуществ системы имеется и слабое место — возможная потеря обратной связи с авто. Водитель меньше «чувствует» транспортное средство, что особенно актуально при движении на большой скорости.
Для снижения эффекта производители вносят правки в конструктивные особенности подвески или предусматривают дополнительный мотор. Суть работы ГУР проста. При вращении руля происходит изменение давления и усилий на торсионно-золотниковую часть рейки.
В момент поворота влево или вправо происходит впрыск масла в соответствующую сторону механизма и облегчение процесса вращения. При фиксации рулевого колеса или его повороте происходит переток масла в другую сторону.
С электроусилителем
Конструкция рейки с ЭУР имеет много общего с ГУР с той разницей, что в качестве элемента усиления выступает электрический мотор. Он встраивается в рулевую колонку / вал или является единым механизмом с рейкой.
Последний вариант наиболее безопасный и используется на элитных авто. Размещение в колонке небезопасно, ведь в случае поломки ЭУР машина теряет управление, а повернуть рулевое колесо нельзя.
Такие системы ставились на первых «Приорах». На более новых моделях отдается предпочтение установке на валу или на зубчатой рейке. В целом, машины с электроусилителем более дорогие, ведь они надежнее, не имеют трубок и шлангов, снижающих надежность.
Неисправности и их признаки
Из-за ошибок в эксплуатации или износа рулевой механизм может поломаться. Проблему легко распознать по ряду признаков и характерных неисправностей.
Базовые симптомы поломки:
- Гул при перемещении руля влево / вправо. Требует проверки ЭУР или ГУР. Возникает при снижении уровня масла или повреждения ключевых узлов. На этом этапе важна проверка лопастей насоса, подшипников и натяжения ременной передачи.
- Стук рулевой рейки. Странные шумы в подкапотном пространстве могут свидетельствовать о повреждении ходовой, что требует более детального контроля. Стук слышен с левой или правой стороны. Проблема часто свидетельствует о повреждении пыльника, неисправности тяги / рычагов. Для поиска поломки может потребоваться разборка механизма.
- Увеличение усилия, «утяжеление» рулевого колеса.
- Снижение уровня жидкости в системе с ГУР.
- Замедленное возвращение в первоначальную позицию или отсутствие такого эффекта после поворота.
- Самопроизвольное вращение руля.
- Появление соответствующих сигналов на приборной панели.
Возможные поломки ГУР
- Повреждение уплотнителей. Появление масла на элементах рейки — повод для ее проверки. Повреждение, как правило, связано с нарушением целостности уплотнителей, требующих замены с последующей доливкой рабочей жидкости. Течь можно определить по следам под машиной во время стоянки. Неисправность, как правило, ведет к появлению воздуха в расширительной емкости. Для исправления ситуации требуется протяжка пыльников хомутами из пластика или металла.
- Неисправность пыльника. Дефект может стать причиной проникновения внутрь песка, влаги и других посторонних элементов.
- Появление ржавчины на валу. Обусловлено попадание внутрь влаги.
- Частичное или полное повреждение насоса ГУР.
- Прочие неисправности — неисправность поршней, ослабление / обрыв ременной передачи, поломка клапанов распределительного устройства и т. д.
Для ЭУР:
- Поломка датчика. Несмотря на надежность, такие узлы периодически ломаются. Проверка осуществляется методом компьютерной диагностики, позволяющая определить нарушение целостности, попадание влаги и иные дефекты.
- Повреждение втулок. Проявляется шумом в области рулевой рейки. Требует ремонта и контроля состояния. При подтверждении неисправности часто нуженремкомплект рулевой рейки или полная замена.
- Неисправность червячной передачи. Узел может выходить из строя из-за износа. Если машина прошла большое расстояние, этот элемент желательно проверить.
- Проблемы с электрическим двигателем. В рейке с ЭУР при продолжительной эксплуатации авто могут возникнуть трудности с поворотом руля. Для диагностики важно проверить обмотки мотора, подшипники и щетки.
Прочие неисправности. Как и в случае с ГУР, оцените состояние наконечников, пыльников и иных узлов.
Замена рулевой рейки
При выявлении поломки и невозможности ее устранения необходима замена рулевой рейки. Для работы пригодятся ключи (торцевые и с трещоткой), молоток, съемник для наконечников, мягкие тряпки и опора из дерева.
Алгоритм имеет ряд особенностей, зависит от модели авто и типа рейки, но общий процесс имеет следующий вид:
- Поставьте машину на ровное место.
- Заблокируйте ее движение с помощью ручника.
- Подложите под задние колеса какую-то опору.
- Поставьте рулевое колесо в нейтральную позицию.
- Поочередно ослабьте гайки колес.
- Поднимите с помощью домкрата одну сторону машины, демонтируйте колесо и подставьте опоры.
- Опустите машину и проделайте те же манипуляции для второй стороны.
- Используйте WD-40 для очистки болтовых соединений. Предварительно обработайте участок щеткой с металлическим ворсом.
- Снимите клеммы с АКБ для отключения сирены сигнализации.
- Демонтируйте наконечники, если планируется их замена вместе с рулевой рейкой.
- Достаньте шпонку из крепежной гайки и выкрутите изделие.
- Вставьте крепеж в виде вилки под уплотнитель, а сверху пальца заведите на болт наконечника.
- Вкрутите гайку до упора и молотком выбейте наконечник из крепежа.
- Послабьте крепление крестовины. Соединение находится под педалью тормоза, а фиксация осуществляется с помощью хомута.
- Откройте капот и снимите крепежную гайку хомутов.
- Демонтируйте рулевую рейку. Для этого возьмитесь за кожух узла, начните его расшатывать и тянуть на себя. При сложности демонтажа берите молоток и нанесите несколько ударов.
- Достаньте рулевую рейку через арочную часть колеса. Может потребоваться движение влево-вправо. Действуйте осторожно, чтобы ничего не повредить.
- Очистите все места для установки и нанесите графитную смазку / солидол. Достаньте заглушки из рейки и установите в обратной последовательности.
- При объединении шлица с червячным элементом рейки может потребоваться помощь. При вкручивании гайки шпилек затяните их с максимальным усилием. После завершения работ сделайте развал-схождение.
Заключение
Рулевая рейка — ключевой элемент, обеспечивающий управление автомобилем и поворот колес в горизонтальной плоскости. Знание конструкции, умение распознавать и готовность сразу устранять неисправности позволяет избежать повреждений и защититься от возможных ДТП.
- Мошенники под видом "грузоперевозчиков".
- Устройство седельное Камаз 5410
- Смена основного вида деятельности ИП
- ПТС в Электронном виде
- Код вида деятельности грузоперевозки
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
- Электроусилитель рулевого управления
- Грузовой Мерседес Бенц Спринтер 2
- Рулевая рейка: устройство, виды, неисправности
Мой стаж вождения машин уже более 20 лет и хочу сказать что рулевая рейка важнейший элемент в автомобиле. В основном я сталкивалась с повреждением пыльника. Так же хочу сказать что ремонт этого узла лучше доверять проверенному мастеру.
Статья информативна, познавательна как для новичков так и для опытных автолюбителей. И все же считаю, что ГУР гораздо информативнее и отзывчивее чем ЭУР, а также более надежный нежели электроника.
У меня Ford Focus 2007 года. Рулевую рейку менял всего один раз в жизни, когда ей уже совсем хана наступила. Даже учитывая тот факт, что машина старая, рулевая рейка на нее очень дорогая, возможно из-за того, что она сразу идет с гидроусилителем. Менять кстати вообще не сложно.