Самоходное шасси СШ-75, которого сегодня не хватает
Самоходное шасси – особый вид транспортного средства, которое сегодня переживает второе рождение. Идея создания такой транспортной единицы, которую можно было бы агрегатировать со множеством разных орудий и инструментов, появилась в конце первого послевоенного десятилетия. Самые большие партии выпускал, начиная с 1956 года, Харьковский завод самоходных шасси.
Спустя почти 10 лет более усовершенствованная конструкция была разработана на Таганрогском комбайновом заводе. Первыми моделями «Таганрожца» стали СШ-40, СШ-75, СШ-100 и СШ-150. Они становились своеобразным базовым элементом, на который устанавливался целый ряд навесного оборудования, включая уборочные сельскохозяйственные машины. Идея создания самоходного шасси на базе зерноуборочного комбайна принадлежит удивительному советскому конструктору Ханаану Ильичу Изаксону.
В своё время за разработку опытного образца новых комбайнов СК-3 и СК-4 он стал обладателем Большой золотой медали. А позднее была присуждена и Ленинская премия. Самоходные шасси Х.И. Изаксона выпускались на Таганрогском заводе на протяжении 7 лет.
Особенности конструкции СШ
Читайте также: Самоходное шасси Holmer Terra Variant 435
Тракторные самоходные шасси по своему функционалу принято подразделять на два типа.
Специальные самоходные шасси предназначены для работы с определённой категорией навесного оборудования, которое монтируется на раму непосредственно в процессе производства. Подобное шасси может приводиться в действие колёсным или гусеничным движителем. При этом рама зачастую располагается позади кабины. Наглядным демонстрационным примером может стать специальное гусеничное самоходное шасси, выполненное на базе Т-130, оснащённое траншейным экскаватором ЭТР-204. Мотор расположен впереди, а рама – сзади.
Оснащение универсального самоходного шасси близко соответствует узлам и компонентам базового колёсного универсально-пропашного трактора. Место для установки двигателя предусмотрено за кабиной. Впереди находятся открытая двухбалочная (иногда однобалочная) рама и передний мост.
На раме крепится навесное оборудование, орудие или специальный инструмент. Поскольку технику обслуживает тракторист и водитель в одном лице, то и оборудование для самоходных шасси предусмотрено такое, с креплением которого быстро справится один человек.
«Таганрожец» СШ-75 – универсальное шасси
ВажноСШ-75 по своей конструкции является уникальным.
Это специальное и универсальное шасси одновременно. Специальное потому, что данное шасси конструктивно предназначалось для работы с уборочной сельскохозяйственной техникой, причём оборудование имеет ряд существенных отличий. Кроме того, в базовую комплектацию входит самосвальный кузов, наличие которого позволяло использовать самоходное шасси для перевозки грузов.
СШ-75 оснащён четырёхконтактным бескопрессорным дизельным двигателем с водяным охлаждением и вихрекамерным смесеобразованием. Сцепление обеспечивает сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая муфта, которая выключается нажатием педали. Привод навесных машин запускается в действие валом независимого отбора мощности с трёхручьевым шкивом под клиновые ремни, установленным в трансмиссии. В общем корпусе редуктора двигателя находится коробка передач совместно с независимым реверсивным приводом шкива отбора мощности, который приводит в действие навешиваемую на шасси технику. При работе шасси в Г-образной схеме, промежуточный вал соединяет редуктор двигателя дифференциалом через карданный вал.
Для повышения производительности в процессе уборки хлебов был разработан двухступенчатый демультипликатор с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Установка монтируется на редуктор двигателя и позволяет снижать скорость движения самоходного шасси, выполненного по Г-образной схеме.
Управление навесным оборудованием осуществляется за счёт гидравлической системы, рассчитанной на трёх потребителей, имеющих гидроцилиндры одностороннего действия. Управление машиной облегчено гидроусилителем, которым снабжён рулевой механизм.
В итоге
Комбайн уже тогда признавался неэффективной сельскохозяйственной спецтехникой, поскольку эксплуатировался всего лишь один месяц в году. Благодаря конструктивной мысли таганрогских специалистов советские колхозы получили в своё распоряжение возможность механизированной уборки кукурузы, картофеля и силоса. И всё это благодаря созданию уникальных, по тем временам, машин, на которые можно было установить плуг, сеялку, культиватор, а также землеройную или подъёмно-транспортную спецтехнику. И это всё в добавок к тому, что СШ-75 мог стать обычным, но таким необходимым в каждом хозяйстве грузовиком.
- ОБМЕН навесного оборудования для Bobcat 630 и 650
- Аренда оборудования для сельхозтехники, стоит заняться?
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Т-16: универсальное самоходное шасси
- Универсальный трактор ММЗ-30Д для подсобного хозяйства предлагает Минский моторный завод
- Мини-погрузчик - разновидности и устройство
- Дезинфекция улиц спецавтомобилями
- Общее описание японской спецтехники
Полезный исторический экскурс. Действительно, в Советском Союзе создавалась интересная и перспективная техника, но далеко не всегда соблюдалась экономическая целесообразность ее внедрения.
Впервые читаю о такой технике, уже в то время был широкий взгляд на использование специальной техники и как она была реализована специфично и универсально, сегодня бы такой гибкий подход к разработкам.
"Гадкий утенок" советского сельхозпрома внешне и прекрасный лебедь по своей сути - вот что такое эта спецтехника. И ни Катерпиллер, ни Клаас ни до чего подобного не додумались.
Реально хорошая техника, которую можно было доработать под современный лад и смело выпускать в массовое производства, то есть доработать базу и изменить элементы на современные, но кризис, увы, не щадит никого и многие компанию ушли навсегда, остаются только воспоминания.
Читая о возрождении самоходных шасси, невольно вспоминаются подобные разработки в других странах. Например, в США в 60-х годах активно продвигалась концепция универсальных тракторов, таких как John Deere 4020, которые могли выполнять множество задач благодаря возможности установки различного навесного оборудования. Однако таганрогские самоходные шасси, такие как СШ-75, имели свои уникальные конструктивные особенности. Удивительно, как конструкция СШ-75 позволяла с легкостью интегрировать её с различными сельскохозяйственными машинами, что значительно упрощало труд в колхозах. В то время, как многие зарубежные машины специализировались на отдельных процессах, СШ-75 был своего рода швейцарским ножом в мире сельхозтехники. Это напоминание о том, как советские инженеры пытались максимально оптимизировать ресурсы и время, создавая технику, которая могла бы быть полезной в течение всего года, а не только в сезон сбора урожая. Подобный подход к проектированию, когда один базовый агрегат может быть использован в различных отраслях, сейчас активно используется в машиностроении и других отраслях. Примером может служить модульная архитектура в автомобильной промышленности, где платформа одного автомобиля может быть адаптирована для создания различных моделей. С точки зрения инженерной мысли, самоходные шасси были настоящим прорывом для тех лет, и даже сегодня можно увидеть, как идеи, заложенные в этих машинах, продолжают находить свое отражение в современных разработках. Лично меня всегда вдохновляют такие примеры, когда одна идея способна изменить целую отрасль и повысить эффективность труда.
СШ-75 - это своего рода гибридный предшественник современных сельхозмашин, способный выполнять множество задач. Его многофункциональность и простота в эксплуатации делают его незаменимым в аграрной отрасли даже сейчас.
Интересно, как СШ-75 сочетает в себе элементы как универсального, так и специального шасси. Это напоминает современные универсальные платформы, которые можно адаптировать под разные нужды. Очень практичный подход!