Транспортная отрасли требует дополнительных средств
Выступление В.В. Путина на пленарном заседании съезда работников транспортной отрасли России стало главным ориентиром в выборе направления дальнейшего развития отечественной транспортной системы. Это самый динамичный сектор российской экономики, в котором количество задействованных граждан приближается в 5%.
Приоритетом государственной политики является создание условий для честной конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг в сфере перевозок грузов. Но в то же время, «спасение утопающих – дело самих утопающих»: пренебрежение перевозчиками современными цифровыми технологиями и сервисами не замедлит отрицательно сказаться на факторе качественного роста.
Перевозчики грузов как источник финансирования государственных проектов
Затронув тему состояния региональных и местных автодорог, президент отметил, что для приведения их в порядок потребуется 6 лет и 11 трлн. рублей. Не стоит рассчитывать, что государство будет решить поставленную задачу самостоятельно, без привлечения частных средств. Источником софинансирования станут частные средства, собрать которые планируется в большом объёме. В качестве инструмента предполагается использовать механизм инфраструктурной ипотеки, налоговые платежи в рамках освоения придорожных территорий, а также привлечение средств Росавтодора. Компании, выполняющие услуги перевозки грузов, неизбежно столкнуться перед необходимостью выполнения обязательств в отношении государства в полном объёме.
Сегодня Россия продолжает оставаться главным потребителем на мировом рынке вторичного транспорта. Требования экологического законодательства работают лишь на бумаге. Даже с введением дополнительных пошлин на грузовые автомобили и спецтехнику б/у, выгода от её приобретения очевидна. Условия, в которых находится отечественный транспортный бизнес отнюдь не способствуют обновлению автопарка. Это по-прежнему высокозатратный в финансовом отношении шаг, позволить который могут очень немногие транспортные компании. А пока, бывший в употреблении грузовой транспорт, строительные машины и дорожная спецтехника продолжают поступать на территорию России из тех стран, где экологические нормы постоянно повышаются, а на транспорт, способствующий загрязнению окружающей среды, вводится дополнительный налог: Япония, Германия, Франция и другие.
Проблемы обновления автопарка в общегосударственном масштабе
Слова президента о необходимости обновления транспортного парка России эксперты трактуют как переход на эксплуатацию ДВС, соответствующих нормам Евро-5. Для городской сети – это повсеместный переход на использование общественного транспорта для перевозки пассажиров, оснащённого гибридным двигателем или электросистемами. Обновить парк коммерческого автотранспорта ещё сложнее. Автотранспортные предприятия не могут нести капитальные затраты в силу своей несостоятельности. А проведение глобальной модернизации потребует продажи дешёвых долгосрочных кредитов с нулевой, подчас ставкой.
К такому повороту дел отечественная банковская система явно не готова. Существует подчас оправданный (по европейским меркам) путь повышения налогов на коммерческий автотранспорт. В результате серьёзно пострадает бизнес, но замена автопарка вряд ли состоится в том объёме, который требуется. Поручение президента может быть исполнено лишь в случае полной согласованности действий законодателей, финансового блока и бизнес-структур при разработке и запуске дополнительных государственных программ субсидирования.
Конечной целью внедрения в стране современных транспортных технологий является повышенный уровень экологичности и безопасности движения. Интеллектуальные транспортные системы, а также системы автономного движения – это прямое продолжение благополучно закрепившейся на рынке системы безопасного управления транспортным средством ЭРА ГЛОНАСС и страховая телематика. Внедрение системы сборов налогов с тяжёлого грузового автотранспорта и системы управления корпоративными автопарками продолжают требовать существенных инвестиций, но качественный подход к реализации подобных проектов с участием государственных средств может снизить период окупаемости до 1-2 лет.
В заключение
Транспортная отрасль является наиболее перспективной экономической сферой. Здесь разработано, создано и запущено множество инструментов, позволяющих реализовать самые смелые общегосударственные проекты. С другой стороны – в системе российского транспорта наиболее прочно обосновался теневой бизнес, легализации которого препятствует несовершенство государственных механизмов налогообложения. Действительность российского менталитета останавливает даже скромные, на фоне общемировых, ожидания экспертов и отраслевых аналитиков.
За рубежом, например, гораздо проще найти инвестора, который готов вложить средства в долгосрочные проекты. В нашей стране оборот инвестиций, выходящий за пределы 5-7 лет, относится к категории высокорискованных финансовых операций. Лишь гарантия экономической стабильности сможет привлечь дополнительные средства в транспортную отрасль, без которых любые реформы останутся на бумаге.
- Воровство груза водителем-грузоперевозчиком Копаевым Николаем Олеговичем 12.10.1987 г.р. Забрал груз в Московской области и пропал.
- Доставка грузов в Калининград
- Страхование груза если транспорт в аренде
- ООО Транспортные системы
- Какое соотношение воды и антифриза допустимо в системе охлаждения в зимнее время?
- Как Транспортная стратегия урегулирует проблемы в системе перевозки грузов
- Государственная Дума рассматривает проект ФЗ «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ»
- Транспортный комплекс в России развивается динамично
- IT-системы в логистике оставляют конкурентов далеко позади
- В Госдуму были направлены два законопроекта, касающиеся автомобильных перевозок грузов
Дополнительные финансовые вливания способны оживить любую отрасль, но перевозчики сами в силах изыскивать резервы для обновления транспорта, важно лишь излишне не ограничивать их деятельность на законодательном уровне.
Понятно, что государство поставило своей целью заработать большие деньги на рынке перевозок грузов автотранспортом. И сделано уже немало: введение акцизов на топливо, экспансия платных автодорог, взимание платы с крупнотоннажных грузовиков. В таких условиях мелкие частные перевозчики становятся банкротами. Растёт уровень безработицы и цен на товары.
Уже вроже сколько времени прошло, а "воз и ныне там". Мелкие частники не выдерживают конкуренции, а крупным компаниям лишь бы карманы себе набить. Мало что меняется в лучшую сторону, особенно в регионах.
Транспортная отрасль действительно требует дополнительных средств для модернизации и развития инфраструктуры. Растущий объем грузовых и пассажирских перевозок оказывает давление на существующие дороги и транспортные узлы, которые часто не справляются с нагрузкой. Инвестиции в новые технологии, улучшение логистики и расширение транспортных маршрутов помогут повысить эффективность и безопасность перевозок. Это положительно скажется на экономике, уменьшит затраты на транспортировку и снизит уровень выбросов в атмосферу.
Интересно, как Путин поднимает тему модернизации транспортной отрасли. Конечно, создание условий для честной конкуренции - это важный шаг, но без внедрения современных цифровых технологий перевозчики рискуют отстать от мировых стандартов. Это напоминает ситуацию с автомобильной промышленностью в Германии, где внедрение инноваций и цифровизация стали основой успеха. Если российские компании не последуют этому примеру, они могут потерять значительную долю рынка. Что касается инфраструктурной ипотеки и привлечения частных средств, это, конечно, может помочь, но стоит помнить о рисках, связанных с долгосрочными инвестициями в России. Важно, чтобы государство обеспечило юридическую и экономическую стабильность, иначе частные инвесторы будут избегать таких проектов. В целом, транспортная отрасль имеет огромный потенциал для роста, но для этого необходима слаженная работа всех участников процесса, включая государство и частный сектор.
Проблемы с обновлением автопарка, которые затронул президент, действительно актуальны. Введение стандартов Евро-5 - это шаг в правильном направлении, но без поддержки со стороны финансового сектора, таких как дешевые кредиты, многие компании просто не смогут себе этого позволить. Надеюсь, что на этот раз слова президента не останутся только на словах.
Затронутая тема экологических норм и перехода на гибридные или электрические двигатели напоминает опыт Японии. Там государство активно поддерживало такие инициативы, и это дало свои плоды. Было бы здорово, если бы и у нас применили подобный подход. Экологичность - это не только тренд, но и необходимость в современных реалиях.