Рынок автоперевозок в 2019 году: законодательные инициативы и инструменты контроля

Автоперевозчики сетуют, что рынок у них дик и пустынен. Маловато государственного регулирования, чем и пользуются недобросовестные игроки. Легкий вход на рынок заставляет сквозь пальцы смотреть на нарушения правил перевозок. Груз везут с перевесом, используют упрощенные схемы крепления, пренебрегают техосмотрами и контролем за режимом труда и отдыха водителей. В итоге -  недобросовестная конкуренция и ценовой демпинг в ущерб обеспечению безопасности движения.

законодательные инициативы инструменты контроля рынка автоперевозок в 2019 году

Законодательные инициативы

В Минтрансе взялись за улучшение процедур. Часть инициатив можно только приветствовать. В скором времени в РФ могут легализовать страхование ответственности – соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Он должен закрепить право автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность в рамках договоров о доставке грузов. Для этого предположены изменения в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что страховые компании с помощью разных уловок стремятся не выполнять свои обязательства по покрытию ущерба автоперевозчикам. Иными словами, когда речь о выплатах в случае повреждения или утраты грузов, выставления штрафов со стороны заказчиков за нарушение сроков доставки или подачи транспортного средства. А суды нередко потворствуют подобной практике, признавая договоры страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов недействительными.

Никто не возражает и против законодательных инициатив, направленных на усиление контроля за автоперевозками. Тема ответственности перевозчика и внедрения разрешительной системы для коммерческих автоперевозок набирает обороты. Если на железнодорожном транспорте за небезопасное крепление груза отвечает его отправитель, то на автомобильном вина ложится на автоперевозчика. Принял груз – несешь за него полную ответственность. Такого понятия как технические условия крепления и размещения на автотранспорте нет. Есть только общие правила и рекомендации.

При работе в сером сегменте рынка подобная ситуация не смущала автоперевозчиков: он мог наобещать клиенту что угодно, а при возникновении ущерба свыше 5–6 млн руб. собственник подвижного состава растворялся и оставлял клиента с носом. Однако при работе по правилам уйти от ответственности становится сложнее. И рынок вынужден заботиться о создании эффективного правового поля. В странах ЕС, например, приняты директивы, в рамках которых приняты законы о грузовых автоперевозках. Аналог подобного документа хотят принять и в РФ.

Госрегулирование рынка

К развитию «теневого» бизнеса (в отдельных регионах он достигает 50% от общего объема перевозок), появлению множества фирм-однодневок и коррупции на грузовых перевозках, привели и отмена лицензирования в сфере грузовых автоперевозок в 2005 году. В стране резко возросли автотранспортные издержки, достигающие не менее 4 трлн руб. в год, снизилось качество транспортного обслуживания, значительно сократились бюджетные поступления от грузовой подотрасли.

Принятие необходимой нормативной правовой базы является важнейшим фактором регулирования рынка грузовых автотранспортных услуг при осуществлении междугородных и международных перевозок грузов. В этой связи необходимо восстановить лицензирование в грузовых автоперевозках (по примеру многих зарубежных стран и других видов транспорта), а также:

  • правила доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг на основе введения государственного реестра перевозчиков,
  • правила безопасного крепления и размещения грузов на грузовых транспортных средствах,
  • правила страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и грузоотправителей при перевозках грузов,
  • правила интермодальных перевозок грузов, включая перевозки в контейнерах, контрейлерах, транспортных пакетах и др.

Важнейшей задачей грузового автотранспорта в ближайшей перспективе является установление сферы его эффективного применения по расстояниям перевозки и видам перевозимого груза. Решение этой задачи не может быть осуществлено на основе нередко пропагандируемого принципа «Рынок сам все отрегулирует». Транспортный рынок должен быть регулируемым, особенно по условиям допуска на рынок, что подтверждается опытом работы транспорта США, Японии, многих европейских и других стран мира.

Хотели, как лучше

Однако нет бочки меда без ложки дегтя. Например, водителей грузовиков хотят заставят пройти переобучение за свой счет. Это потребуется, если по замыслу Минтранса водителей разделят на любителей и профессионалов. Первым станет легче получить права на управление легковым автомобилем – из учебной программы исключат некоторые разделы, посвященные перевозкам грузов и пассажиров.

Водителям коммерческого транспорта придется пройти дополнительное обучение, которое, естественно, будет платным. Порядок такого обучения весьма туманный, что может просто остановить коммерческие грузоперевозки. Для принятия поправок понадобятся изменения в законодательстве. Обучение в автошколе перестанет считаться образовательным процессом: его выведут из-под действия закона об образовании.

Учащиеся автошкол продолжат сдавать экзамены в ГИБДД и получать водительские удостоверения различных категорий, но при этом будут оставаться любителями, не имеющими права работать по найму. Если законопроект будет принят в текущем виде, всех водителей большегрузов обяжут пройти курсы повышения квалификации. Подобные идеи грозят зарегулировать рынок.

Подобные законодательные инициативы и инструменты контроля, возникающие спонтанно, не дают возможности участникам рынка к ним адаптироваться. В основе любого устойчивого бизнеса лежит все-таки предсказуемость и долгосрочное планирование. Так работают добросовестные игроки, которые стремятся соблюдать требования законодательства.

Чиновники, конечно, исходят из благих намерений. Но от шоковых сценариев может пострадать вся товаропроводящая цепочка. Регулирование рынка должно осуществляться все-таки в разумных пределах, а не механически. В противном случае это не будет способствовать обелению рынка, а только усилит серых игроков – они-то первыми найдут способы обойти требования закона.

Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. В противном случае специалисты уже предсказывают возможные последствия реформ: есть риск столкнуться с существенным сокращением количества перевозчиков и снижением уровня конкуренции на рынке автоперевозок. Вряд ли этому обрадуются клиенты.

По материалам портала «АвтоТрансИнфо».

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Рейтинг: 5
Всего оценок: 2 Комментариев: 2 Просмотров: 686
Автор статьи: / Дата публикации: 26-05-2019
Поиск запроса "законодательные инициативы инструменты контроля рынка автоперевозок в 2019 году" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Павел Москва 16.08.2019

С одной стороны, радует, что начали контролировать рынок. Все-таки в условиях понятных и более менее справедливых правилах проще вести дела. С другой стороны, важно. чтобы законодательные инициативы не привели к тому, что рынок автоперевозок упадет в кризис. Нужно соблюсти баланс и дать нормально работать

0
0
Ответить
Юлия Орел 28.10.2020

Давно пора навести порядок в сфере грузоперевозок, но в любом случае, не стоит перегибать палку. Необходимо все хорошенько продумать и регулировать рынок в разумных пределах.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: