Шкворень, поворотная ось колеса

Шкворень— элемент подвески, предназначенный для соединения нескольких поворотных механизмов. Представляет собой металлический стержень, изготовленный из стали и имеющий высоки запас прочности. Выступает в роли шарнирного соединения и гарантирует необходимый уровень свободы при движении автомобиля. Применяется в тракторах, грузовиках, внедорожниках и другой технике.

Ниже рассмотрим, что это за деталь, и какие функции она выполняет. Приведем основные виды и особенности. Разберемся с тонкостями ремонта и замены. Отдельное внимание уделим узлам, которые заменили шкворень в современных автомобилях.

Шкворень и его функции в подвеске

Важно

Конструктивно шкворень представляет собой шарнирный стержень, сделанный с применением легированной стали. На грузовиках, внедорожниках и специальной технике устанавливается на управляемых колесах.

Втулка этого элемента утапливается в кожух кулака, а низ соединен с шаровой по шарнирному принципу. Для снижения риска износа между шкворнем и ШРУС устанавливается специальная вкладка.

Шкворень, поворотная ось колеса

К основным функциям стоит отнести:

  • Объединение шаровой опоры и поворотного кулака.
  • Достижение необходимой жесткости элемента.
  • Передача требуемого момента к балке грузовика.
  • Поворот шарнирно объединенных деталей и обеспечение их правильного положения.
  • Выполнение функции оси для поворотного кулака.
  • Обеспечение правильной позиции для шарнирно-объединенных элементов.
  • Подача и распределение смазки по трущимся элементам и т. д.

Не меньшее значение имеет подшипник шкворня, обеспечивающий вращение элемента вокруг своей оси и выполнение возложенных на него функций. Требует своевременного обслуживания и замены.

Типы и разновидности шкворней

Все применяемые шкворни условно делятся на следующие группы: поворотной цапфы, седельно-сцепного и прицепных устройств. В грузовых автомобилях чаще всего встречается первые два вида, на которых остановимся подробнее.

Шкворень поворотной цапфы

Этот узелявляется элементом связи между шарниром управляемого колеса и его балкой. Он берет на себя полную нагрузку колеса, а также моменты и передает их к раме транспортного средства. Условно шкворни поворотной цапфы делятся на два типа: с одним сквозным или двум отдельными шкворнями.

Шкворень поворотной цапфы

Сквозной шкворень моста проходит через верх и низ места соединения поворотного кулака и балки, что требует применения двух таких устройств. Преимущество такого соединения состоит в надежности и простоте конструкции. Недостаток в том, что такая конструкция применяется только для переднеприводных авто. Из-за прохождения детали через балочную ось монтаж полуосей или иных элементов становится невозможным.

Конструктивно сквозной шкворень имеет ряд нюансов:

  1. Материал — сталь.
  2. Тип — стержень постоянного или переменного профиля.
  3. Особенности — выточки, отверстия или каналы для подачи масла.
  4. Место установки — отверстия поворотного кулака и балки моста.
  5. Фиксация — с помощью бокового штифта, с применением резьбового соединения или крышкой.

Раздельные шкворни соединяют верх и низ поворотного кулака с балкой в нескольких местах. Их общее количество — четыре. Они имеют более сложную конструкцию, но могут применяться для ведущих мостов. Конструктивно такие устройства представляют собой стержень из легированной стали, имеющий индивидуальный профиль. Может отличаться применяемыми деталями и габаритами.

Оба типа шкворней поворотной цапфы монтируются следующим образом:

  • С помощью подшипников скольжения. Узел ставится с помощью втулок, изготовленных из стали или бронзы. Имеют повышенную надежность и стойкость к износу.
  • Через подшипники качения. Здесь применяются детали игольчатого / роликового типов.

На некоторых грузовиках предусмотрен смешанный монтаж, когда вверху используется вкладыш, а внизу опорный подшипник.

При изготовлении шкворней поворотных цапф применяются стали лучших марок, среди которых 45, 50, 12ХН3А, 30ХГТ, 18ХГТ и другие. Для повышения надежности они подвергаются дополнительной обработке, что повышает их стойкость к износу и прочность при эксплуатации в сложных условиях.

Шкворень для седельно-поворотных устройств

Такой узел —элемент шарнирного соединения полуприцепного и седельно-сцепного механизма. Монтируется спереди полуприцепа и является частью ССУ. Здесь он крепится и гарантирует фиксацию и возможность движения в горизонтальной плоскости. Такие шкворни отличаются по диаметру:

  1. 50,8-миллиметровые;
  2. 89-миллиметровые;
  3. 100-миллиметровые.

Первые два вида наиболее востребованы и делаются с учетом общепринятых в мире правил. Что касается 100-миллиметровой версии, она больше актуальна для тягачей / полуприцепов, которые произведены на территории России.

Шкворень для седельно-поворотных устройств

Шкворни для ССУ делятся на два типа: с фланцем или без него. В первом случае деталь имеет стержневую форму и верхнюю резьбу для крепления. Во втором запчасть представляет собой стержень, комплектуемый фланцем для крепления к полуприцепному устройству. Фланцевый тип детали может монтироваться снаружи или изнутри поверхности дна полуприцепа, а также иметь крепления под стандартные болтовые или скрытые винтовые соединения.

Конструктивно шкворни седельно-сцепного устройства имеют стержневую цилиндрическую форму. Внизу предусмотрена проточка, обеспечивающая крепление и фиксацию к ССУ. Вверху может быть резьбовое или фланцевое исполнение в зависимости от типа конструктивных особенностей.

Ремонт и замена шкворня

К функциональным особенностям шкворня относится обеспечение нормальной работы грузовика и безопасность эксплуатации. В процессе эксплуатации деталь принимает на себя большие нагрузки, что требует контроля его состояния и периодического ремонта шкворней.
Выделяется ряд факторов, которые могут привести к неисправности детали:

  • износ подшипников или опорных втулок;
  • повышенная нагрузка;
  • эксплуатация грузовика в тяжелых условиях;
  • движение по неровным дорогам;
  • неправильная работа элементов ходовой части;
  • наличие чрезмерного люфта и т. д.

Шкворень, поворотная ось колеса

Рассмотренные выше факторы приводят к преждевременному повреждению шкворней. Проблему можно выявить по следующим симптомам:

  • повышенный износ покрышек;
  • более сложный поворот рулевого колеса;
  • посторонние звуки во время движения;
  • биение руля;
  • увод машины в сторону при движении по прямой;
  • скрип при совершении маневров на больших скоростях и т. д.

При появлении подозрений на проблему со шкворнем необходимо проверит зазор между балкой и поворотным кулаком. Он должен быть в диапазоне от 0,1 до 0,2 мм. Если больше, необходима разборка узла и его дефектовка. 

Процесс ремонта и замен шкворня на грузовике проходит в несколько этапов:

  1. Внешний осмотр, проверка работы системы, оценка работы смежных узлов и элементов.
  2. Слив трансмиссионного масла, подъем кабины с применением домкрата, кувалды и другого оборудования.
  3. Снятие колеса и других элементов, которые мешают добраться до интересующей детали.
  4. Демонтаж шкворневой крышки и смазочного клапана.
  5. Чистка, проверка и обновление изношенных элементов.
  6. Установка ремкомплекта шкворня при невозможности восстановления.
  7. Сборка и установка всех элементов на место.
  8. Проверка автомобиля на стенде, выполнение работ по развал-схождению.

Шкворень, поворотная ось колеса

В дальнейшем технический контроль и смазка шарниров рекомендуется через 6000-10000 км, а замена шкворней по факту износа. Для продления срока службы деталей рекомендуется регулярно проводить смазочные работы, по возможности ездить по качественным дорогам и периодически приезжать на диагностику передней подвески.

Работы по ремонту и / или замене шкворней можно сделать самостоятельно, но из-за отсутствия диагностического оборудования качество выполнения таких работ будет низким. После демонтажа узлов их часто нужно прогревать по избежание «прилипания» к поворотному кулаку. Делать это нужно осторожно, чтобы случайно не перегреть узел и не повредить сальный элемент. 

Современная альтернатива шкворня

История применения шкворней в качестве самостоятельного элемента подвески подошла к концу в 50-х годах прошлого века. Разработчики автомобилей стали отдавать предпочтение шаровым шарнирам, соединяющим поворотный кулак и рычаги подвески. Преимуществом такой конструкции стала большая свобода при движении.

 шаровая

Шаровые соединения отличаются лучшей герметичностью и не требуют смазки или нуждаются в этом в более редких случаях. В 60-х годах шкворни остались только грузовых автомобилях, внедорожниках, пикапах и легковых машинах, используемых в тяжелых условиях. В таких машинах шкворни являются неизменным элемент передних подвесок, выделяющихся цельно-балочной конструкцией. 

Переход на более надежные механизмы привел к тому, что термин «шкворень» все чаще указывает на конструктивный элемент колеса, а не индивидуальный элемент. К примеру, им обозначается ось, которая соединяет центры двух шаровых шарниров. Стойка амортизатора в McPherson также играет роль шкворня.

Заключение

Шкворень — ключевой элемент подвески грузовика, внедорожника, фургона или полуприцепа.

Он отличается надежностью и простотой конструкции, но требует периодического осмотра, смазки и замены в случае износа. С переходом на шарнирные соединения найти такой элемент сложнее, поэтому многие автовладельцы отделываются обычным ремонтом. Благо, шкворень имеет большой ресурс и крайне редко выходит из строя.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 3053
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 05-02-2022 / Обновлено: 06-02-2022
Поиск запроса "шкворень, поворотная ось колеса" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Ян Дзержинский 10.02.2022

Думаю, очень многие автолюбители об этом элементе подвески попросту не знают. Поэтому исторический экскурс в историю, приведенный в материале, был весьма интересен. Хотя автомобили постоянно эволюционируют, так что я уверен, что лет через сто наши правнуки слово "шкворень" вообще навсегда забудут.

0
0
Ответить
Василий Харьков 17.02.2022

УАЗ ставит шкворни с пластиковыми вкладышами, из-за чего они долго не живут. Поэтому каждый обладатель данного автомобиля отлично знаком с этой деталью, поскольку вынужден почти сразу ее менять.

0
0
Ответить
Tsu-Wendi Донецк 17.02.2022

Если владелец заметил какие-либо отклонения в работе стержня соединения, ему необходимо обратиться за квалифицированной помощью и приобрести комплект шкворней для ремонта.

0
0
Ответить
Исидор 06.12.2024

Статья о шкворнях вызвала у меня интерес, особенно после того, как я недавно столкнулся с необходимостью их замены на своем грузовике. В отличие от шаровых шарниров, которые сейчас более распространены, шкворни имеют свою уникальную роль в подвеске, особенно у грузовиков и внедорожников. Из статьи я узнал, что шкворни обладают высокой прочностью и надежностью, что действительно важно для техники, работающей в тяжелых условиях. Интересно, что шкворни поворотной цапфы бывают двух типов: сквозные и раздельные. Сквозные шкворни, как мне кажется, более просты в конструкции, но ограничены в применении. Раздельные, с другой стороны, могут использоваться для ведущих мостов, что делает их более универсальными. Статья также упоминает, что современные автомобилестроители все чаще предпочитают шаровые шарниры вместо шкворней. И хотя шаровые соединения действительно обеспечивают большую свободу движения, шкворни все еще остаются важными для грузовиков и машин, работающих в сложных условиях. Я согласен с автором, что регулярная смазка и технический осмотр могут значительно продлить срок службы этих элементов. В заключении, статья помогла мне лучше понять, почему шкворни остаются актуальными в определенных типах транспорта, и теперь я уверен, что смогу более ответственно подходить к обслуживанию своего грузовика.

0
0
Ответить
Епифаний 07.12.2024

Интересно узнать, что шкворни все еще используются в тяжелой технике! Хотя они уступают шаровым шарнирам в современных легковых автомобилях, их надежность и прочность явно делают их незаменимыми в грузовиках и внедорожниках. Особенно впечатлило, как они делятся на разные типы для различных задач.

0
0
Ответить
Руслан 08.12.2024

Читая статью, вспомнил, как в ремонте грузовика столкнулся с проблемой износа шкворней. Интересно, что они все еще имеют такое значение в подвеске, несмотря на появление более современных решений. Особенно полезными оказались советы по регулярному обслуживанию и смазке, которые, похоже, могут продлить их срок службы.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: