Виды морских грузовых кораблей

Из Европы в Азию доставляется огромное количество грузов. Перевезти их по морю экономически выгоднее, чем по железной дороге, либо на большегрузных автомобилях. Но если эти виды транспорта в перевозках по Евразии ещё составляют конкуренцию кораблям, то совсем другое дело – когда надо что-то доставить на другие континенты. Безусловно, есть ещё и авиация, однако издержки в большинстве случаев чрезмерно велики, а количество перемещаемого груза, наоборот – очень маленькое.

Грузовые суда везут через океан множество видов товаров – нефтепродукты и сельскохозяйственных животных, продукцию химической промышленности и автомобили, электронику и строительные материалы, буровое оборудование и промышленные агрегаты. А значит, требуются самые разные суда.

Какие корабли есть

Бывают узкой специализации (на которых от спуска на воду и до вычёркивания из всех списков возят только одну разновидность товаров); просто специализированные (перевозят несколько грузов одной категории). Кроме того, выделяют ещё суда для перевозки нескольких категорий товаров (так называемая двойная специализация); многоцелевые (на них отправляют широкий ассортимент товаров).

Важно

Лучшие позиции занимают универсальные суда, на которых можно доставить вообще всё, что только способны выработать промышленность и сельское хозяйство.

Однако подобная классификация интересна главным образом самим морякам и организаторам перевозок. Ведь это им надо знать, какое судно отправлять в рейс, когда заказывают доставку определённого вида товаров.

Для заказчиков важнее назначение судна, а не сухое описание «специализированный» или «универсальный». Заметим, что существуют и другие градации (скажем, по допустимому району плаванию, по мощности двигателя, по количеству полезной нагрузки, по скорости и так далее).

Сухогрузы

грузовые корабли

Сухогруз общего назначения встречается чаще всего. На нём везут так называемые генеральные грузы (а заодно и негабаритные, да и очень тяжёлые тоже). Узнать сухогруз, находясь в порту или смотря фильмтелевизионную передачу, может даже непрофессионал. Такое судно всегда оснащается кранами для погрузки и разгрузки (они поднимают до двухсот тысяч килограммов). Товар на сухогрузе может быть отправлен в самой разной таре – ящики, контейнеры, бочки, тюки и др. Корабль имеет две палубы и крупные грузовые трюмы, занимающие главную часть объёма. Обычно один из трюмов – рефрижераторный, в нём повезут товары, нуждающиеся в заданном температурном режиме.

Специализированные сухогрузы перемещают однородные товары и называются соответственно. Например, лесовоз, контейнеровоз, скотовоз – эти названия понятны всем без особых пояснений. Есть, однако, и более «сложные». Знаете ли вы, например, что такое балкер? Или – ролкер? Сейчас мы поясним всё непонятное.

Рефрижераторы перевозят в основном продукты, по десять тысяч тонн в среднем. Будь автомобили или вагоны разумными, они бы позеленели от зависти. Смотря по виду груза, внутри может поддерживаться стабильная температура от плюс шести до минус двадцати градусов. Отдельные рефрижераторы оснащаются холодильными установками повышенной мощности, способными не просто стабилизировать температуру, но и очень быстро заморозить крупные партии продуктов.

Такие суда востребованы, например, в рыболовецком флоте, где задача сохранения добытых морепродуктов в максимально свежем виде очень актуальна. Рефрижераторы, предназначенные для транспортировки фруктов, овощей, оборудуются мощной вентиляцией трюмов.

Контейнеровозы

грузовые корабли

Или по-другому контейнерные суда. Нетрудно догадаться, что они везут различные грузы, упакованные в контейнеры стандартного размера. В сотнях или тысячах контейнеров могут быть уложены от восьми до двадцати тысяч тонн товаров. При этом автоматизация и стандартизация достигли таких высот, что экипаж в десять человек или немногим больше даже на крупном контейнеровозе вполне достаточен.
Вертикальные направляющие в трюме выполняют двоякую задачу: облегчение погрузки и предотвращение смещения груза из-за качки, штормов и так далее. Загрузить и разгрузить контейнеровоз можно во много раз быстрее, нежели обыкновенный сухогруз. Чтобы извлечь доставленные товары из трюмов, применяются портовые козловые краны, которые поднимают до двадцати пяти тысяч килограммов.

Лихтеровоз – один из подвидов контейнеровоза. Он перевозит баржи (внутри которых помещается от трёхсот до двух тысяч тонн полезной нагрузки). По прибытию в порт назначения, баржи спускают на воду и буксируют к причалам. Такой подход позволяет привозить большие грузы даже там, где суда с большим водоизмещением не пройдут.

Ролкеры и балкеры

грузовые корабли

Ролкер, он же трейлерное судно – это корабль, на который можно горизонтально загружать технику благодаря откидыванию кормы. Внутрь въезжают сами (или провозятся терминальными тягачами) автомобили (как легковые, так и грузовые), железнодорожные вагоны и некоторые другие виды техники. Грузоподъёмность ролкера может колебаться от одной до десяти тысяч тонн. На палубу грузового парома ставятся контейнеры (дабы место не пропадало зря).

Важно

Использование судов такого класса отличается скоростной загрузкой и выгрузкой.

На балкер который грузы наваливаются и насыпаются без тары. Например, уголь и древесина, песок и руда металлов, зерновые, щебень, цемент. У балкеров есть только одна палуба. Поскольку перечисленные выше грузы не являются срочными, скорость судов может быть маленькой, зато достигается выигрыш в перевозимой массе (более ста тысяч тонн).

Другие особенности балкеров также обусловлены их функцией. Например, стенки могут наклоняться, чтобы насыпные грузы сами укладывались наиболее компактно. Размещение грузов внутри производится с использованием портовых погрузочных устройств. Лишь немногие балкеры оборудованы ленточными транспортёрами.

Лесовозы доставляют из одного порта в другой круглый лес и пиломатериалы. Как и балкеры, они в основном однопалубные. Если лесовоз не речной, а морской, он всегда усилен ледовой защитой, чтобы посещать порты в Северном Ледовитом океане.

Везём жидкий груз, или о танкерах

Всем вроде бы хороши только что описанные корабли – и вместительны они, и много чего перевезти смогут. А что, если надо отправить нефтепродукты или иные жидкости? Тогда нужен танкер.
У танкеров всегда одна палуба. Это одни из самых больших кораблей не только в грузовом флоте, но и в мировом океане в целом. С ними могут соперничать по величине и водоизмещению только авианосцы, крупнейшие круизные лайнеры и морские буровые платформы. В самом деле, сотни тысяч тонн – это не шутка.

Верхняя палуба любого танкера пронизана, словно хороший сыр дырками, массой труб для залива и вылива грузов. В насосном отделении расположена аппаратура, выкачивающая возимые жидкости наружу. Двойное дно и двойные борта позволяют избежать множества случаев попадания нефтепродуктов в открытое море, что может быть очень губительным для природы.

Танкер

Часть танкеров может везти пять видов жидкостей одновременно, это обеспечивается разделением грузов по отдельным бакам (танкам). Разумеется, система закачки и слива тоже оптимизируется, чтобы разные грузы не смешивались между собой.

Помимо нефти и нефтепродуктов, танкер может перемещать вино и масла, продукты химического синтеза, щёлочи и кислоты. Возможности увеличения ёмкости танкеров исчерпаны, уже сегодня им трудно заходить даже в крупные порты.

Не только жидкость, но и газ

Регулярно возникает необходимость отправить по морю сжиженные горючие газы. Суда-газовозы оборудованы вставленными в корпуса цистернами различной формы, в зависимости от целевого газа. Компрессоры, насосы и трубопроводы на борту позволяют разгружать газовоз даже в плохо оборудованном порту.

И о паромах

Когда надо связать между собой какие-то определённые пункты, используются паромы. Есть паромы пассажирские, железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, автомобильно-железнодорожные. Часть их имеет водоизмещение до шестидесяти тысяч тонн. Въезд транспорта осуществляется через рампы на носу и корме, через бортовые лаппорты. Средний паром берёт на борт до тысячи пассажиров, или до двухсот автомобилей, или до пятидесяти вагонов.

Рейтинг: 8
Всего оценок: 4 Комментариев: 9 Просмотров: 25500
Автор статьи: / Дата публикации: 02-07-2016 / Обновлено: 13-11-2020
Поиск запроса "грузовые корабли" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Познар Бавлы 02.07.2016

Познавательно. Важнейшим для каждого вида кораблей есть безопасность как персонала, и груза для заказчика. Было бы многим интересно узнать и об этом. Также много отечественных кораблей требуют осовременивая.

2
1
Ответить
Владимир Герман Псков 03.07.2016

Видов кораблей, транспортирующих грузы, достаточно много. Это не удивляет, учитывая разнообразие задач, стоящих перед морским флотом.

0
1
Ответить
Илья Краснодар 14.07.2016

В принципе, описанные в статье транспортные средства принято назвать судами. Кораблями "обзывают" военно-морские плавсредства.

2
1
Ответить
Роман Майский 25.07.2016

Очень интересная и обстоятельная статья, а что мне особенно понравилось - без воды, коротко и по сути, хотя тема с первого взгляда - большая.

1
0
Ответить
Ольга Москва 25.09.2017

Добрый день, подскажите пожалуйста, перевозите ли вы газовый конденсат. Маршрут Феодосия - Астрахань. Заранее спасибо,

0
0
Ответить
Александр Москва 26.08.2020

Четко, ясно и без воды описаны основные виды морских судов. Информативная и грамотная статья.

1
1
Ответить
Эрнст 11.12.2024

Читая статью о различных типах грузовых судов, не могу не отметить, как важно понимать их разнообразие и специфику. Это как в логистике на суше: выбор между грузовиком и поездом может существенно повлиять на цену и сроки доставки. Например, контейнеровозы напоминают современную версию конвейеров на фабриках. Их стандартизированные контейнеры позволяют оптимизировать процесс погрузки и разгрузки, что напоминает мне о принципах бережливого производства, где важна каждая секунда. С другой стороны, танкеры, перевозящие жидкости, кажутся настоящими гигантами на море. Их роль в транспортировке нефти и других жидкостей сопоставима с магистральными трубопроводами на суше: они тоже обеспечивают бесперебойную доставку стратегически важных грузов. Также стоит упомянуть ролкеры, которые благодаря своей возможности горизонтальной загрузки и выгрузки, напоминают мне о гибкости современных складов, где движение товаров происходит с минимальными затратами времени и ресурсов. Балкеры, в свою очередь, с их способностью перевозить сыпучие грузы, такие как зерно или уголь, напоминают мне о значении железнодорожных вагонов-хопперов в сельском хозяйстве и промышленности. Важно, что все эти суда, несмотря на различия, работают как единая система, обеспечивая стабильность мировой торговли. Это как хорошо отлаженный механизм, где каждая деталь имеет своё предназначение и работает на общий результат.

0
0
Ответить
Шамсуддин 12.12.2024

Очень интересно, как контейнеровозы, благодаря своей автоматизации, напоминают современные склады с системами управления складскими запасами. Это отличный пример того, как стандартизация может значительно ускорить и упростить логистические процессы. Само движение контейнеров по миру можно сравнить с перемещением информации в интернете: быстро, чётко и в большом объёме.

0
0
Ответить
Полиевкт 13.12.2024

Танкеры, с их огромными размерами и способностью перевозить разные жидкости, поразительно напоминают мне о нефтепроводах. Их важность в глобальной экономике трудно переоценить, ведь они обеспечивают доставку ключевых энергетических ресурсов. Двойное дно и борта показывают, как важно учитывать экологические риски и защищать окружающую среду.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: