Легендарный грузовик ЗИЛ-157
История советского автомобилестроения знает немало легендарных автомобилей. Одним из таких, причем совершенно заслуженно, считается ЗИЛ-157. За три с небольшим десятка лет выпуска и намного более длительный срок эксплуатации машина получила множество прозвищ, включая такие своеобразные, как «Крокодил», «Мормон», «Бабай» или «Колун».
Оглавление
Характерной особенностью грузового автомобиля ЗИЛ-157 стала универсальность. Она выражалась в одинаково эффективном применении машины как в гражданских, так и военных целях. Учитывая легендарный статус и внушительную историю использования, имеет смысл рассмотреть историю создания, описание и технические характеристики ЗИЛ-157 более подробно.
История создания ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался в течение 1958-1991 годов, то есть 33 года. Самые последние модификации модели в виде ЗИЛ-157КД производились еще несколько лет – до 1994-го. Общее количество сошедших с конвейера машин составило без малого восемьсот тысяч. До 1978 года изготовлением автомобиля занимался столичный Завод им. Лихачева, давший ему название. Затем эстафету производства грузовиков перехватил автомоторный завод из Новоуральска.
Изначально грузовой ЗИЛ-157 создавался для нужд Советской армии. Последняя всегда нуждалась в проходимых машинах с высокой грузоподъемностью. Во время Великой Отечественной войны проблему удалось частично решить за счет американского «Студебекера», поставленного из США в СССР в количестве около ста тысяч авто. Кстати, одно из прозвищ ЗИЛ-157 – «Ступа» - возникло из наименования грузовика из Америки.
Предшественником легендарной машины стал ЗИС-151, который был разработан под влиянием «Студебекера», но уступал ему по многим параметрам. Чтобы ликвидировать отставание и даже превзойти «американца», был создан ЗИЛ-157. Он несколько походил на ЗИС-151, например, имел такую же кабину.
Но набор технических характеристик сильно отличался в лучшую сторону. Сказанное справедливо и по отношению двух других ключевых показателей эффективности грузового автомобиля – проходимости и грузоподъемности.
Успех советских автомобилестроителей подтверждает любопытный факт. После появления ЗИЛ-157 на международной выставке в Брюсселе контракты на поставку новинки из СССР были заключены с целым рядом европейских государств.
Область использования автомобиля
Как было отмечено выше, изначально основным назначением грузовика стало военное.
ВажноАвтомобиль активно применялся как для перевозки вооружений, так и транспортировки личного состава. Кроме того, шасси грузовика применялось для установки специфического военного оборудования, например, РСЗО или широко распространенных зенитных комплексов «Десна», обозначаемых как С-75.
Благодаря хорошей проходимости ЗИЛ-157 использовался для комплектования саперных подразделений. Модификация в виде седельного тягача применялась для транспортировки понтонов, которые предназначались для наведения мостов через водные преграды. Перевозка одного комплекта ППС, позволяющего быстро смонтировать переправу грузоподъемностью в пределах 100 тонн и длиной до 790 метров, производилась сразу на 480 грузовиках.
Некоторые разновидности автомобиля применялись в составе автопоездов, перевозивших различные типы ракетного вооружения. Еще одной областью применения ЗИЛ-157 стало использование в связке с транспортной машиной модели 9Т22, которая входила в состав гусеничного ЗРК «Куб» (2К12).
За годы выпуска грузовой автомобиль получил несколько модификаций. Некоторые из них позволили активно применять машину не только в военных, но и в гражданских целях. А потому заслуживают отдельного рассмотрения.
Гражданские и военные модификации
Некоторые из военных модификаций грузовика перечислены выше. Здесь же необходимо отметить основные этапы совершенствования и видоизменения машины, которые включают:
- выпуск базовой модели ЗИЛ-157 в течение 1958-1961;
- разработка и производство ЗИЛ-157К, запущенного в серию уже через три года после появления исходной версии – в 1961 году и выпускавшегося вплоть до 1978 года;
- еще одна модернизация, результатом которой стала разработка ЗИЛ-157КД, которая производилась с 1978 по 1994 годы.
Отдельного упоминания заслуживают разные варианты комплектации грузового автомобиля, включая наиболее распространенные:
- седельный тягач – обозначался во всех трех модификациях добавлением буквы В (например, ЗИЛ-175В для базовой версии);
- тропический и экспортный варианты – соответственно, ЗИЛ-157Ю и ЗИЛ-157Э;
- специальный вариант шасси, оснащенный двумя бензобаками емкостью по 150 литров каждый – ЗИЛ-157Е.
Приведенный перечень далеко не полон, что показывает активную работу советских автомобилестроителей над улучшением и разнообразием выпускаемой техники. Важно отметить еще одну широко применяемую модификацию легендарного грузовика. Речь идет о пожарных машинах, комплектация которых предусматривала установку на шасси ЗИЛ-157 разнообразного оборудования для пожаротушения.
Одна из самых популярных среди данного вида модификаций получила обозначение ПМЗ-27, которая стала базовой для множества различных моделей пожарных машин – применявшихся в течение длительного времени как в СССР, так и во множестве зарубежных стран.
Общее описание ЗИЛ-157
Как было отмечено ранее, внешний вид ЗИЛ-157 напоминал предшественника – ЗИС-151. Отличительными особенностями более поздней модели выступали:
- уменьшенный радиус колесных дисков;
- размещение запаски между лонжероном рамы и полом кузова;
- несколько уменьшенная длина рамы;
- установка системы регулирования давления в автомобильных шинах;
- повышенная проходимость;
- использование более современных материалов для изготовления.
Характерные конструктивные особенности и описание основных рабочих узлов и деталей машины требуется описать более подробно. И для каждого по отдельности.
Кабина
Базовая модификация грузовика комплектуется трехместной кабиной, имеющей цельнометаллическую конструкцию. Доступ внутрь предоставляется посредством двух дверей, каждая оснащается опускающимися стеклами.
В кабине устанавливается сиденье водителя с регулировкой высоты, а также двухместный диван для пассажиров. Под диванной подушкой и за спинкой устроены ниши, предназначенные для размещения инвентаря и инструмента. Салон обшивался картоном.
Важным нововведением грузового автомобиля выступала система вентиляции и отопления. Она предусматривала установку электрического вентилятора. Для очистки ветровых стекол предназначен специальный очиститель, имеющий вакуумный привод.
Кузов
Стандартная модель ЗИЛ-157 предусматривает установку деревянной платформы с металлической оковкой для усиления.
Механизм открытия устанавливается только на задний борт (после 1975 года для некоторых моделей – еще и на боковые). Платформа оснащается местами для крепления специальных откидных лавок, вмещающих до 16 человек. Кузов комплектуется пятью дугами, предназначенными для монтажа тента из брезента.
Двигатель
Проходимость и высокая грузоподъемность автомобиля в значительной степени достигалась благодаря двигателю ЗИЛ-157. Силовой агрегат имел 6 цилиндров, карбюратор и систему жидкостного охлаждения. Машины, предназначенные для использования внутри СССР, комплектовались версией двигателя на 104 л. с.
Экспортный вариант автомобиля поставлялся с более мощной силовой установкой на 107 л. с. После 1978 года на грузовики некоторых модификация устанавливался усовершенствованный двигатель, мощность которого составила 110 л. с.
Трансмиссия
ЗИЛ-157 выделяется надежно работающей трансмиссией. Это достигается за счет сбалансированной конструкции, предусматривающей наличие следующих рабочих узлов и составных частей:
- двухдисковое сцепление (сухой тип), которое с 1961 года заменено на однодисковое;
- КПП с пятью передачами, причем последняя – пятая – с механизмом ускорения, а первая – без синхронизатора;
- двухскоростная распределительная коробка с понижением частоты вращения валов;
- карданный вал, установленный между раздаточной и основной коробкой;
- три вала, оснащенные карданными шарнирами и предназначенные для привода редукторов;
- еще один промежуточный вала, установленный между вторым и третьим мостами.
Характерной особенностью трансмиссии выступает возможность отключения переднего управляемого моста. Еще одной – отсутствие межосевого дифференциала. Допускалась дополнительная опция в виде коробки отбора мощностей, которая монтировалась на грузовой автомобиль по заказу покупателя.
Технические характеристики
Главной причиной популярности ЗИЛ-157 и получения грузовиком статусе легендарного стали отменные характеристики автомобиля. Перечислим основные из них для базовой модели:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная база, м | 4, 22 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 6,68х2.32х2,35 (для бортового исполнения) |
Масса (снаряженная / полная), т | 5,54 / 10,19 |
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т | 2,7 / 7,42 |
Грузоподъемность (по твердому покрытию/по бездорожью), т | 5 / 3 |
Предельный уклон, град. | 28 |
Минимальный радиус разворота, м | 11,2 / 12 |
Максимальная масса прицепа (по твердому покрытию/по мягкому грунту), т | 5 / 3,5 |
Клиренс, см | 26 |
Максимальная скорость (для разных модификаций), км/ч | от 55 до 80 |
Расход топлива (для разных модификаций), л / 100 км | 40 - 47 |
Приведенные цифры варьировались в достаточно серьезных пределах – в зависимости от модификации и варианта исполнения.
Поэтому не стоит воспринимать их как нечто обязательное. Но даже беглый анализ показателей позволяет понять, насколько эффективным был грузовой автомобиль для своего времени. Именно поэтому он выпускался в течение длительного времени, во множестве вариаций и самых разных комплектациях.
Итог
ЗИЛ-157 заслуженно считается одним из самых известных грузовых автомобилей советского автопрома. Причины его популярности кроются в отменных технических характеристиках, которые дополняются хорошей проходимостью и серьезной грузоподъемностью. Бонусом становится универсальность грузовика, который активно использовался как для военных, так и гражданских нужд.
Сегодня купить ЗИЛ-157 достаточно проблематично, что вполне логично, если учесть, что серийный выпуск автомобиля был завершен в далеком 1991 году. Еще три года продолжалась сборка последних модификаций машины.
Именно поэтому в интернете можно встретить объявления о продаже ЗИЛ-157 с консервации - только такой вариант хранения способен обеспечить работоспособность легендарного грузовика. Стоимость машины определяется строго индивидуально и зависит от множества факторов, включая модификацию, сохранность, внешний вид и т.д.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- ЗИС 151, советский полноприводный грузовик
- Легендарный грузовик ЗИЛ-157
- ЗИЛ 131: довезем по любым дорогам
- Универсальная буровая установка БГМ-1
- Трехосный самосвал ЗИЛ-4520
Сейчас такой только отчаянные фанаты захотят купить, наверное. Расход топлива огромный, гидроусилителя руля нет. А если после покупки модернизировать, то это уже будет не совсем ЗИЛ 157.
Наездился в своё время на ЗИЛе 157 с КУНГом. Комфортабельности никакой, при жаре в кабине просто плавишься, но машина не капризная и проходимость у неё потрясающая.
Такой автомобиль я не застала, только в фильмах про войну эти ЗИЛы и видела. Хотя, глядя на предпоследнее фото, возникают какие-то ассоциации. Может, я и видела эти автомобили в далёком детстве. Вот пожарные машины такого типа я точно помню, видела их в девяностые, когда была совсем маленькой.