Тепловой зазор клапанов
Тепловой зазор клапанов — промежуток между торцевой клапанной частью или его толкателем и распредвалом ГРМ или коромыслом. Его наличие является обязательным условием из-за свойства металла расширяться при увеличении температуры.
Оглавление
Обеспечивает правильный режим работы системы газораспределительного устройства. Ниже подробно рассмотрим определение термина, цели, виды и особенности регулировки. Отдельно разберемся с последствиями нарушения зазора.
Что такое тепловой зазор клапанов
Простыми словами, тепловой зазор—расстояние в миллиметрах между клапаном / толкателем и распредвалом ГРМ-механизма.Необходимо для компенсации расширения металла при повышении температуры, и обеспечивает оптимальную работу силового агрегата. Неисправность фиксируется по внешним признакам (о них ниже) или датчикам, которые передают информацию в ЭБУ и помогают сформировать отчет об ошибке.
Размер теплового зазора указывается производителем в мануале к транспортному средству и может меняться. В среднем этот параметр составляет от 0.1 до 0.4 мм, а при измерении используется шаг в 0.05 мм и меньше. Это делается для соблюдения максимальной точности. Рассматриваемый пробел индивидуален для клапанов впуска и выпуска. Последние греются сильней, поэтому и требуют большего расстояния.
Для чего нужна регулировка
ВажноЗадача регулировки клапанов — установка промежутка, который рекомендует производитель. Игнорирование правила приводит к негативным последствиям.
К примеру, отсутствие теплового зазора и плотное прилегание клапана к распредвала становится причиной повышения давления при нагреве. В результате при достижении оптимальной температуры клапан не выполняет поставленных задач.
Увеличение рабочего расстояния может произойти по причине износа кулачковой части и клапанного привода. В таких обстоятельствах даже при нагреве до рабочей температуры между распределительным валом и клапаном будет зазор. Такая особенность негативно влияет на работу двигателя и срок службы клапанов. Кроме того, клапанный механизм функционирует с запозданием, что ухудшает наполнение двигателя топливом.
Когда нужна регулировка
Периодичность регулировки клапанов двигателя указывается в мануале к транспортному средству. В зависимости от конструкции силового агрегата производитель оговаривает, нужна ли такая работа, и с каким промежутком пробега ее необходимо выполнять. Если речь идет о регулировании винтами, работа осуществляется раз в 10-40 тыс. км. В случае, когда для работы применяются шайбы и толкатели, периодичность увеличивается до 20-100 тыс. км. В среднем процедуру желательно проводить через 50-60 тыс. км.
Если на машине установлено ГБО, регулирование клапанов лучше проводить чаще. Это связано с тем, что газовое топливо горит с большей температурой и повышает уровень нагрева силового агрегата. Также частоту проверок стоит увеличить при работе силового агрегата в условиях экстремальных температур.
Регулирование зазоров обязательно после покупки б/у автомобиля с пробегом более 50 000 км. В таком случае новый владелец должен убедиться, что мотор находится в нормальном состоянии. После измерения работник СТО принимает решение о необходимости ремонтных работ.
Необходимость регулировки зазоров клапанов можно определить по ряду внешних признаков. К основным стоит отнести:
- заметное снижение мощности мотора;
- колебания оборотов под нагрузкой и на холостом ходу;
- чрезмерное потребление горючего;
- характерный металлический стук и иные шумы при работе двигателя.
Указанные выше симптомы свидетельствуют о необходимости дополнительной проверки двигателя и измерения расстояния между основанием клапанов и распредвалом.
Как происходит регулировка теплового зазора
Рассматриваемые работы представляют собой установку зазоров, которые определены заводом-изготовителем. Задача мастера в том, чтобы увеличить или уменьшить текущее расстояние между распредвалом и торцевой частью клапанной ножки (иногда механизмом-толкателем).
В большинстве случаев регулировка тепловых зазоров клапанов проводится на холодном моторе, что обеспечивает большую точность. Изредка производители рекомендуют проводить работу после незначительного нагрева. При выполнении мероприятия необходимо учитывать рекомендации производителей (излагаются в техдокументации).
Регулировка тепловых зазоров бывает нескольких видов:
- Автоматическая. Выполняется с помощью гидрокомпенсаторов, которые уже предусмотрены в двигателе. Расстояние регулируется с помощью давления масла, которое меняется с учетом ситуации. При наличии такого устройства можно избежать регулировки. Если гидрокомпенсатор исправен, с зазором можно не заморачиваться.
- Винтовая. Считается самым удобным и простым способом регулировки. Для установки оптимального расстояния используются винты, что позволяет обойтись без покупки дополнительного оборудования. Все, что нужно — новые прокладки. В некоторых случаях можно избежать разборки ГБЦ. Сначала мастер ожидает, пока двигатель остынет. После этого устанавливается поршень 4-го цилиндра в ВМТ, когда впускной и выпускной клапан закрыты. На следующем шаге коленчатый вал прокручивается до достижения метки. Далее с помощью щупа на 0.15 мм и ключей на «13» и «17» выставляются зазоры. Изменение последнего осуществляется с помощью регулировочного болта и контрагайки.
- С помощью шайб и толкателей. Распространенный метод, требующий высокой квалификации исполнителя. Настройка осуществляется исключительно с шайбой или меняется в комплексе с толкателем. Сложность такой регулировки состоит в необходимости демонтажа толкателя и установки на его места новой детали с иными габаритами. Для решения задачи нужно снять распредвал. Кроме того, не все толкатели могут быть под рукой. Приходится их заказывать и ждать, а сама цена может быть высокой. Что касается подготовки к работе, сначала коленвал прокручивается до совпадения сметкой, после чего подбирается подходящая шайба.
Применение рейки с индикатором. Сегодня метод почти не применяется, но при Советском Союзе пользовался спросом. Его особенность состоит в учете выработки деталей, что позволяет регулировать клапаны на машинах с большим пробегом. Работа начинается с прокручивания коленчатого вала до совпадения меток, фиксации рейки на ГБЦ, креплении индикатора и установки лапки на кулачок. Последний крепится с помощью специального захвата и тянется вверх, а мастер контролирует движение стрелки и по ней определяет необходимость регулирования.
Точный порядок регулировки теплового зазора клапанов расписан в мануале завода-изготовителя. В нем указываются условия проведения работы, требование к оборудованию, последовательность действий и нормы по расстоянию.
Последствия нарушения зазора
Работы по регулированию рабочего промежутка должны проводиться строго с регламентом. Отклонение от правила может привести к последствиям и дорогостоящему ремонту.
К примеру, повышение теплового зазора влечет за собой следующие проблемы:
- появление стуков при работе силового агрегата;
- нарушение целостности толкателя или клапана;
- сбои в работе фаз газораспределения;
- повышение скорости просадки клапанов и быстрый износ детали;
- увеличение ударной нагрузки и, как следствие, повреждение седла, пружин, толкателей или коромысла.
Бывают ситуации, когда увеличение теплового зазора никак не влияет на эксплуатацию автомобиля и не проявляет себя. Но такое происходит редко, и чаще всего водитель быстро ощущает изменения.
У уменьшения зазора более жесткие последствия:
- сбои в работе силового агрегата;
- повышение риска повреждения ГБЦ и клапанов;
- проблемы со сгоранием топливовоздушной смеси в моторе;
- попадание газов высокой температуры в зазор между головкой и клапаном;
- риск прогорания седла клапана;
- разгерметизация цилиндров;
- чрезмерные нагрузки на ремень ГРМ;
- ускоренное образование ржавчины и окислительные процессы;
- нарушение целостности тарелок и т. д.
Снижение зазора ниже нормы несет больше негативных последствий для мотора. Такой фактор негативно влияет на перекрытие клапанов и работу ДВС на холостом ходу. Если ничего не предпринимать, результатом может быть разрушение и повреждение дорогостоящих узлов, а также капитальный ремонт силового агрегата.
Итог
Регулировка клапанов — комплекс работ, обеспечивающий правильное функционирование силового агрегата.
Отказ от выполнения таких мероприятий влечет за собой негативные последствия, начиная со снижения мощности, заканчивая необходимостью делать капитальный ремонт ДВС. Саму работу лучше доверять профессионалам, которые имеют под рукой подходящий инструмент и выполняют задачу с учетом рекомендации завода-изготовителя.
- Почему не следует экономить на техобслуживании
- Как правильно обслуживать тяжёлую подъёмно-транспортную спецтехнику
- Гидромолот – принцип работы и технические характеристики экскаватора с гидромолотом
- Работа клапанного механизма в двигателе
- Гидрокомпенсаторы клапанов, принцип работы
Без теплового зазора при расширении металла двигатель может в разнос пойти. Не все умеют правильно сделать такой зазор, я, например наю как это делается теоретически, знаю как и каими интсрументоми пользоваться, но делал всего пару раз. Хотя двигатель и работал нормально. но не уверен, что все было сделано правильно.
Регулировку теплового зазора клапанов нужно производить регулярно в соответствии с инструкцией к транспортному средству. Не соблюдение этого простого правила может привести к быстрому износу деталей, узлов и даже к капитальному ремонту двигателя. Это довольно сложная операция. Поэтому лучше ее доверить специалисту с подходящим оборудованием.
Работая водителем большегрузной машины уже сталкивался с подобной ситуацией когда при визуальном осмотре вроде бы незаметно неисправностей, а мощность минимальная. Заметил также повышенный расход топлива. Если бы статья попалась на глаза раньше то сразу же обратился в сервисный центр по ремонту автомобиля.
Да, размер теплового зазора кажется чуть ли не микроскопическим, но при этом всё устроено довольно-таки сложно. Впрочем, описано всё в таких подробностях, что сразу становится понятно. А еще теперь ясно, почему нельзя "забивать" на регулировку клапанов, которая раньше мне казалась делом необязательным.
Мне было интересно прочитать статью о тепловых зазорах клапанов, ведь это важная тема для всех автолюбителей. Понимание важности регулировки теплового зазора может значительно продлить срок службы двигателя. Я заметил, что многие владельцы автомобилей не уделяют этому внимание, что может привести к серьезным проблемам, как это происходит с перегревом в случае отсутствия зазора. Это напоминает мне о том, как в других отраслях, например, в IT, пренебрежение обновлением программного обеспечения может привести к уязвимостям. Регулировка клапанов — это своего рода профилактика, как чистка компьютера от пыли. Особенно важно следить за этим, если у вас установлено ГБО, ведь более высокая температура сгорания требует большего контроля. Рекомендация производить регулировку через 50-60 тысяч километров кажется разумной, но, возможно, стоит делать это чаще, если вы регулярно ездите в экстремальных условиях. Меня всегда удивляет, насколько много факторов могут повлиять на работу двигателя, и как важно соблюдать рекомендации производителя, чтобы избежать дорогостоящих ремонтов. Я думаю, что такая статья может быть полезна как новичкам, так и опытным водителям, потому что напоминает о важности регулярного обслуживания автомобиля.
Очень полезная информация! Мне особенно понравилось сравнение с методами регулировки. Автоматическая система с гидрокомпенсаторами звучит как мечта, но, к сожалению, не у всех она есть. Буду внимательнее к звукам двигателя, спасибо за советы!
Интересная статья! Никогда не думал, что игра с зазорами может так сильно повлиять на двигатель. Похоже, что это как настройка струн на музыкальном инструменте: чуть-чуть не так, и все звучит неправильно. Стоит задуматься о регулярной проверке.