Шкворень, поворотная ось колеса
Шкворень— элемент подвески, предназначенный для соединения нескольких поворотных механизмов. Представляет собой металлический стержень, изготовленный из стали и имеющий высоки запас прочности. Выступает в роли шарнирного соединения и гарантирует необходимый уровень свободы при движении автомобиля. Применяется в тракторах, грузовиках, внедорожниках и другой технике.
Оглавление
Ниже рассмотрим, что это за деталь, и какие функции она выполняет. Приведем основные виды и особенности. Разберемся с тонкостями ремонта и замены. Отдельное внимание уделим узлам, которые заменили шкворень в современных автомобилях.
Шкворень и его функции в подвеске
ВажноКонструктивно шкворень представляет собой шарнирный стержень, сделанный с применением легированной стали. На грузовиках, внедорожниках и специальной технике устанавливается на управляемых колесах.
Втулка этого элемента утапливается в кожух кулака, а низ соединен с шаровой по шарнирному принципу. Для снижения риска износа между шкворнем и ШРУС устанавливается специальная вкладка.
К основным функциям стоит отнести:
- Объединение шаровой опоры и поворотного кулака.
- Достижение необходимой жесткости элемента.
- Передача требуемого момента к балке грузовика.
- Поворот шарнирно объединенных деталей и обеспечение их правильного положения.
- Выполнение функции оси для поворотного кулака.
- Обеспечение правильной позиции для шарнирно-объединенных элементов.
- Подача и распределение смазки по трущимся элементам и т. д.
Не меньшее значение имеет подшипник шкворня, обеспечивающий вращение элемента вокруг своей оси и выполнение возложенных на него функций. Требует своевременного обслуживания и замены.
Типы и разновидности шкворней
Все применяемые шкворни условно делятся на следующие группы: поворотной цапфы, седельно-сцепного и прицепных устройств. В грузовых автомобилях чаще всего встречается первые два вида, на которых остановимся подробнее.
Шкворень поворотной цапфы
Этот узелявляется элементом связи между шарниром управляемого колеса и его балкой. Он берет на себя полную нагрузку колеса, а также моменты и передает их к раме транспортного средства. Условно шкворни поворотной цапфы делятся на два типа: с одним сквозным или двум отдельными шкворнями.
Сквозной шкворень моста проходит через верх и низ места соединения поворотного кулака и балки, что требует применения двух таких устройств. Преимущество такого соединения состоит в надежности и простоте конструкции. Недостаток в том, что такая конструкция применяется только для переднеприводных авто. Из-за прохождения детали через балочную ось монтаж полуосей или иных элементов становится невозможным.
Конструктивно сквозной шкворень имеет ряд нюансов:
- Материал — сталь.
- Тип — стержень постоянного или переменного профиля.
- Особенности — выточки, отверстия или каналы для подачи масла.
- Место установки — отверстия поворотного кулака и балки моста.
- Фиксация — с помощью бокового штифта, с применением резьбового соединения или крышкой.
Раздельные шкворни соединяют верх и низ поворотного кулака с балкой в нескольких местах. Их общее количество — четыре. Они имеют более сложную конструкцию, но могут применяться для ведущих мостов. Конструктивно такие устройства представляют собой стержень из легированной стали, имеющий индивидуальный профиль. Может отличаться применяемыми деталями и габаритами.
Оба типа шкворней поворотной цапфы монтируются следующим образом:
- С помощью подшипников скольжения. Узел ставится с помощью втулок, изготовленных из стали или бронзы. Имеют повышенную надежность и стойкость к износу.
- Через подшипники качения. Здесь применяются детали игольчатого / роликового типов.
На некоторых грузовиках предусмотрен смешанный монтаж, когда вверху используется вкладыш, а внизу опорный подшипник.
При изготовлении шкворней поворотных цапф применяются стали лучших марок, среди которых 45, 50, 12ХН3А, 30ХГТ, 18ХГТ и другие. Для повышения надежности они подвергаются дополнительной обработке, что повышает их стойкость к износу и прочность при эксплуатации в сложных условиях.
Шкворень для седельно-поворотных устройств
Такой узел —элемент шарнирного соединения полуприцепного и седельно-сцепного механизма. Монтируется спереди полуприцепа и является частью ССУ. Здесь он крепится и гарантирует фиксацию и возможность движения в горизонтальной плоскости. Такие шкворни отличаются по диаметру:
- 50,8-миллиметровые;
- 89-миллиметровые;
- 100-миллиметровые.
Первые два вида наиболее востребованы и делаются с учетом общепринятых в мире правил. Что касается 100-миллиметровой версии, она больше актуальна для тягачей / полуприцепов, которые произведены на территории России.
Шкворни для ССУ делятся на два типа: с фланцем или без него. В первом случае деталь имеет стержневую форму и верхнюю резьбу для крепления. Во втором запчасть представляет собой стержень, комплектуемый фланцем для крепления к полуприцепному устройству. Фланцевый тип детали может монтироваться снаружи или изнутри поверхности дна полуприцепа, а также иметь крепления под стандартные болтовые или скрытые винтовые соединения.
Конструктивно шкворни седельно-сцепного устройства имеют стержневую цилиндрическую форму. Внизу предусмотрена проточка, обеспечивающая крепление и фиксацию к ССУ. Вверху может быть резьбовое или фланцевое исполнение в зависимости от типа конструктивных особенностей.
Ремонт и замена шкворня
К функциональным особенностям шкворня относится обеспечение нормальной работы грузовика и безопасность эксплуатации. В процессе эксплуатации деталь принимает на себя большие нагрузки, что требует контроля его состояния и периодического ремонта шкворней.
Выделяется ряд факторов, которые могут привести к неисправности детали:
- износ подшипников или опорных втулок;
- повышенная нагрузка;
- эксплуатация грузовика в тяжелых условиях;
- движение по неровным дорогам;
- неправильная работа элементов ходовой части;
- наличие чрезмерного люфта и т. д.
Рассмотренные выше факторы приводят к преждевременному повреждению шкворней. Проблему можно выявить по следующим симптомам:
- повышенный износ покрышек;
- более сложный поворот рулевого колеса;
- посторонние звуки во время движения;
- биение руля;
- увод машины в сторону при движении по прямой;
- скрип при совершении маневров на больших скоростях и т. д.
При появлении подозрений на проблему со шкворнем необходимо проверит зазор между балкой и поворотным кулаком. Он должен быть в диапазоне от 0,1 до 0,2 мм. Если больше, необходима разборка узла и его дефектовка.
Процесс ремонта и замен шкворня на грузовике проходит в несколько этапов:
- Внешний осмотр, проверка работы системы, оценка работы смежных узлов и элементов.
- Слив трансмиссионного масла, подъем кабины с применением домкрата, кувалды и другого оборудования.
- Снятие колеса и других элементов, которые мешают добраться до интересующей детали.
- Демонтаж шкворневой крышки и смазочного клапана.
- Чистка, проверка и обновление изношенных элементов.
- Установка ремкомплекта шкворня при невозможности восстановления.
- Сборка и установка всех элементов на место.
- Проверка автомобиля на стенде, выполнение работ по развал-схождению.
В дальнейшем технический контроль и смазка шарниров рекомендуется через 6000-10000 км, а замена шкворней по факту износа. Для продления срока службы деталей рекомендуется регулярно проводить смазочные работы, по возможности ездить по качественным дорогам и периодически приезжать на диагностику передней подвески.
Работы по ремонту и / или замене шкворней можно сделать самостоятельно, но из-за отсутствия диагностического оборудования качество выполнения таких работ будет низким. После демонтажа узлов их часто нужно прогревать по избежание «прилипания» к поворотному кулаку. Делать это нужно осторожно, чтобы случайно не перегреть узел и не повредить сальный элемент.
Современная альтернатива шкворня
История применения шкворней в качестве самостоятельного элемента подвески подошла к концу в 50-х годах прошлого века. Разработчики автомобилей стали отдавать предпочтение шаровым шарнирам, соединяющим поворотный кулак и рычаги подвески. Преимуществом такой конструкции стала большая свобода при движении.
Шаровые соединения отличаются лучшей герметичностью и не требуют смазки или нуждаются в этом в более редких случаях. В 60-х годах шкворни остались только грузовых автомобилях, внедорожниках, пикапах и легковых машинах, используемых в тяжелых условиях. В таких машинах шкворни являются неизменным элемент передних подвесок, выделяющихся цельно-балочной конструкцией.
Переход на более надежные механизмы привел к тому, что термин «шкворень» все чаще указывает на конструктивный элемент колеса, а не индивидуальный элемент. К примеру, им обозначается ось, которая соединяет центры двух шаровых шарниров. Стойка амортизатора в McPherson также играет роль шкворня.
Заключение
Шкворень — ключевой элемент подвески грузовика, внедорожника, фургона или полуприцепа.
Он отличается надежностью и простотой конструкции, но требует периодического осмотра, смазки и замены в случае износа. С переходом на шарнирные соединения найти такой элемент сложнее, поэтому многие автовладельцы отделываются обычным ремонтом. Благо, шкворень имеет большой ресурс и крайне редко выходит из строя.
- Ремонт поворотной оси на цементовозе FELDBINDER
- При повороте скрип переднего колеса
- Все, что нужно знать диспетчеру о перевозках...
- Инициатива о сдаче экзаменов при замене водительского удостоверения
- Отзывы о зимней резине на липучке
- Шкворень, поворотная ось колеса
- Тяговый балластный трактор JCB Fastrac 4220 PP 4x4
- Технологии Новтрак сокращают издержки перевозчиков
Думаю, очень многие автолюбители об этом элементе подвески попросту не знают. Поэтому исторический экскурс в историю, приведенный в материале, был весьма интересен. Хотя автомобили постоянно эволюционируют, так что я уверен, что лет через сто наши правнуки слово "шкворень" вообще навсегда забудут.
УАЗ ставит шкворни с пластиковыми вкладышами, из-за чего они долго не живут. Поэтому каждый обладатель данного автомобиля отлично знаком с этой деталью, поскольку вынужден почти сразу ее менять.
Если владелец заметил какие-либо отклонения в работе стержня соединения, ему необходимо обратиться за квалифицированной помощью и приобрести комплект шкворней для ремонта.
Статья о шкворнях вызвала у меня интерес, особенно после того, как я недавно столкнулся с необходимостью их замены на своем грузовике. В отличие от шаровых шарниров, которые сейчас более распространены, шкворни имеют свою уникальную роль в подвеске, особенно у грузовиков и внедорожников. Из статьи я узнал, что шкворни обладают высокой прочностью и надежностью, что действительно важно для техники, работающей в тяжелых условиях. Интересно, что шкворни поворотной цапфы бывают двух типов: сквозные и раздельные. Сквозные шкворни, как мне кажется, более просты в конструкции, но ограничены в применении. Раздельные, с другой стороны, могут использоваться для ведущих мостов, что делает их более универсальными. Статья также упоминает, что современные автомобилестроители все чаще предпочитают шаровые шарниры вместо шкворней. И хотя шаровые соединения действительно обеспечивают большую свободу движения, шкворни все еще остаются важными для грузовиков и машин, работающих в сложных условиях. Я согласен с автором, что регулярная смазка и технический осмотр могут значительно продлить срок службы этих элементов. В заключении, статья помогла мне лучше понять, почему шкворни остаются актуальными в определенных типах транспорта, и теперь я уверен, что смогу более ответственно подходить к обслуживанию своего грузовика.
Интересно узнать, что шкворни все еще используются в тяжелой технике! Хотя они уступают шаровым шарнирам в современных легковых автомобилях, их надежность и прочность явно делают их незаменимыми в грузовиках и внедорожниках. Особенно впечатлило, как они делятся на разные типы для различных задач.
Читая статью, вспомнил, как в ремонте грузовика столкнулся с проблемой износа шкворней. Интересно, что они все еще имеют такое значение в подвеске, несмотря на появление более современных решений. Особенно полезными оказались советы по регулярному обслуживанию и смазке, которые, похоже, могут продлить их срок службы.