Как Транспортная стратегия урегулирует проблемы в системе перевозки грузов

В настоящее время правительство запускает глобальные проекты, способные перевернуть представление о России, как о ресурсном государстве.

Реализовать эти идеи возможно только с учётом создания единой Транспортной стратегии. Данная отрасль сегодня не без основания определяется властью как кровеносная система экономики страны.

Деловой климат, комплексное развитие регионов, высокий транзитный потенциал, социальная мобильность населения, - всё это напрямую зависит от состояния транспортной сферы государства. Почему при этом столь важное для государства направление не выполняет в полной мере своих функций? Что сдерживает "кровеносную систему" экономики и мешает ей беспрепятственно выполнять свою работу? Законодательство. А точнее, его главный недостаток: несоответствие существующим реалиям.

Проще говоря, Государственная дума с большим опозданием принимает актуальные законы, исполнительная власть ещё больше затягивает с изданием подзаконных актов. На форуме "Транспортно-транзитный потенциал", который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге, данная проблема широко обсуждалась его участниками. По единодушному мнению, существующая система нормативно-правового регулирования транспортного комплекса РФ требует глубокого анализа.

Изменения в транспортном законодательстве 2014-2015 г.

1. Железнодорожный транспорт. 

транспортная стратегия в системе перевозки грузов

В своё время ОАО "РЖД" неоднократно поднимала проблему профицита железнодорожных вагонов, который образовался вследствие неэффективной работы компании-оператора. В связи со снижением оборота железнодорожных грузоперевозок, снизился коэффициент использования подвижного состава в гружёном рейсе.

31 декабря 2014 года были внесены изменения в Устав ж/д транспорта РФ и в соответствующий закон, которые обязали владельцев парка вагонов оплачивать использование путей общего пользования сверх нормативного времени. Когда операторы поняли, что они фактически сами заплатят за простои порожних вагонов, ситуация кардинально изменилась. Заметно увеличилась скорость выполнения услуг по перевозке грузов ж/д транспортом, простои порожних вагонов существенно сократились.

2. Водный транспорт.

транспортная стратегия в системе перевозки грузов

Одновременно были введены поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, регулирующие распределение полномочий по классификации и освидетельствованию водных судов при госрегистрации, в том числе малых судов, используемых в коммерческих целях. Эти изменения позволили привести, наконец, в соответствие отечественное законодательство РФ с международными договорами в сфере коммерческого использования водных судов и их системы перевозки грузов.

3. Автомобильный транспорт.

транспортная стратегия в системе перевозки грузов

Была отработана проблема контроля деятельности за иностранными перевозчиками на территории РФ. Зарубежные транспортные компании в своё время игнорировали требования Конвенции о договоре международной автомобильной системы перевозки грузов в области правил, предписывающих оформление товарно-транспортных накладных, заполнение российских разрешений, а также предъявления документов уполномоченный лицам на территории РФ. Это приводило к нарушению интересов российских грузоперевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.

Были введены изменения, упрощавшие порядок перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов и процесс выдачи специальных разрешений. Новые нормативы касаются того транспорта, чья масса превышает предельно допустимые нормы на более чем на 2%. В этом году законодатели попытались решить проблему разграничения полномочий муниципальных, региональных и федеральных органов власти в транспортной политике, чтобы исключить появление спорных нормативных документов.

Основные направления Транспортной стратегии в 2016 году

Все изменения в законодательстве готовятся с учётом Транспортной стратегии страны. Сегодня в её рамках Минтранс реализует 17 госпрограмм. Они нацелены на увеличение мобильности товарообмена при условии сокращения экономических издержек. Создание современной сопутствующей инфраструктуры позволит России успешно конкурировать на международном рынке транспортных услуг в сфере перевозки грузов.

Ключевой проблемой, стоявшей на пути продвижения Транспортной стратегии в системе перевозки грузов, является хроническое недофинансирование, обострившееся в условиях экономического кризиса конца 2014-2015 г. Осознание этой проблемы привело к тому, что впервые за все годы существования, дорожная отрасль получает 100% всех заложенных в бюджете средств.

Это сразу отразилось на темпах дорожного строительства, которые увеличились в разы Кстати, введение платных дорог создало новую проблему. Дороги общего пользования регионального и муниципального значения испытывают колоссальную нагрузку вследствие увеличения потока движения.

Железнодорожный транспорт активно переходит на высокоскоростное движение. Полным ходом идут подготовительные работы к строительству ВСМ Москва-Казань. Одновременно принимаются практические шаги, направленные на модернизацию Восточного полигона. В конце 2015 года законодатели намерены отрегулировать правила предоставления железнодорожного подвижного состава.

Морской и речной транспорт получит в 2016 году право на саморегулирования рынка лоцманских услуг. Для этого планируется создать специальную организацию, которая будет стабильно и качественно предоставлять лоцманские услуги в соответствии с принятыми международными нормами. В правовую базу будет введено понятие "свободный порт".

Деятельность перевозчиков всех видов транспорта будет регулироваться вновь принятыми законами "О логистической деятельности", и "О статусе логистического оператора". Законопроекты начнут рассматривать уже в декабре 2015 года.

Реализация Транспортной стратегии во многом изменит подход к транспортной политике и системе перевозки грузов. Прежде всего это выразится в том, что расходы по содержанию отраслевой инфраструктуры наряду с государством, а впоследствии и в большей мере, станут нести те, кто ею пользуется: бизнес-компании и конечный потребитель.

В данном случае, государстве перекладывает долю экономической нагрузки на плечи частного капитала. Закон о 12-тонниках уже продемонстрировал реакцию предпринимателей. Насколько удачными в этом отношении окажется последующая законодательная политика, время покажет.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 7 Просмотров: 1362
Автор статьи: / Дата публикации: 11-12-2015
Поиск запроса "транспортная стратегия в системе перевозки грузов" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александр Новосибирск 12.12.2015

Любое улучшение или организация грузоперевозок, как нельзя сказывается на экономике как отдельных регионов так экономики в целом. Может и пагубно влияли на дальников, но вполне устраивали запреты опр. время проезда тяж. грузов в 2014, увы не долго длилась жизнь без пробок.

0
0
Ответить
Федор Петрозаводск 12.12.2015

Правильность принимаемых векторов развития покажет время. Кризис экономики обязывает взвешивать каждое решение, которое в конце цепочки ударит опять по карману рядового потребителя.

0
0
Ответить
Татьяна Нижний Новгород 13.12.2015

Надеюсь, правительство просчитало все и новые проекты послужат развитию транспорта, экономики, а не усугубят уже сложившуюся ситуацию.

0
0
Ответить
Ирина Саратов 06.01.2016

Не все проекты одновременно выгодны перевозчикам и потребителям услуг. Верно сказано, время покажет. Больше всего беспокоит рост стоимости услуг грузоперевозок.

0
0
Ответить
Истислав 11.12.2024

Мне кажется, что тема транспортной стратегии действительно актуальна и важна для России. То, что транспортная сфера влияет на экономику страны, как кровеносная система на организм, - это очень меткое сравнение. Когда говоришь о транспорте, сразу вспоминается ситуация с железными дорогами, и как ОАО 'РЖД' пыталось решить проблему с профицитом вагонов. Интересно, что изменения в законодательстве 2014-2015 годов действительно смогли повлиять на этот вопрос, и скорость перевозок заметно увеличилась. Это прямо как в случае с реформами в авиации в 90-е, когда необходимость адаптации к международным стандартам подтолкнула к изменениям. Однако, то, что законодательство в целом не соответствует реалиям, вызывает опасения. Похоже, что эта ситуация схожа с проблемами в энергетическом секторе, где также не всегда успевают за изменениями. Идея перекладывания части экономической нагрузки на бизнес и потребителей, как это было с законом о 12-тонниках, вызывает много вопросов. Интересно, как это повлияет на малый и средний бизнес. В целом, транспортная стратегия и её реализация могут значительно изменить транспортную политику страны. Но, конечно, многое будет зависеть от того, насколько оперативно и эффективно будут внедряться изменения. Надеюсь, что новые законы, такие как 'О логистической деятельности', помогут улучшить ситуацию. Время покажет, насколько успешными окажутся эти инициативы.

0
0
Ответить
Томоми 12.12.2024

Интересно, как государство планирует сделать транспортную инфраструктуру более современной. Переход на высокоскоростное движение и модернизация Восточного полигона звучат многообещающе. Главное, чтобы финансирование не подвело, ведь без него все эти проекты могут остаться только на бумаге.

0
0
Ответить
Салман 13.12.2024

Отличная статья! Особенно впечатлило, как изменения в законодательстве заставили оператора железнодорожных перевозок оптимизировать использование вагонов. Это хороший пример того, как законодательные инициативы могут стимулировать развитие. Похоже, что стратегия начала приносить свои плоды, что не может не радовать.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: