Рулевая рейка: устройство, виды, неисправности
Рулевая рейка— ключевой элемент, обеспечивающий передачу усилия от руля к колесам для поворота автомобиля влево и вправо.
Оглавление
От его исправности и корректности обслуживания зависит безопасность движения. Ниже рассмотрим назначение узла и его устройство. Приведем распространенные поломки и их признаки. Выделим пошаговую инструкцию по замене этого элемента.
Назначение
Функция рассматриваемого узла состоит в передаче момента вращения между рулевой колонкой и тягой. Простыми словами, узел трансформирует движения водителя и поворот руля в изменение положения колес.
Благодаря такой системе машина поворачивает в левую или правую сторону, а при необходимости движется прямо. Это происходит посредством передачи момента между шестерней (червяком) и реечной зубчатой частью.
Устройство рулевой рейки
Конструктивно устройство рулевой рейки состоит из группы узлов:
- Вал. Изготовлен из качественного металла и предназначен для передачи момента вращения от руля, установленного в салоне, к распределителю. Имеет шлицы для фиксации рулевого колеса / колонки вверху и внизу соответственно.
- Рейка. Конструктивно состоит из зубчатого механизма и шестеренки. Имеет легкосплавный металлический корпус, который фиксируется к автомобилю.
- Распределитель. Элемент системы с ГУР, обеспечивающий подачу масла в полость гидравлического цилиндра.
- Тяги. Стержни, имеющие металлическое исполнение, выходящие из корпуса рейки. Имеют двухстороннюю резьбу, но с одной стороны предусмотрено шарнирное устройство.
- Наконечник. Используется для вкручивания, состоит из шарнира и резьбы. Последняя находится изнутри и позволяет вкрутить устройство.
- Цилиндр. Находится внутри рейки. Имеет алюминиевую структуру, обеспечивающую защиту от коррозии и долгий срок службы.
- Шланги (для ГУР). Используются для передачи рабочей жидкости от распределителя к корпусу рулевой рейки. Применяются на устройствах с ГУР.
- Подшипники. Защищают от люфтовых колебаний и гарантируют легкость маневрирования.
- Демпфер (устанавливается не всегда). Монтируется в промежутке между тягой и кожухом механизма. Несет амортизирующие свойства, обеспечивающие снятие вибраций с руля. Как правило, используется на внедорожных авто.
В зависимости от типа, производителя и особенностей исполнения в рулевой рейке могут быть и иные узлы.
ВажноВ некоторых моделях предусмотрены электрические моторы со группой дополнительных элементов или планетарные механизмы для увеличения или уменьшения передаточного отношения с учетом скорости движения. Такая система используется на BMW и машинах других производителей).
Виды реек
При обслуживании и ремонте рулевой рейки необходимо знать ее конструктивные особенности.
Они напрямую зависят от типа механизма, который может быть механическим, оборудоваться гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР). Каждый из видов индивидуален и имеет особенности, на которых остановимся ниже.
Механическая
Простейший вид рулевой рейки, обеспечивающий поворот колес за счет передачи вращения от рулевого колеса к исполнительному механизму. Предусматривает большие физические усилия из-за отсутствия дополнительных систем.
Для снижения нагрузки на некоторых авто предусмотрена опция изменения передаточного числа и, соответственно, требования к прикладываемому усилию.
Суть состоит в изменении шага зубцов, что позволяет сохранить управляемость, тяжесть и «остроту» руля при быстром движении. Узел обеспечивает легкость поворота руля при нахождении авто в статике, без движения. Система впервые использовалась на «десятке» и сегодня актуальна для многих других авто.
С гидроусилителем
Главное отличие такой системы от механической — наличие гидравлического усилителя, упрощающего вращение руля и сохраняющего управляемость при движении на больших скоростях. ГУР установлен на многих современных авто. Наличие системы обеспечивает безопасность, благодаря амортизации и уменьшению передачи неровностей на рулевое колесо. Даже при въезде в глубокую яму на скорости водитель сохраняет контроль за машиной.
На фоне преимуществ системы имеется и слабое место — возможная потеря обратной связи с авто. Водитель меньше «чувствует» транспортное средство, что особенно актуально при движении на большой скорости.
Для снижения эффекта производители вносят правки в конструктивные особенности подвески или предусматривают дополнительный мотор. Суть работы ГУР проста. При вращении руля происходит изменение давления и усилий на торсионно-золотниковую часть рейки.
В момент поворота влево или вправо происходит впрыск масла в соответствующую сторону механизма и облегчение процесса вращения. При фиксации рулевого колеса или его повороте происходит переток масла в другую сторону.
С электроусилителем
Конструкция рейки с ЭУР имеет много общего с ГУР с той разницей, что в качестве элемента усиления выступает электрический мотор. Он встраивается в рулевую колонку / вал или является единым механизмом с рейкой.
Последний вариант наиболее безопасный и используется на элитных авто. Размещение в колонке небезопасно, ведь в случае поломки ЭУР машина теряет управление, а повернуть рулевое колесо нельзя.
Такие системы ставились на первых «Приорах». На более новых моделях отдается предпочтение установке на валу или на зубчатой рейке. В целом, машины с электроусилителем более дорогие, ведь они надежнее, не имеют трубок и шлангов, снижающих надежность.
Неисправности и их признаки
Из-за ошибок в эксплуатации или износа рулевой механизм может поломаться. Проблему легко распознать по ряду признаков и характерных неисправностей.
Базовые симптомы поломки:
- Гул при перемещении руля влево / вправо. Требует проверки ЭУР или ГУР. Возникает при снижении уровня масла или повреждения ключевых узлов. На этом этапе важна проверка лопастей насоса, подшипников и натяжения ременной передачи.
- Стук рулевой рейки. Странные шумы в подкапотном пространстве могут свидетельствовать о повреждении ходовой, что требует более детального контроля. Стук слышен с левой или правой стороны. Проблема часто свидетельствует о повреждении пыльника, неисправности тяги / рычагов. Для поиска поломки может потребоваться разборка механизма.
- Увеличение усилия, «утяжеление» рулевого колеса.
- Снижение уровня жидкости в системе с ГУР.
- Замедленное возвращение в первоначальную позицию или отсутствие такого эффекта после поворота.
- Самопроизвольное вращение руля.
- Появление соответствующих сигналов на приборной панели.
Возможные поломки ГУР
- Повреждение уплотнителей. Появление масла на элементах рейки — повод для ее проверки. Повреждение, как правило, связано с нарушением целостности уплотнителей, требующих замены с последующей доливкой рабочей жидкости. Течь можно определить по следам под машиной во время стоянки. Неисправность, как правило, ведет к появлению воздуха в расширительной емкости. Для исправления ситуации требуется протяжка пыльников хомутами из пластика или металла.
- Неисправность пыльника. Дефект может стать причиной проникновения внутрь песка, влаги и других посторонних элементов.
- Появление ржавчины на валу. Обусловлено попадание внутрь влаги.
- Частичное или полное повреждение насоса ГУР.
- Прочие неисправности — неисправность поршней, ослабление / обрыв ременной передачи, поломка клапанов распределительного устройства и т. д.
Для ЭУР:
- Поломка датчика. Несмотря на надежность, такие узлы периодически ломаются. Проверка осуществляется методом компьютерной диагностики, позволяющая определить нарушение целостности, попадание влаги и иные дефекты.
- Повреждение втулок. Проявляется шумом в области рулевой рейки. Требует ремонта и контроля состояния. При подтверждении неисправности часто нуженремкомплект рулевой рейки или полная замена.
- Неисправность червячной передачи. Узел может выходить из строя из-за износа. Если машина прошла большое расстояние, этот элемент желательно проверить.
- Проблемы с электрическим двигателем. В рейке с ЭУР при продолжительной эксплуатации авто могут возникнуть трудности с поворотом руля. Для диагностики важно проверить обмотки мотора, подшипники и щетки.
Прочие неисправности. Как и в случае с ГУР, оцените состояние наконечников, пыльников и иных узлов.
Замена рулевой рейки
При выявлении поломки и невозможности ее устранения необходима замена рулевой рейки. Для работы пригодятся ключи (торцевые и с трещоткой), молоток, съемник для наконечников, мягкие тряпки и опора из дерева.
Алгоритм имеет ряд особенностей, зависит от модели авто и типа рейки, но общий процесс имеет следующий вид:
- Поставьте машину на ровное место.
- Заблокируйте ее движение с помощью ручника.
- Подложите под задние колеса какую-то опору.
- Поставьте рулевое колесо в нейтральную позицию.
- Поочередно ослабьте гайки колес.
- Поднимите с помощью домкрата одну сторону машины, демонтируйте колесо и подставьте опоры.
- Опустите машину и проделайте те же манипуляции для второй стороны.
- Используйте WD-40 для очистки болтовых соединений. Предварительно обработайте участок щеткой с металлическим ворсом.
- Снимите клеммы с АКБ для отключения сирены сигнализации.
- Демонтируйте наконечники, если планируется их замена вместе с рулевой рейкой.
- Достаньте шпонку из крепежной гайки и выкрутите изделие.
- Вставьте крепеж в виде вилки под уплотнитель, а сверху пальца заведите на болт наконечника.
- Вкрутите гайку до упора и молотком выбейте наконечник из крепежа.
- Послабьте крепление крестовины. Соединение находится под педалью тормоза, а фиксация осуществляется с помощью хомута.
- Откройте капот и снимите крепежную гайку хомутов.
- Демонтируйте рулевую рейку. Для этого возьмитесь за кожух узла, начните его расшатывать и тянуть на себя. При сложности демонтажа берите молоток и нанесите несколько ударов.
- Достаньте рулевую рейку через арочную часть колеса. Может потребоваться движение влево-вправо. Действуйте осторожно, чтобы ничего не повредить.
- Очистите все места для установки и нанесите графитную смазку / солидол. Достаньте заглушки из рейки и установите в обратной последовательности.
- При объединении шлица с червячным элементом рейки может потребоваться помощь. При вкручивании гайки шпилек затяните их с максимальным усилием. После завершения работ сделайте развал-схождение.
Заключение
Рулевая рейка — ключевой элемент, обеспечивающий управление автомобилем и поворот колес в горизонтальной плоскости. Знание конструкции, умение распознавать и готовность сразу устранять неисправности позволяет избежать повреждений и защититься от возможных ДТП.
- Мошенники под видом "грузоперевозчиков".
- Устройство седельное Камаз 5410
- Смена основного вида деятельности ИП
- ПТС в Электронном виде
- Код вида деятельности грузоперевозки
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
- Электроусилитель рулевого управления
- Грузовой Мерседес Бенц Спринтер 2
- Рулевая рейка: устройство, виды, неисправности
Мой стаж вождения машин уже более 20 лет и хочу сказать что рулевая рейка важнейший элемент в автомобиле. В основном я сталкивалась с повреждением пыльника. Так же хочу сказать что ремонт этого узла лучше доверять проверенному мастеру.
Статья информативна, познавательна как для новичков так и для опытных автолюбителей. И все же считаю, что ГУР гораздо информативнее и отзывчивее чем ЭУР, а также более надежный нежели электроника.
У меня Ford Focus 2007 года. Рулевую рейку менял всего один раз в жизни, когда ей уже совсем хана наступила. Даже учитывая тот факт, что машина старая, рулевая рейка на нее очень дорогая, возможно из-за того, что она сразу идет с гидроусилителем. Менять кстати вообще не сложно.
Сразу видно, что статья дает подробное описание рулевой рейки, ее конструктивных особенностей и различных типов. Меня особенно заинтересовал раздел про механическую рейку. Это, конечно, классика, но всегда полезно понять, как все начиналось. Механическая рейка, как описано, требует значительных физических усилий. Это напоминает мне первые автомобили, где водители действительно должны были 'работать' над управлением. По сравнению с современными системами, такими как ГУР и ЭУР, это, конечно, шаг назад в плане комфорта, но зато надежность и отсутствие сложных компонентов - ощутимые плюсы. ГУР, безусловно, облегчает жизнь водителю, но я заметил, что иногда теряется контакт с дорогой, особенно на высоких скоростях, как и упомянуто в статье. ЭУР, по моему опыту, это следующий шаг в эволюции, и он действительно делает управление более легким, но стоит помнить о возможных поломках электродвигателя. В статье хорошо раскрыта тема неисправностей, и здесь важно отметить, что своевременная диагностика и устранение проблем - залог длительной службы узла. В целом, материал хороший и дает четкое представление о том, как правильно обслуживать и при необходимости менять рулевую рейку. Это важно для безопасности на дороге, и, думаю, каждый водитель должен хотя бы поверхностно понимать, как работает этот механизм.
Интересно, что статья обращает внимание на такие аспекты, как неисправности рулевой рейки. Недавно у меня был случай, когда стук в руле оказался связан с износом подшипников. Хорошо, что статья объясняет такие моменты, это может сэкономить кучу денег на диагностике.
Статья действительно подробная, но хотелось бы больше примеров из реальной практики. Например, упоминается BMW с планетарными механизмами - было бы полезно узнать больше о том, как они работают в сравнении с обычными системами. Это помогло бы глубже понять, какие технологии действительно стоят внимания.