Услуги перевозки транзитных грузов Россией и Польшей на 2017 год
Отношения между Россией и Польшей всегда были неоднозначными. Будучи соседями, обе страны на протяжении длительной послевоенной истории, старательно избегали открытых конфликтов.
Но при этом никогда не проявляли друг к другу открытого доброжелательного расположения. Последствия двойных стандартов наиболее жёстко испытывают на себе государственные структуры и бизнес, работающие в непосредственном контакте с представителями польской республики.
На протяжении всего 2016 года камнем преткновения становятся взаимоотношения между грузоперевозчиками. Вопрос, сугубо экономический, быстро приобрёл политический оттенок. Пока стороны обвиняли друг друга в предвзятости, перевозчики вынуждены были приостановить рейсы, заняв выжидательную позицию. На границе с Польшей скопились сотни грузовиков. Обязательства по выполнению услуг перевозки срывались. В разгорающийся скандал были втянуты страны Прибалтики, Беларусь.
Россия и Польша делят квоты, а соседи ликуют
По мнению России, польская сторона выдвинула твёрдые требования на получение большего, чем обычно, количества квот. РФ не пожелала идти навстречу, мотивируя свою позицию стремлением Польши превысить традиционные лимиты, и пользуясь этим, попытаться монополизировать рынок автоперевозок. Кроме этого, возникли сопутствующие вопросы: оплата за использование дорог, оформление сопроводительной документации.
Такие проблемы возникают регулярно, в процессе сотрудничества не только с Польшей, но и с другими партнёрами. В данном же случае проявилась откровенная попытка польской стороны продемонстрировать собственное влияние на страны ЕС при выборе ими грузоперевозчика на европейском рынке.
Фактически, вступив на путь шантажа, она попыталась закрыть свою территорию для российских грузовиков, прекрасно понимая, что обходных путей для выполнения услуг по перевозке нашими транспортными компаниями, в принципе, не существует. Возникшие убытки Польша стойко восприняла в качестве побочного эффекта.
Литовские, белорусские и финские транспортные компании ловко воспользовались подвернувшейся возможностью принять левый транзитный груз. Беларусь получила даже дополнительно 10 тыс. квот чтобы не сорвать процесс товаропотока. Согласно международному законодательству существует три категории квот:
- транзитные перевозки;
- двусторонние перевозки;
- услуги по перевозке грузов в адрес третьих стран.
В последнем случае стоит пояснить. Например, перевозки из Германии в Россию выполняют польские грузовики. Данная категория квот и стала камнем преткновения после принятия РФ новых нормативных актов. Изменилась юридическая трактовка «транспортировки в адрес третьих стран». К третьей группе теперь относится перевозка товаров, произведённых на территории Польской республики иностранными компаниями.
Несмотря на то, что год уже близится к завершению, стороны так и не нашли общего языка. Российское правительство посчитало вдруг необходимым максимально использовать своё географическое положение и выжать из транзитных грузов всё, что только можно. Впрочем, Польша действует аналогично. И нашу ближайшую западную соседку трудно упрекать в желании заработать.
До конца года запланировано несколько встреч
Последнюю надежду на оптимальное решение проблемы польского транзита возлагали на заседание Смешанной комиссии, которое проходило в Санкт-Петербурге с 28 по 30 сентября. Россия должна была дать исчерпывающее пояснение на запрос: «Почему не работают принятые в апреле договорённости, согласно которым перевозчики обеих стран должны получить до 170 тыс. разрешений?»
Выделенные квоты никто не аннулировал, но для оптимального их использования российская сторона обязалась разработать соответствующие инструкции. В них надо было чётко прописать порядок осуществления международных транзитных грузоперевозок. Свой проект применения «дозволов» Польша предоставила ещё в апреле этого года, но РФ так и не внесла собственные поправки вплоть до конца сентября.
Национальная Ассоциация Международных перевозчиков возмущается требованиями российских таможенных служб, предъявляемых в отношении польских водителей. По мнению Ассоциации, они носят незаконный характер, так как противоречат разработанным в апреле 2016 года соглашениям в Гданьске.
Наши российские органы ссылаются на новое законодательство, основные положения которого польскую сторону не устраивают в принципе. Данный факт подтвердили в республиканском министерстве строительства и инфраструктуры. «При выполнении одного маршрута польский перевозчик вынужден предоставлять два разных разрешения в адрес одной и той же контролирующей службы».
Кроме того, до конца так и не выработано чёткое определение товара, принадлежащего иностранным компаниям третьих стран, но загруженного или произведённого на территории РП. Сентябрьская Смешанная комиссия всё же выработала злополучную Инструкцию, но с оговоркой. В течение одного месяца грузоперевозчики и надзорные органы власти России и Польши, руководствуясь ею в своей работе определят, насколько принятый регламент способствует устранению административных проволочек.
На следующем двустороннем заседании 10 ноября 2016 года данный вопрос вновь будет обсуждаться. Возможно внесение корректировок и поправок в принятый документ, а также объём контингента «дозволов» на 2017 год.
В заключение
По информации портала polsca24.com от 24 октября 2016 года польское правительство разрабатывает меры по борьбе с нелегальными перевозчиками бензина и дизельного топлива. Изменения направлены, в том числе, и против водителей фур, следующих из России, Беларуси и Украины и реализующих сэкономленный бензин (излишки) на территории РП.
Зарабатывая на разнице цен, перевозчики наносят ущерб польскому национальному бюджету на сумму до 4 млрд злотых в год. Грузовики с соответствующими номерами будут более тщательно подвергаться таможенному досмотру.
Возникает недвусмысленная ситуация. Вполне вероятно, что польская сторона намерена компенсировать потери национального дохода, которые она всё же понесла в связи со вступлением в силу договорённостей Смешанной комиссии. Кроме того, к началу нового её заседания, назначенного на 10 ноября, в руках Польши будет весьма ощутимый козырь.
Экономические отношения двух стран, порой, настолько близки к политическим играм, что зачастую становятся заложниками несостоятельных интриг, последствия которых усложняют и без того сложную работу международных грузоперевозчиков.
- Нужна техника для перевозки опасных грузов
- Over size - перевозка крупногабаритных грузов
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Трал для перевозки негабаритных грузов
- Перевозка опасных грузов в Ярославле
- Как Транспортная стратегия урегулирует проблемы в системе перевозки грузов
- В Якутии в 2018 году пройдет эксперимент по доставке беспилотниками грузов
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Западная Сибирь подводит итоги последствия потепления для услуг грузоперевозок
- Ремонт дорог для перевозки грузов в направлении Крымского полуострова
Так и будут эти игры пока кукловоды с той стороны не будут указывать о создании проблем между странами, а результат один большой минус на котором зарабатывают другие страны.
Сэкономленная водителями фур солярка не может существенно повлиять на топливный рынок. Стоит ли обращать внимания на эти "крохи"?
В Евросоюзе поляков не любили и не любят из-за своей наглости и мошеннических схем в любых сферах жизни. В том числе и в сфере грузоперевозок. А в настоящее время допрыгались "панове"- перекрыли им перевозки не только у нас, но и в рядах стран Евросоюза.
Даже не знала, что так сказать транспортные взаимоотношения с Польше были всегда можно сказать что на грани. Сейчас то дело понятное. Этих взаимоотношений впринципе нет и наверное в обозримом будущем просто не будет от слова совсем. Хотя это достаточно печально