Возможные проблемы с электронной транспортной накладной
Уже в 2020 году правительство Российской Федерации планирует полномасштабное и окончательное внедрение на территории страны электронной транспортной накладной. Уже подготовлен к принятию пакет соответствующих законов. Однако данный инновационный проект по-прежнему вызывает массу вопросов, которые без своевременного решения могут крайне негативно сказаться на работе транспортной сферы.
Цифровые технологии и закон
Согласно общепринятой формулировке, электронная транспортная накладная — это специальный документ, оформленный в электронном виде. Но единого регламента работы с ней разработано не будет, пока правительство РФ не примет соответствующий законопроект. Но даже в случае принятия пакета законов ясности в данный процесс, ограниченный описанием «грузоотправитель — перевозчик — грузополучатель», не будет внесено. Игнорируется множество тонкостей, определяющих эффективность и безопасность различных видов перевозок. Поэтому логистические компании, решившие стать «пионерами», использующими транспортные накладные в электронном виде, столкнулись с несколькими трудностями.
Проблема 1: Подлинность подписи
Согласно мнению Минэкономразвития, подпись электронной транспортной накладной является крайне уязвимой для подделки. На практике это сделать достаточно просто любому работнику, задействованному в процессе перевозки.
Но решение было найдено быстро: подписание с водителем договора об идентификации его электронной подписи, то есть присвоение ему идентификационного ключа, хранящегося в общей базе данных компании. Такой ключ легкодоступен для сверки во время проверки и делает фальсификацию подписи совершенно невозможной. Однако такая услуга будет стоить примерно в пять раз дороже самой электронной подписи.
Проблема 2: Поиски экспедитора
В электронной транспортной накладной не учитывается всё многообразие схем транспортного процесса, кроме схемы, когда есть только одна транспортная компания, водитель, грузоотправитель и грузополучатель.
В частности, работу с экспедиторами можно без проблем включить в электронную накладную отдельно, присвоив им отдельный индекс. А тот факт, что многие логистические компании уже используют подобные кейсы в своей работе, только подтверждает широкие перспективы данного решения.
Проблема 3: невозможность переадресации груза получателем
В представленном проекте подробно описана работа с принятым к перевозке грузом по стандартной схеме. Современный электронный документооборот позволяет участникам транспортного процесса без каких-либо проблем отправлять и принимать заявки, а также выстраивать маршрут доставки груза.
Однако в текущей версии законопроекта отсутствуют описания схемы действия, если получатель принял решение о переадресации груза или же договором перевозки эта процедура запрещена вовсе. Согласно мнению Минэкономразвития, предложить конкретное решение данной проблемы нельзя, есть только некоторые версии, как выйти из столь затруднительного положения.
Проблема 4: проверка документов ГИБДД
Согласно действующей редакции Правил Дорожного Движения, сотрудник постовой службы имеет право потребовать от водителя транспортного средства предъявить для проверки документы на перевозимый груз. В случае, если в процессе перевозок используется исключительно электронная транспортная накладная, то это требование просто невыполнимо. Выход может быть только один — подключить базу данных ГИБДД к базе данных электронных накладных.
Проблема 5: прозрачность и коммерческая тайна.
Согласно содержанию законопроекта, оператор ЭТН обязан предоставлять по запросу аналитической системе данные накладной. Но тогда существует риск выдачи вместе с запрашиваемыми материалами данных, классифицируемых как коммерческая тайна, охраняемая соответствующим законом.
Решение этой проблемы может быть достигнуто через внедрение в систему ЭТН функции шифрования данных коммерческой тайны, в результате чего они не будут доступны третьей стороне.
Проблема 6: Слишком много документов
По мнению Минэкономразвития, для процедур оформления электронных накладных существует риск стать слишком трудоёмким процессом. Это результат отсутствия единой формы и реестра ЭТН, способных синхронизировать работу операторов и избежать необходимости заключения дополнительных договоров и соглашений с занятыми в перевозке компаниями.
Ряд фирм уже провёл испытания сервиса «облачной подписи», предназначенного для унификации электронных транспортных накладных.
Проект по внедрению электронных транспортных накладных готовится к окончательному внедрению уже в 2020 году, а решения и предложения логистических компаний, разработанные после подведения итогов первых испытаний ЭТН, окажут неоценимую помощь в его реализации.
- Электронное ОСАГО, есть ли проблемы с оформлением?
- Пропечатанные накладные
- ООО Транспортные системы
- По транспортной карте детский билет по цене равен взрослому. Законно ли это?
- Кто разбирается в торгах на электронных площадках?
- Новая система контроля международных перевозок
- Перевозчики в Татарстане будут работать по электронным накладным
- Когда «безбумажные грузы» станут реальностью?
- К 2026 году Европа намерена перейти на электронные накладные
- Экспедитор может стать только отправителем в электронной накладной
Однозначно, что проблемы с электронными документами есть и будут. Но уверен, что разработчики этих ресурсов будут усовершенствовать электронные документы и устранять проблемы и ошибки.
Окончательные вопросы пока ещё теоретические, вот практика начнёт показывать все возможное несовершенство нововведений и к этому нужно быть готовым чтобы вносить исправления без промедлений.
Добрый день. Да, есть моменты в работе с ЭТРАН. Данная программа строилась постепенно и все проблемы обойди не всегда удается. Как говорится - путь осилит идущий. Над программой постоянно ведется работа по улучшению. Есть мысли об отказе от электронных подписей. Например, двигаясь по пути банков, завязать подтверждение операций на мобильные номера телефонов с подтверждением по смс или с помощью приложения. Также, в рамках оптимизации и улучшения пользовательского опыта, необходимо перевести весь функционал ЭТРАН на единую облачную платформу etran.ru. Облачная платформа с идентификацией через мобильный или приложение значительно упростит и ускорит работу с программой для всех пользователей. В век стремительного развития информационных технологий, наша первоочередная задача создавать максимально простой, при этом - эффективный пользовательский опыт. Автоматизация максимального количества процессов. Спасибо. etran.ru
Интересная статья, спасибо за информацию! Внедрение электронной транспортной накладной — это шаг вперед в цифровизации логистики, но вызывает много вопросов. Одна из ключевых проблем — это подлинность электронной подписи. Важно понять, что, как и в случае с использованием электронной подписи в банковской сфере, безопасность должна быть на высшем уровне. Если в банковской отрасли удалось внедрить двуфакторную аутентификацию, то логистика может перенять этот опыт для подтверждения подлинности документов и избежать фальсификаций. Далее, проблема с экспедиторами: действительно, современные логистические процессы редко ограничиваются одной транспортной компанией, и необходимо предусмотреть возможность их участия. Многие компании уже внедряют подобные решения, и это должно быть учтено в законопроекте. Наконец, проблема прозрачности и коммерческой тайны напоминает мне обсуждения в IT-секторе, где всегда встает вопрос защиты данных. Простой и эффективный способ решения — это использование технологий шифрования. На мой взгляд, если все эти вопросы будут решены, это существенно облегчит работу логистических компаний и сделает процесс перевозки более прозрачным и безопасным.
Интересный проект, но как быть с проверкой документов ГИБДД? Неужели подключение их базы данных к базе данных накладных — единственный выход? Это звучит как серьезная интеграция, требующая времени и ресурсов.
Проблема с переадресацией груза действительно серьезная. В современном мире гибкость — ключ к успеху. Возможно, стоит взглянуть на опыт западных коллег, где подобные вопросы уже решены с помощью цифровых платформ для доставки.